Финалист World Press Photo Данила Ткаченко (категория «Постановочный портрет», 1 место) продолжает серию интервью Photographer.ru с победителями конкурса.
Данила Ткаченко, прямая речь:
О проекте «Escape»
Проект «Escape» я готовил три года. Он о людях, которые осознанно ушли от цивилизации и стали отшельниками. Для меня было важно найти тех, кто отрезал себя от потока информации современного мира и остался на длительное время жить один на один с собой. Я начал снимать общины, живущие вне цивилизации, но потом понял, что опыт отшельников-одиночек — интереснее и острее.
Большую часть времени занимали поиск и дорога. Я связался почти со всеми областными газетами России и Украины, искал информацию в интернете, обзванивал местные администрации, лесничества и заповедники. Достаточно узнать ближайший населенный пункт, там я находил людей, которые подсказывали дорогу к отшельнику. Бывает, что они выходят из леса в ближайшее селение обменять добытое на природе на вещи или продукты. Иногда, когда меня не устраивали сделанные кадры, или когда терял пленки, приходилось к одному и тому же человеку возвращаться по два-три раза. Люди не всегда шли на контакт, приходилось делать много лишних движений.
Я хотел соотнести себя с этими людьми, почувствовать, какая между нами разница. Меня всегда тянуло к природе, там мне легче почувствовать себя настоящим, таким, какой я есть. Современный мир переполнен непрерывно окутывающей человека информацией. Xотелось узнать, на сколько от нее можно освободиться, и есть ли что-то за ней, как близко можно подойти к своему «я». Хотя бы раз в год стараюсь уехать на какое-то время и побыть в одиночестве на природе, чтобы взглянуть на свою жизнь со стороны и сбросить накопившийся груз лишней информации. Я не хочу уходить в отшельники, хотя мне не нравятся ни современное общество, ни путь, по которому оно идет. Я пытаюсь проанализировать свой внутренний конфликт с ним через фотографию.
О любимых авторах
Я работаю с фотографией, но большинство принципов подхода к работе черпаю из кино. Робер Брессон научил меня минимализации средств в художественных приемах, созданию недосказанности, вниманию к деталям. Тарковский — мой идеальный образ художника. Мне близка его философия и отношение к искусству. Его кино каждый раз потрясает и вдохновляет на новые идеи. Еще Михаэль Ханеке. Алек Сот был раньше одним из любимых авторов, он, несомненно, оказал на меня влияние с точки зрения визуального языка, но сейчас я не чувствую с ним связи. Мне близки работы таких авторов как Тарин Cаймон (http://tarynsimon. com/), Ринеке Дейкстра (http://www. tate. org. uk/art/artists/rineke-dijkstra-2666), Тодд Хидо (http://www. toddhido. com), Трине Зондергаард. (http://www. trinesondergaard. com)
Из финалистов WPP мне понравилась фотография-победитель, где эмигранты ловят на берегу моря в темноте сотовый сигнал в надежде найти более дешевую сеть на пути к мечте о лучший жизни. Мне она современное общество чем-то напомнила...
О журналистике и World Press Photo
Я не считаю свою работу журналистской. И сам я не считаю себя журналистом, но могу представить свое произведение на этой территории. Я — художник, работающий с документальной фотографией. Мой проект это моя личная инициатива, мне было важно прожить этот опыт и разобраться в первую очередь в себе самом. Я начинал свою карьеру как новостной фотограф в одной из крупных московских газет, но со временем я разочаровался в профессии фотокора. Ты вынужден показывать мир так, как хочет показать его редакция. Ты просто становишься частью пропагандистcкой машины. Сейчас для меня самое важное — это мой авторский проект. Все остальное должно работать на него. Например, можно подработать или попасть в нужное место благодаря коммерческому заказу. Журналистика и художественная фотография сейчас часто пересекаются. Фотография не способна объективно отражать реальность, она способна передать лишь субъективное видение автора, которое тебя может тронуть или нет. Я воспринимаю фотографию как символ, выдернутый из реальности, а не как ее часть.
WPP освещает актуальные события в мире, я освещаю то, что важно для себя. Здорово, что эти актуальности совпали. То, что актуально для меня, возможно, не будет актуально для другого. Хотя cамое важное, чтобы то, что ты делаешь, было важно для самого себя. Искреннее произведение само по себе отразит время, в котором было сделано. Для меня фотография — это средство, через которое я пытаюсь соотнести себя с внешнем миром, вести с ним диалог, но не средство для отображения происходящего.
WPP меняется вместе с фотографией. Сейчас никого не удивишь просто красивой картинкой или серией; самым важным в фотографии становится ее образность, то, что находится за пределами изображения. Фотожурналистика находится в переходом периоде. Когда каждую минуту в мире делаются тысячи изображений, и у каждого в кармане есть фотоаппарат, ей становится все сложнее выполнять новостную функцию и не попадать под клише уже сделанных похожих картинок. Надеюсь, это приведет к более глубокой и авторской фотографии.
О фотообразовании
Я очень благодарен Школе Родченко за создание среды для занятия творчеством. Для молодых авторов важна поддержка и общение с единомышленниками. Если ты работаешь с каким-либо медиумом, ты должен тщательно его изучить, знать его историю и различные направления, для этого можно воспользоваться интернетом или походить на лекции. Что касается работы над своим произведением, то тут образование может лишь помочь отсечь лишнее и сузить свое высказывание; если человеку нечего сказать, то он этого сказать не сможет. В России есть достаточно мест, куда можно пойти учиться. Главное понимать, что ты хочешь получить от этого образования. Проблема в том, что многие этого не знают.
О последнем проекте
Сейчас я готовлю свою фотокнигу «Escape» к изданию, ее презентация будет на Vienna Photo Book Festival в июле.
Также я работаю над следующим большим проектом «Restricted area» на тему национальной идентичности. Я путешествую по своей стране в поисках мест, которые раньше имели культурную, стратегическую или научную значимость, а сейчас по разным причинам оказались брошенными или забытыми.
О художнике
Художник обязан быть фанатиком, аскетом ради творчества. Cлужить художественной идее и преодолевать стоящие преграды на пути к ее осуществлению. Я никогда не хотел оставить фотографию. Более того, считаю, что я нашел идеальный медиум. Я ищу новые языки повествования, для меня фотография — скорее символ, чем просто носитель визуальной информации. Образ, который находится за изображением, стал для меня важнее самого изображения.
Продолжение следует.