Антрополог из Вены выпустила фотокнигу с 20 реальными историями пищевых расстройств. По статистике, от них сегодня страдает каждая десятая женщина западного мира.

С фотокнигой «Я хочу исчезнуть» я познакомилась во время последнего фотокнижного фестиваля в немецком Касселе. Особенного «хука» ни в обложке, ни в названии не было: красная тканевая поверхность с изображениями трех человечков с разными очертаниями тела скорее напоминала призванную «причинить добро» толстую брошюру из поликлиники, чем книгу, в которую хочется погрузиться. Тем не менее контакт все же произошел и проект неожиданно впечатлил: содержанием, дизайном и многосторонним подходом к проработке материала.

Несмотря на то, что от нарушения пищевого поведения, на этапе начала работы над «Я хочу исчезнуть» в 2013 году, страдала сама автор, в тональности как ее собственной истории, так и историй других девушек, не чувствовалось желания вызвать в читателях жалость. Каждая – в монологах, рисунках, постановочных и домашних, архивных, снимках – словно вела спокойную беседу.

Мафальда Ракош подчеркивает осознанное желание не представлять героинь как страдающих уникумов – показать ей хотелось массовый характер проблемы, многоголосие, а не исключительную позицию жертвы (в книге также приводятся цитаты членов семьи девушек и психотерапевтов, имеющих опыт работы с подобными дисфункциями). Фрагменты откровений постепенно складывались в единый коллаж, где пищевые расстройства виделись уже не личной проблемой, а почти закономерной, ожидаемой психологической реакцией на социальные изменения.

«Как быть "любящей матерью", "крутой бизнес-леди" и "горячей штучкой" одновременно? – задается вопросами 24-летняя австрийская исследовательница в интервью «Bird in Flight». – Это очень стереотипные женские роли, но какой бы рефлексирующей и вроде бы независимой от архетипов ни была девушка, влияние рекламы, социальных сетей и витающих вокруг представлений все равно огромно. Разговаривая с героинями проекта, я поняла, каких безумных усилий им стоит преодолеть ожидания, которые им постоянно предъявляет общество».

Действительно, отмечает Мафальда, девушки с пищевыми расстройствами испытывают сильный стыд и одиночество, но в разговорах с фотографом, по ее признанию, они отнюдь не казались «сахарными». О своем состоянии героини говорили прямо. И, чтобы это понять, достаточно привести лишь пару цитат из историй «Я хочу исчезнуть»:

«Когда-то я даже обозначила это как мою цель в терапии – плавать с другими людьми. Плаванье тогда казалось более, чем нереальным. Особенно если учесть, как я в тот период себя воспринимала и говорила о себе. Например, я всегда заявляла, что если человек посмотрит на мое обнаженное тело, то сразу ослепнет, потому что я василиск. Я всегда произносила это как бы в шутку, но там было столько правды. Сегодня все совсем по-другому». (Мари)

«Думаю, проблема существовала всегда. Даже когда мне было 11 или 12, тело было большим источником беспокойства, мне важно было выглядеть худенькой. Когда я рассматриваю фотографии тех времен, то вижу нормальную, стройную девочку – но, сравнивая себя с другими, тогда мне казалось, что я жутко толстая. Гадкий утенок». (Корина)

«Ты постоянно врешь сама себе. Ты говоришь: если я похудею еще на 2 килограмма, то буду наконец довольна. Я не хотела становиться анорексичкой, но внутренний голос постоянно твердил: „Я ненавижу себя, свое тело, свою жизнь, но все станет получше, если я похудею на столько-то“. Это было сильнее меня». (Сара)

Но также стоит помнить, что за каждым из монологов – внутренняя борьба и долгий путь групповой и персональной работы с терапевтом, которой, полагаю, предшествовало желание встречи с «реальной собой». Встречи, готовности и принятия «реальной я», чья красота и сила не зависят от степени соответствия образам капиталистического мира.

Однако, в фотокниге Мафальда Ракош грамотно сочетает не только голоса разных рассказчиков, так или иначе вовлеченных в дискурс пищевых расстройств и позволяющих посмотреть на проблему с разных ракурсов. Разнообразием отличается и визуальный материал, подобранный исследовательницей. Портреты девушек перемежаются массой записок, таблиц и дневников с цифрами килограмм, призванных когда-то демонстрировать «прогресс» в достижении заветного веса.

Также, в отдельный блок можно выделить и материалы, помогающие понять, как именно себя видели/ощущали девушки, страдающие от анорексии, булимии и психогенного компульсивного переедания. Это, например, фигурки с подписью «Раздаточный материал 15: оценка частей тела» из учебника Вокса и Лёгенбауэра с отметками удовлетворенности своим телом, выставленными участницами проекта (некоторые довольны только лицом и ступнями), жутковатые рисунки с болезнью в виде атакующего чудовища, глухой стеной или множеством обращенных на девушек глаз. Все это, в буквальном смысле, обратная, когда-то тщательно скрываемая, непроговоренная изнанка пищевых расстройств – последствия травм, нанесенных миром пластикового успеха и искусственной красоты.

Переснятые страницы с семейными снимками в «Я хочу исчезнуть» – возможность вернуться в прошлое девушек. На них, как и признавалась в своем монологе одна из героинь, совершенно нормальные стройные девочки-подростки. По статистике, которую отдельно приводит в конце книги Мафальда Ракош, больше половины из них садятся на диету без определенных на то причин наличия лишнего веса…

Пожалуй, самая точная метафора проекта – это сравнение пищевых расстройств с вершиной айсберга. «Первое, на что я хотела бы обратить внимание в разговоре об этих дисфункциях, это то, что они никогда не связаны исключительно с пищей, – комментирует в заключительной части проекта венская психотерапевт Харриет Врана. – Пищевые расстройства отвлекают или компенсируют проблемы, с которыми страдающие от них люди, как им кажется, не в состоянии справиться самостоятельно. Именно так «работает» любая зависимость».

Рост числа пищевых расстройств в мире – свидетельство целого айсберга проблем, становящихся все более актуальными в мире, претендующем на «идеальность». «Я хочу исчезнуть» – важное и своевременное визуальное исследование, предложение подробнее изучить причины подростковых диет и недовольства внешностью. Девушки, участвующие в нем, нашли в себе достаточно смелости, чтобы обрести «самость». Наступит ли время, когда принять истинные, психически здоровые ценности будет готово и западное общество?  

Mafalda Rakos/Мафальда Ракош
I want to disappear. Approaching eating disorders / Я хочу исчезнуть. Изучая пищевые расстройства
Концепция, фотографии и интервью: Мафальда Ракош
Тексты: Харриет Врана, Элизабет МакГлинн
Графический дизайн: Рафаэль Рейчл, Дэниз Рудольф Франк
Редактор: Джозеф Брайнин
Edition Lammerhuber, Австрия, 2017
ISBN 978-3-903101-46-3

В материале использованы фотографии Ольги Бубич.