«По ту сторону фотографии» – серия ежемесячных публикаций на Lenscratch, ставящая своей целью помочь фотографам развивать их художественную практику помимо непосредственной работы с камерой. Создание фотографий – лишь одна, небольшая часть пути фотографа. В этой серии публикаций, мы исследуем инструменты, стратегии и лучшие практические подходы, которые помогают создавать и поддерживать карьеру в современном искусстве.
Ранние фотографические процессы, такие как дагерротип или тинтайп, приводили к созданию единственного, уникального произведения. Дальше, по мере развития фотографии, появилась возможность печати множества изображений. В 1840-х Уильям Генри Фокс Тальбот ввел в обращение процесс калотипии, в котором впервые использовался негатив, дававший возможность печати многих позитивных изображений. Более поздние процессы, такие как альбумин и фотогравюра, позволяли печатать больше высококачественных репродукций. Дальнейшее развитие фотографических процессов привело к открытию желатин-серебряной и платино-палладиевой печати, что еще более расширило возможность тиражирования.
На протяжении большей части 20-го века фотографы редко ограничивали тиражи своих работ. Четкое определение тиража фотографий началось в 1970х–80х, заимствованное из печатной графики, так как галереи и коллекционеры стремились создать регулярный рынок фотографического искусства. Через какое-то время подписывание работ, их нумерация и ограничение тиража стали нормой профессиональной практики.
В течение 1980х–90х многие фотографы, включая таких авторов, как Кейт Картер и Майкл Кенна, делали довольно большие тиражи своих работ. Позже, большинство авторов пришло к тиражам меньших размеров.
«Я начал нумеровать свои отпечатки в 1981 году, когда на выставке в The Stephen Wirtz Gallery а Сан-Франциско было продано более 100 отпечатков, и по очень недорогой цене. Мне предложили ограничить количество отпечатков с каждого негатива, и при этом пропорционально поднимать цену по мере распродажи тиража. Помимо прочего, такая схема побуждает покупателей обращать внимание на новые работы, которые пока не столь дороги, как старые, более известные. И, что более важно, она побуждает автора делать новые работы».
Майкл Кенна
«Большая часть моих отпечатков имеет тираж 45 экземпляров, некоторые – 90, а один – аж 180, потому что я продал больше 100 копий этой работы к тому времени, как ввел нумерованный тираж. Сейчас, учитывая, что я по-прежнему сам печатаю весь тираж в «темной комнате», я считаю, что лучшее количество для меня – 25 экземпляров. Это означает, что каждый негатив требует печати в 2–3 захода, и в процессе остается достаточно творчества и спонтанности. Мне очень нравится печатать фотографии, но в мои 72 года солнце и витамин D мне тоже нужны!».
Майкл Кенна
Сегодня, фотографы могут без проблем производить сколько угодно отпечатков, абсолютно идентичных между собой. С возможностью приходит ответственность. Четкий тираж – не только логистический выбор, это соглашение с миром. Решения о размере, материале, количестве и презентации должны быть хорошо продуманы, ясно сообщены и оставаться постоянными с того момента, как работа показана миру.
Продуманное тиражирование строит базу для доверительных отношений с коллекционерами, поддерживает цену в долговременном смысле, и повышает ценность ручной работы.
Начните с четких решений
Прежде, чем предлагать фотографии на продажу, вы должны продумать и принять все решения, связанные с тиражированием, включая:
- размер тиража;
- количество «авторских экземпляров» (Artist’s Proofs) (APs);
- размеры отпечатка и бумаги;
- материалы и процессы;
- будут ли вноситься изменения;
- как будут подписываться и документироваться работы.
Изменение в этих условиях после того, как коллекционеры приняли решение о покупке работы, может подорвать доверие и обесценить эту фотографию. Решите заранее – и оставайтесь последовательным.
«Начинающим художникам, которые не уверены в том, будут ли их работы представлены в галереях в будущем, рекомендуется нумеровать отпечатки и отслеживать, что было продано, подарено или обменяно».
Том Глиттерман, Gitterman Gallery, Нью-Йорк
Размер отпечатка, формат и материалы
Размер и формат отпечатка должны соответствовать картинке и проекту в целом. Учитывайте соотношение сторон, разрешение, зерно или шум, и может ли картинка быть использована без потерь в большем формате. Сделайте отпечатки на различных бумагах и разного размера для сравнения, чтобы определиться, какая визуализация оказывается наилучшей.
Иногда, интимность изображения теряется при печати в большем формате, так что «больше» не всегда значит «лучше». Фотограф Дж. П. Терлицци (JP Terlizzi) выбрал единственный размер для сделанных вручную отпечатков из его серии «Потомки» (Descendents), потому что он считает, что при показе на выставки работ в одном формате, воздействие более выразительно.
«Каждый выбор материалов и способов представления фотографий в проекте «Наследники» был продуманным. Мне хотелось чего-то теплого, притягательного, интимного – чего-то, что ощущалось бы как семейное. Круглый формат 7 дюймов в диаметре как раз подходит для этого: круг символизирует продолжение, контакт, и циклический характер семейных связей, в то время как размер подводит зрителя близко, создавая портал в воспоминания. Нить была включена в качестве отсылки к моему деду по материнской линии, который был сапожником, и бабушке по той же линии, портнихе. Получилась такая материальная связь между прошлым и будущим. Микроскопические предметные стекла с образцами моей крови защищают эти сокровенные следы моей генетической линии, сохраняя связь для будущих поколений. Вместе эти решения создают многослойное, осязаемое выражение родословной, памяти и непреходящих связей, формирующих мою личность».
Дж. П. Терлицци
Когда вы определились с материалом и размером, сделайте подборку стандартных отпечатков, обычно маленького размера – чтобы было с чем сравнивать новые. Эти картинки должны быть максимально выверены по плотности, тонам и цвету (если он есть).
«Для одной из своих серий, я выбрала цифровую хромогенную печать, чтобы сохранить детали в тенях. Такие отпечатки делаются только на больших коммерческих машинах в профессиональных лабораториях, так что я сделала два альбома стандартных отпечатков – один для себя, и второй для использования в лаборатории, чтобы всегда был под рукой».
Жанин Михна-Бейлз
Многие художники при тиражировании следуют «правилу трёх» – делают отпечатки малого, среднего и большого размера, при этом число их в тираже уменьшается по мере увеличения размера. При этом предлагать слишком много вариантов размера не надо – это снижает ценность работ и раздражает коллекционеров; ограниченный ассортимент подчеркивает ясность и замысел. Отпечатки, сделанные вручную, особенно технически сложным способом, могут существовать в единственном размере, что усиливает впечатление от них на выставке.
Если предлагается несколько размеров, каждый из них рассматривается как отдельный тираж. При этом, во избежание путаницы, размеры должны четко различаться, и тираж большего размера должен быть меньше.
Внутри тиража важна последовательность. Отпечатки надо делать на одинаковой бумаге, используя один и тот же процесс и стандарты, насколько это возможно. Так сказать, художник может вносить неизбежные изменения – например, если бумага больше не выпускается, смена принтеров или иной устаревшей техники – но все это должно быть осознанно и прозрачно.
Бывает, что коллекционер может попросить сделать по заказу отпечаток другого размера, не попадающего в имеющиеся тиражи. Вы можете выбрать жесткую политику «никаких дополнительных отпечатков». Или же решить, что фотография вполне себе работает в нестандартном размере или на необычном носителе. В этом случае печать нестандартного оттиска должна быть выполнена либо в размере наиболее близком к стандартному, либо в виде авторского экземпляра (Artist Proof, AP) в рамках параметров вашего первоначального тиража.
Определение размера и структуры тиража
Меньший, ограниченный тираж обычно ценится коллекционерами выше, чем больший, и тем более «открытый». Нет универсального «правильного» количества отпечатков; тираж обычно отражает концептуальный посыл работы, вложенный труд, и то, как художник хочет, чтобы его произведение жило в мире. Мнения о тиражах бывают весьма разные. От отсутствия предпочтений, если тиражом занимаются музейные кураторы, до одиночных маленьких тиражей в случае некоторых галерей и аукционных домов, до других галеристов, придерживающихся «правила трёх» и дифференцированного ценообразования. В последнем случае рассмотрите возможность институциональной скидки или замораживания цены для учреждения в ходе длительного процесса приобретения.
«Хотя я понимаю цель выпуска тиражей отпечатков, это кажется искусственным для фотографии, поскольку навязано этому виду искусства рынком. Поскольку маловероятно, что такое учреждение, как музей изобразительных искусств, когда-либо продаст отпечаток из своей коллекции, подобная рыночная стоимость или редкость не являются серьезным фактором для куратора музея. Ограниченные тиражи, особенно с постоянно растущей ценой, создают ложное ощущение срочности, что может затруднить медленный процесс утверждения экспонатов в музее».
Грегори Дж. Харрис, Куратор фотографии музея Хай, Атланта, Джорджия
«Мне нравится полагаться на то, как сам художник видит жизнь своих произведений за пределами студии. Если меня спрашивают о тиражах, я рекомендую полагаться на современные тенденции, небольшие тиражи (коллекционеры, как мне кажется, предпочитают такой вариант). Я думаю, что в большинстве случаев тираж в 15 экземпляров близок к оптимальному, но никаких обоснований для этой конкретной цифры у меня нет. Когда отпечаток очень большого размера, я думаю, тираж должен быть даже меньшим, например 3 экземпляра».
Арника Докинз из Arnika Dawkins Photographic Fine Art Gallery, Атланта, Джорджия
«Я предпочитаю интересоваться самим произведением, а не фактом его тиражности. Поэтому я предпочитаю маленькие тиражи стандартного размера, которые наилучшим образом выражают суть произведения. Когда внутри проекта существуют отпечатки разного размера – это нормально. Я предпочитаю, чтобы произведение имело четкую стабильную стоимость, и думаю, что ступенчато возрастающая цена внутри тиража подрывает это видение. Однако, не имею ничего против того, чтобы один или несколько последних отпечатков продавались дороже. В общем, мое мнение – художник определяет размер и тираж работы по своему усмотрению».
Том Гиттерман, Gitterman Gallery, Нью-Йорк
Обычная структура тиража отпечатков в файн-арт фотографии может выглядеть следующим образом:
- малый размер: тираж 10–12 экземпляров + 2 Aps (авторских);
- средний: тираж 5–7 + 1–2 Aps;
- большой: тираж 3 + 1 AP.
Авторские экземпляры не входят в нумерованный тираж и всегда должны быть четко помечены и зафиксированы. Их часто сохраняют на особый случай и оценивают выше, чем обычные тиражные отпечатки.
Если вы планируете выпустить отдельно ограниченный тираж именно серии работ, желательно заранее сообщить об этом. Размеры этих отпечатков должны существенно отличаться, чтобы их не путали с размерами отпечатков ограниченного тиража.
Когда тираж распродан, никаких дополнительных отпечатков этого размера и формата делаться не должно. Завершенность тиража – это приверженность принципу дефицита и порядочность по отношению к коллекционерам, приобретавшим тиражные работы.
В редких случаях бывает так, что коллекционер или институция теряют отпечаток из-за чрезвычайных обстоятельств, таких как пожар, наводнение и тому подобное. В этих случаях допустимо восполнить погибший отпечаток новой копией, записанной под тем же тиражным номером. Желательно, чтобы были предоставлены доказательства гибели отпечатка, хотя можно произвести замену и основываясь на доверии. Обычно в таких случаях учреждение или коллекционер покрывают цену печати и доставки, не включая стоимость более дорогой части тиража, если она имеется.
Уникальные и вариабельные тиражи
Иногда бывает так, что разные отпечатки не являются идентичными, хотя происходят из одного источника. Они могут различаться материально и/или визуально. Различия могут быть вызваны изменениями в интерпретации, подложке, наносимых вручную материалах или отделке. Эти работы относятся как бы к одной «семье», оставаясь разными.
Лучшие практические решения в этом случае включают:
- делайте минимальный тираж и добивайтесь максимально возможной устойчивости вида работ;
- четко метьте работы как EV или VE (Edition Variable / Variable Edition, вариабельный тираж) , давая понять, что каждая работа уникальна;
- с самого начала будьте откровенны о расхождениях и причинах их возникновения.
Этот подход имеет глубокие корни в художественной гравюре и позволяет изображениям развиваться с течением времени, а не существовать в виде фиксированных копий.
«Я редактирую свои фотографии как уникальные варианты, так как ни файл изображения, ни материалы не являются чем-то неизменным. Хотя отпечатки могут происходить от одного фотографического кадра, я часто возвращаюсь к цифровой заготовке для печати, и время от времени вношу в нее изменения. Я не всегда печатаю с одного и того же неизмененного файла, и не печатаю сразу весь тираж. Эти изменения отражают то, как я чувствую – на уровне эмоций, восприятия, на уровне материальном – во время печати. Я также могу печатать одно и то же изображение на разном материале, чаще всего это козо или пергамент. Кроме того, выбор драгоценного металла может меняться от одного отпечатка к другому, влияя на тон, отражательную способность и атмосферу. Ручная работа – по сути, гарантия, что материалы каждый раз ведут себя слегка по-разному. Придя к фотографии через живопись, я по-прежнему интересуюсь интерпретацией, повторным подходом к работе, и считаю, что изображение может развиваться».
Венди Шнайдер, художница
Подпись, нумерация и документация
Каждый отпечаток в тираже должен быть подписан, пронумерован и датирован с целью сохранения наследия. Подписи могут располагаться на переднем поле или на обороте (на задней стороне), в зависимости от оформления и предпочтений художника. Для подписи чаще всего используется карандаш из-за стойкости, в том числе к выгоранию, и потому, что его проблематично подделать цифровым способом. Некоторые виды бумаги, например хромогенные отпечатки, принимают только чернила. В этом случае, используйте архивные чернила, и следите, чтобы они успели нормально просохнуть. Если подпись находится на обороте, важно, чтобы она не просвечивала на лицевую сторону. Лучше всего протестировать все, что можно, на пробном отпечатке, чтобы быть уверенным в результате.
Каждая работа должна содержать:
- имя художника;
- название (и серию, если есть);
- год, когда сделана работа;
- номер в тираже;
- год создания отпечатка;
- имя печатника (если это не автор).
Подпись, прикрепленная на обратную сторону оформленной в раму работы, дает дополнительную верификацию, подтверждает, что художник одобряет финальное оформление работы, и гарантирует, что информация не будет утеряна при переоформлении работы. Некоторые художники предпочитают подписывать паспарту, в которое оформлена работа. Это подойдет, если одновременно будет подписан и сам отпечаток на случай, если паспарту и отпечаток отделятся друг от друга в будущем по той или иной причине.
Сертификаты подлинности (Certificates of Authenticity (COAs)) использовать настоятельно рекомендуется, особенно для крупноформатных отпечатков, сделанных в профессиональной лаборатории. Это должна быть качественно напечатанная страница, содержащая следующее:
- идентификатор художника/студии, например логотип;
- маленькое превью изображения;
- название работы и серии, если необходимо;
- размер оригинала и дату создания;
- год изготовления отпечатка;
- имя печатника (если это не автор);
- номер в тираже;
- использованные материалы;
- подпись художника.
Ведение документации и прозрачность
Тщательное ведение документации необходимо. Отслеживайте каждый сделанный и каждый проданный отпечаток, включая размер тиража, информацию о покупателе, и наличие этого тиража в продаже. Ясная документация придает уверенности покупателям, помогает поддерживать отношения с галереями, и обеспечивает долгосрочную сохранность авторского архива.
Многие художники используют специальное программное обеспечение, например Artwork Archive, чтобы вести все записи в единой системе и в едином месте. Это сильно уменьшает риск ошибок. Artwork Archive помогает вам организоваться и предоставляет надежную платформу, чтобы контролировать ваши тиражи, наличие отпечатков, проданные работы, и даже историю выставок. Однако, помните, что программа настолько хороша, насколько хорошую информацию вы вкладываете в нее.
Дополнение вашей внутренней документации видеоматериалами, которые можно предоставить галереям, чтобы подтвердить наличие отпечатков, распроданные тиражи и оставшиеся размеры, есть свидетельство вашего профессионализма. Документы могут быть помечены цветовым кодом, чтобы наглядно показывать приобретения коллекционеров, приобретения для образовательных / художественных учреждений и даже пожертвования. Сохранение файла в виде PDF с данными, помещенными в название, позволяет галереям видеть, где находится тираж в каждый момент времени. Создавать эти документы лучше всего в Adobe InDesign.
Финальные мысли
Нет единственной и неповторимой стратегии ведения тиражей, которая по умолчанию подойдет для любого художника и для любого проекта. Некоторые работы выигрывают от жесткого ограничения, другие не теряют значимости от большого тиража. Главную роль играет намерение.
Регулирование тиража должно идти на пользу произведению – и никак иначе. Когда решения о размере, количестве, материалах и разнообразии принимаются согласно с видением художника, такое редактирование становится рамкой, помогающей работе, вышедшей из студии художника, жить ясной, этичной и осмысленной жизнью.
«Для меня искусство – это средство выражения для индивидуума или группы через избранный ими медиум. Это творчество, надеюсь, имеет силу для воздействия на жизнь других людей. Лучшее искусство резонирует со зрителем и по прошествии времени, несмотря на смену контекста».
Том Гиттерман, Gitterman Gallery, Нью-Йорк
Еще из этой серии:
- Сила промо материалов
- Разработка эффективных предложений по выставкам и публикациям
- Практика осознанности или поиск собственного пути
- Создание долгосрочных фотопроектов
- Как работать фотографу-документалисту с фоторедакторами
- Как работает фоторедактор с фотографами-документалистами
- Построение отношений фотографа и куратора
Оригинал на сайте Lenscratch
Перевод с английского Александра Курловича



