Андрей Безукладников

Пушкин в цифровую эпоху

25.7.2018 15:40

«По-моему, пушкинский период – это последняя в беге времени эпоха, куда наше воображение еще может проникнуть без паспорта, наделяя детали жизни чертами, заимствованными из живописи, которая тогда еще сохраняла монополию в изобразительном искусстве. Подумать только, проживи Пушкин еще 2–3 года, и у нас была бы его фотография. Еще шаг, и он вышел бы из тьмы, богатой нюансами и полной живописных намеков, где он остается, прочно войдя в наш тусклый день, который длится уже сто лет. Вот что я считаю достаточно важным, фотография – эти несколько квадратных сантиметров света – торжественно откроет к 1840 году новую эру в изображении , продолжающуюся до наших дней, откроет так, что, начиная с этой даты, до которой не дожили ни Байрон, ни Пушкин, ни Гете, мы находимся во власти нашего современного представления и в этом представлении все знаменитости второй половины XIX века принимают вид дальних родственников, одетых во все черное, словно они носили траур по былой радужной жизни; чьи портреты всегда стоят в углах грустных и темных комнат, с мягкой, но отяжелевшей от пыли драпировкой на заднем плане. Отныне этот тусклый домашний свет ведет нас через гризайль века; очень возможно, что придет время, когда эта эпоха упрочившейся фотографии в свою очередь нам покажется художественной ложью, обязанной чьему-то особому вкусу, но все пока еще не так, и – как же повезло нашему воображению! – Пушкин не состарился и никогда не должен носить это тяжелое сукно с причудливыми складками, эту мрачную одежду наших прадедов с маленьким черным галстуком и пристегивающимся воротничком», – так писал о фотографии Владимир Набоков в 1937 году в эссе «Пушкин, или Правда и правдоподобие»

А вот что думал о фотографии Ролан Барт, на свое счастье не доживший до цифровой эпохи: «Фото – это буквально эманация фотографируемого. От реального тела, которое было там, отделились излучения, которые достигли меня, меня, который находится здесь; неважно, как долго длилась эта передача; фото исчезнувшего существа прикасается ко мне, как запоздалые лучи погасшей звезды... ...в любой цветной фотографии цвет – это сделанная позднее добавка к первоначальной правде Черного и Белого. Цвет для меня – что-то искусственное, румяна (вроде тех, которыми румянят трупы). Потому что для меня важна не "жизнь" фото (понятие чисто идеологическое), а уверенность в том, что фотографируемое тело касается меня своими собственными лучами, а не добавочным светом.», – писал он в знаменитом эссе «Camera Lucida», впервые опубликованном в 1980.

Как бы мы себя не уговаривали, какие бы ухищрения не изобретали, будь то архивные бумаги, невыцветающие красители, музейное оформление, всё равно цифровой отпечаток навсегда останется «полиграфией», чем-то искусственным, лишенным эманации фотографируемого. Только фотография, запечатленная в серебре обладает этим свойством.

Комментариев: 16
Просмотров: 2808
Геннадий Бут  ( # )
К сожалению, свет излучает только изображение на экране. (Люминофор или светодиод) Свет достиг матрицы за объективом а потом другая матрица излучила его. Это — действительно эманация.
В случает аналоговой фотографии (и жидкокристаллической и чернильной цифровой) — свет излучается чем-то ещё, и фильтруется изображением. Там нет эманации и есть тень на плетень (на стену Платоновой пещеры).
Андрей Безукладников  ( #   )
Там же Барт писал: «Слово "фотография" по-латыни звучало бы так: "imago lucis opera expressa", т.е. "образ, выявленный, выделенный, смонтированный, выжатый, как лимонный сок, под воздействием света". И если Фотография зародилась в мире, сохранившем еще некоторую чувствительность к мифу, богатство этого символа не замедлило бы вызвать ликование: любимое тело обессмерчено при посредстве ценного металла, серебра (с ним связаны памятники и роскошь); к этому добавилась бы мысль о том, что данный металл, подобно всем металлам в Алхимии, жив».

Для меня здесь ключевым элементом является «ЖИВ».
Геннадий Бут  ( #   )
Барт написал эту "нетленку" 40 лет назад. Хотелось бы прочесть что-то современное, отражающее 2018 год.
Игорь Юнаковский  ( #   )
подвергнется ли "обессмерчиванию" тело, снятое на ЦК и отпечатанное на бромо-серебряной бумаге?)
Андрей Безукладников  ( #   )
увы, нет
Игорь Юнаковский  ( #   )
пичаль)
Игорь Юнаковский  ( # )
успокоимся на том, что при производстве процессоров и пр. тоже используются "ценные металлы")
Геннадий Бут  ( #   )
Тут речь об особом виде нарциссизма - сделать себе памятник из серебра! Не просто любоваться отражением в ручье - а рассматривать себя из серебра, и восхищаться.
Игорь Юнаковский  ( #   )
это имеет отношение к фотографии?)
Геннадий Бут  ( #   )
Самое непосредственное.
Андрей Безукладников  ( #   )
Скорее, речь об эзотерике.
Геннадий Бут  ( #   )
Вчера услышал интересную мысль про аудио. Возможно она применима и к фотографии
Аналоговое аудио (винил) сохраняет волновую природу звука, а цифровое заменяет волну на ее эквивалент, субститут. При этом теряется то, что и составляет природу звука.

Возможно то же самое происходит и в фотохимических процессах. Вторичные источники света сохраняют волновую составляющую света и она воспринимается глазом. В случае цифровой обработки любого рода происходит замена на приблизительный эквивалент и что-то теряется.
Сергей Петров  ( #   )
вот-вот.

я уже давно глаголю от том, что в оцифровке души меньше, чем в аналоге
Игорь Юнаковский  ( #   )
цимис в количестве сивушных масел
Геннадий Бут  ( #   )
У вас отсутствует конкретизация. Поэтому длительное глаголевание не дало результата.
Андрей Безукладников  ( #   )
Никто не может посягнуть на ваше святое право)
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.764842 sec