Фотоаппарат вместо сканера – гибридный фотографический процесс

18.5.2020 20:56

Недавно писал, как мне потребовалось срочно отсканировать несколько слайдов, но не удалось подключить сканер из-за отсутствия переходника и я их переснял на цифровую камеру. Правда пришлось повозиться. Результат мне понравился и я решил исследовать, а как с этим обстоят дела в мире. И мир открыл мне много удивительного и вдохновляющего. 

Оказывается, одни талантливые ребята разрабатывают удобные приспособления для пересъемки пленок, другие пишут специальный софт для правильного преобразования негатива в позитив.

Так как до сих пор не смог полюбить цифру больше чем пленку, задумываюсь о гибридном процессе – пленка -> оцифровка -> цифровая печать. Кайф пленки в её «ламповости», неповторимом рисунке зерна. Кайф цифровой печати в предсказуемости и управляемости, невероятной гибкости и вариативности, огромном выборе разнообразных бумаг. На мой взгляд качественный цифровой отпечаток на архивной хлопковой бумаг 350 г/кв.м выглядит намного эффектнее отпечатка на бром-серебряной фотобумаге, да я и не знаю, существует ли на свете хлопковая фотобумага такой толщины, разве что самому её изготовить:-)

Вот ещё что – если всё делать самому, то процесс пересъемки негатива на цифру занимает гораздо меньше времени нежели сканирование. А качество сравнимое. Сравнивал кадр, сканированный на сканере Imacon, лучшем из современных сканеров и тот же кадр, переснятый на Olympus E‑M5 Mark II с объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm F2.8 Macro. Стоит отметить, что сравнение не совсем корректное, потому что сканировал профессиональный оператор в лаборатории Фотолаб, а я пересъемку делал наспех, для этого поста, не использовал никаких спец приспособлений, просто положил негатив на экран айпада, поставил фотоаппарат с макро-объективом на штатив, навел на резкость и снял. Были и паразитные помехи от дневного света из окна и, возможно, не выставил полную параллельность камеры и пленки. Однако принципиальной разницы между сканом и снимком не заметил. 

У меня есть сканер Nikon Coolscan 4000, но я его не люблю. Проблема в том, что если пленка слегка выгнута, а это бывает в 99,8% случаев, то невозможно добиться резкости по зерну на всей поверхности кадра. В драйвере сканера можно навести на резкость на любом участке кадра, но глубина резкости датчика настолько мала, что если другой участок выйдет на микрон из зоны резкости, то зерна мы не увидим. Получается, что, к примеру, половина кадра имеет четкое зерно, а другая расплывчатое. Так что узкоплёночные никоновские сканеры годятся лишь для нетребовательных ребят. Для справедливости отмечу, что Imacon лишен подобного недостатка. Чтобы было понятно, о каком зерне речь, посмотрите на это, красота же:

Фрагмент переснятого чернобелого негатива. Советская военная аэрофотопленка Тип-17, 35 мм, 400 ISO, производства казанского завода «Тасма»
Фрагмент переснятого чернобелого негатива. Советская военная аэрофотопленка Тип-17, 35 мм, 400 ISO, производства казанского завода «Тасма»

Для обращения негатива в позитив скачал Negative Lab Pro – плагин для Adobe Lightroom Classic. Кстати, не пытайтесь обращать другими способами – это дикий трудно управляемый геморрой. Можно, конечно, но почему-то у ребят, написавших плагин, получается лучше и быстрее. Плагин не дешевый  – 99 баксов, но, уверен, стоит этих денег. 

Сегодняшний день посвятил исследованию вопроса и составил список необходимых для пересъемки инструментов. Что и за сколько нужно докупить для полного счастья.

© Negative Supply LLC
© Negative Supply LLC

Купить 

  1. Комплексная система Negative Supply – 1499$.
    Хотя можно начать с Film Carrier MK1 – 329$
  2. Если начинать с Film Carrier MK1, то потребуется световая панель, что-то вроде этой Negative Supply Light Source Basic – 79$. (вот здесь подробнее про эту штуку)
  3. Плагин для Adobe Lightroom Classic – Negative Lab Pro – 99$

 

Итого, для начала гибридного фотографического творчества мне нужно накопить 507$ и наверное сколько-то потребуется на пересылку, ну, значит, где-то в районе 600$. Начинаю откладывать:-)

Комментариев: 10
Просмотров: 631
Игорь Юнаковский  ( # )
Тоже этим занимался именно по причине быстроты.
"положил негатив на экран айпада" - это непонятно.
Разве у монитора айпада нет этой сетки? Я использовал
монитор ноутбука, но негатив отстоял на 5-7 см от экрана.
Если просто положить негатив на экран, то эта пресловутая
сетка видна.
Андрей Безукладников  ( #   )
Пардон, упустил маленькую деталь. На экран айпада положил матовое стекло от карманного просмотрового столика, кажется, Hamma. Сам столик давно сломался.
Yorik  ( # )
Кстати, пару лет назад была новость, батюшка Никан запилил приблуду на камеру вместо объектива для сканирования плёнок.
Сергей Тихомиров  ( #   )
Такая труба с парой линз внутри, салазками для плёнки и резьбой М42. Появились в середине прошлого века. Для полнокадровой цифры вполне пойдут, для кропнутых нет. Правда, они разные по качеству. Никон тоже делал :)
Yorik  ( #   )
Пионэром был? Значит сам, всё сам должен сделать))
Да, вот она никоновская приблуда, правда, кажись только на ограниченный контингент тушек, для Д850 точно. Походу, успокоительный бонус.
Адаптер для оцифровки пленок Nikon ES-2
Источник www.nikon.ru
Сергей Тихомиров  ( #   )
я вот о таких девайсах: a.radikal.ru
Сергей Тихомиров  ( # )
Слайд-дупликаторам на основе макромеха уже сто лет в обед. Конструкция вместе с объективом и камерой получается жёсткая и удобная.
Genn Booth  ( # )
Андрей, тут все гораздо проще и дешевле.
1. Тебе надо купить всего навсего еще одну бленду для своего объектива, чтобы конструкция удобно крепилась к объективу.
2, Измерить на практике или рассчитать По формулам расстояние от баронета объектива до плоскости фотопленки.
3. Склеить из бумаги расходящийся конус необходимой длины.
4. Наклеить конус на купленную бленду.
5. При желании конус изнутри зачернить, например тушью, и пропитать эпоксидной или иной смолой. После пропитки конус станет крепким как пластмасса.
6. Изготовить из нескольких слоев бумаги направляющую для протяжки пленки. Направляющая представляет набор несколько слоев бумаги: верхняя окно под пленку, потом один или два слоя формируют зазор для протяжки пленки, потом один слой для рассеивания света.
7. Наклеить направляющую на нижний обрез тубуса.

После склейки и высыхания надеваешь конструкцию на байонет, заправляешь пленку, направляешь объектив на источник света (лампочку) наводишь на резкость и фотографируешь кадр пленки.

Делается такая конструкция за пару часов плюс время на полимеризацию клея-пропитки.

Понятно? Нужен чертеж? Вопросы?
Андрей Безукладников  ( #   )
Гена, такую приспособу я уже давно изготовил)) Хотя твоя конструкция, кажется, эффективнее и за чертеж буду благодарен. Но я же хочу, чтобы красиво было)
Genn Booth  ( #   )
Это не моя конструкция, это описание аналога насадки на макро-объектив от Nikon. Выше ссылка на внешний вид. Можно для красоты покрасить из баллончика, главное плоскую стенку оставить белой (и сделать ее не слишком толстой, чтобы свет проходил. Твоя конструкция работает на отражение белого света от подложки, предлагаемая на просвет.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ОКТЯБРЬ 2020  НОЯБРЬ 2020  ДЕКАБРЬ 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      11
2345678
9101112131415
161718192021122
23242526272829
30      


Execution time 0.45199 sec