Андрей Безукладников

Фотоувеличение

16.3.2021 15:29

Практически весь 1990 год я посвятил работе над серией фотоколлажей «Карты Таро». Идею создания этой серии мне подарил французский букинист Серж Плантюро. Он в то время собирал коллекцию артефактов на тему «Магия и Математика» и, оказавшись у меня в гостях, заметил репринтное издание книги Папюса «Предсказательное Таро». «À PROPOS DE! Vous êtes intéressé par le tarot?» – воскликнул Серж. «А почему бы тебе самому не изготовить свою колоду. Все великие художники в своё время сделали это, включая Дюрера и Дали, – сказал он по-французски, благо в нашей компании оказался переводчик. – Я бы включил твою колоду в свою коллекцию, которую намерен представить на крупной букинистической ярмарке в Париже», – продолжил Серж. 

Я обещал подумать, хотя идея захватила сразу. Я придумал такую концепцию карт: позади 12 лет, отданных фотографии. Это число показалось символически значимым. За это время проявлено около двух тысяч плёнок, с которых отпечатаны контакты. Я решил использовать в качестве модуля контактный отпечаток 24х36 мм. Рамка карты должна состоять из 22 двух контролек – ровно столько в колоде старших арканов. Каждый кадр должен был как-то объяснять роль аркана. В центре должно располагаться изображение самого аркана. В результате серия символизировала бы окончание моего 12-летнего погружения в искусство фотографии.

В то время я был очарован «Светлой Камерой» Барта и твердо убежден, что фотография обязана быть прямым отражением реальности, а значит мои коллажи должны состоять из некадрированных самостоятельных снимков, каждый из которых является прямым документом реальности. Сразу скажу – мне это не удалось. Однако некоторые карты все же соответствуют этой концепции.

Полных 9 месяцев потребовалось для завершения серии. Каждый кадр был найден в состоянии медитации, вырезан макетным ножом и приклеен клеем момент на плотную бумагу. Затем в лаборатории издательства «Наше Наследие» были сделаны репродукции высочайшего качества для контактной печати и отпечатан тираж из 15 колод, которые благополучно пополнили коллекцию Сержа, где уже находились невероятные экспонаты, например, авторская рукопись теоремы Лобачевского. Оригинальные коллажи остались у меня и в 1993 году были выставлены в Якут галерее, где проданы за хорошие деньги французскому коллекционеру издателю журнала Actuel – Жану-Франсуа Бизоту.

Серж пристроил одну колоду в коллекцию Национальной библиотеки города Парижа, еще одну в музей игральных карт Musée Français de la Carte à Jouer, одна осталась у меня, судьба остальных колод мне неизвестна.

Долгое время у меня хранились листовые негативы репродукций, но во время очередного переезда, куда-то пропали. Были еще 35-мм слайды, которые я сделал за час до отправки оригиналов Бизоту. В 1996 году эти слайды были оцифрованы для плаката-вкладыша в первый номер журнала «Камера Обскура», после чего также бесследно пропали. Зато мне достались сканы.

К сожалению, сканы оказались небольшими – сканирование в те годы стоило немерено – а для плаката нужны были маленькие картинки. То есть, для показа в интернете достаточно, а для выставочной печати мелковато, максимум можно выжать 15x9 см. Конечно, как только у меня появился Фотошоп, я пробовал увеличивать сканы, но результат был удручающий.

Со временем для этой цели стали появляться алгоритмы на основе фрактальной геометрии, дорогие и беспомощные.

Наконец, наступило наше время. Искусственный интеллект начал внедряться в программы для редактирования изображений, в том числе и для увеличения.

Я решил исследовать этот вопрос. Вот небольшой отчет.

Последняя версия Adobe Camera RAW увеличивает всего в 2 раза. Но делает это весьма корректно и даже с небольшим улучшением. Но хочется большего:-) Настроек увеличения нет.

Pixelmator Pro с плагином Ml Super Resolution научился увеличивать в 3 раза. Результат неплох, но чего-то не хватает. Кратность не настраивается.

Лучшие результаты показал онлайн-сервис Let’s Enhance. Есть настройки кратности увеличения и выбора типа изображения – фото или рисунок. Увеличивает от 2 до 16 крат. Стоит 9$ за 20 увеличений.

Для справедливости отмечу, что были испытаны еще несколько онлайн-сервисов и программа Gigapixel AI, но они и в подметки не годятся Let’s Enhance.


Оригинал, который нужно увеличить.


Фрагмент оригинала в натуральную величину.


2-х кратное увеличение Adobe Camera RAW.


4-кратное увеличение Pixelmator Pro. Кратность не настраивается.


4-х кратное увеличение Let’s Enhance. Увеличивает от 2 до 16 крат. Стоит 9$ за 20 увеличений.

Комментариев: 5
Просмотров: 3036
Игорь Юнаковский  ( # )
Так что, приличных оригиналов совсем не осталось?
Андрей Безукладников  ( #   )
Где-то в Париже. Бизот умер несколько лет назад, что стало с коллекцией не знаю. С другой стороны, может это и хорошо, что оригиналов нет, никто теперь не помешает превратить эти файлы в NFT-токены и продать еще раз в 20 раз дороже и без посредников)
Игорь Юнаковский  ( #   )
Автору что-нибудь обломиться?)
Андрей Безукладников  ( #   )
Ну само собой) Кроме автора больше никому и не обломится) Разве что надо будет заплатить 2% комиссии маркетплейсу.
Игорь Юнаковский  ( #   )
это бодрит)
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.707576 sec