В Нью-Йорке в музее Международного Центра Фотографии (International Center of Photography, далее — ICP) открывается выставка с интригующим названием Что такое фотография? / What is a Photograph?

Кажется, что именно такой выставки сейчас и не хватает. Чтобы придти, посмотреть и получить ясный и простой ответ. Фотография — это то-то и то-то. Вот такая фотография — это хорошо. Вот такая — плохо. А вот это и вовсе не фотография, и думать тут не о чем. Можно пойти выпить двойной эспрессо и съесть брауни.

Но нет. Куратор выставки Кэрол Сквайерс / Carol Squiers уже в анонсе пишет, что любителям простых истин в современной фотографии делать нечего. «Эта выставка не дает ответов. Она задает вопрос. Это открытый вопрос, и именно поэтому современный период в истории фотографии кажется мне таким захватывающим».

Раньше фотографией считалось изображение, полученное на светочувствительной поверхности при помощи фотокамеры. Но сначала, с возникновением цифровой фотографии, исчезла светочувствительная поверхность в традиционном ее понимании (матрица, конечно, является таковой, но она ничего не сохраняет — ее задача лишь преобразовать полученную информацию в электронный сигнал и отправить его на хранение карте памяти), а затем фотографы стали вспоминать эксперименты авагардистов начала ХХв по созданию фотограмм и отказываться и от использования фотокамер. Как быть с изображениями, созданными при помощи сканера? А созданные при помощи Фотошопа фотоколлажи — это что?

Последняя выставка Новой фотографии в МоМА подтверждает, что передний край современной фотографии — там, в экспериментах с медиумом. Только один из представленных в МоМА авторов снимает мир вокруг себя, да и он потом разрушает полученные отпечатки, используя их лишь как материал для создания скульптурных объектов, говорящих все о том же медиуме.

Многие опасаются, что в разговорах о перенасыщенности изображениями и среди экспериментов с различными фотографическими техниками существует вероятность потерять собственно фотографию (чем бы она ни являлась). Но кураторы крупных музеев сходятся во мнении о том, что традиционная репрезентативная фотография до сих пор никуда не исчезла, и работы Вольгана Тилльманса (который кстати тоже участвовал в экспериментах по созданию «безкамерных» (camera-less) изображений), Томаса Деманда, Поля Грэма прекрасно уживаются рядом с последними технологическими экспериментами. Кроме того, все говорят о том, что современный этап работы с границами фотографического изображения помогает лучше осмыслить медиум фотографии, а в текущем перенасыщенном изображениями мире понимание художником медиума, с которым он работает, становится еще более важным, чем раньше.

В интервью Кэрол Сквайерс говорит: «Хотя до сих пор неясно, в какую сторону движется медиум в настоящий момент, я уверена, что современные фотографы делают нечто дезориентирующее — но в то же время глубоко трансформирующее. Я чувствую, словно мы оторвались от материнского корабля и плаваем в космосе».

Некоторые из авторов, представленных на выставке ICP:

— Работа Марко Бройера / Marco Breuer Spin состоит из концентрических окружностей, процарапанных и выдавленных на фотобумаге. И хотя в процессе используются фотобумага, эмульсия и проявитель — является ли это фотографией?

— Кристофер Вильямс / Christopher Williams документирует устаревающие пленочные фотоаппараты, объективы и оборудование для проявки и печати. Он добавляет к этому каталожные описания и четкие инструкции, превращая еще недавно утилитарные предметы в музейные экспонаты, рассказывающие об ушедшем прошлом.

— Лукас Самарас / Lucas Samaras использует традиционный Polaroid SX-70, воздействуя на отпечатки и получая изображения на грани факта и вымысла.

— Зигмар Польке / Sigmar Polke больше известен как художник, но он так же экспериментировал с фотографией и печатью, манипулируя как пленкой, так и отпечатками и порой рисуя карандашами или маслом на своих фотографических изображениях.

— Лиз Дешенес / Liz Deschenes использует безкамерный (camera-less) фотографический процесс для исследования нерепрезентативных изображений и архаичных технологий создания фотографий.

— Самый молодой участник выставки, Трэйвес Смэйли / Travess Smalley, является так же самым далеко ушедшим от фотографии. Он начинает создание своих работ с цифровых рисунков в Фотошопе. Затем он распечатывает их на цветном лазерном принтере, разрезает, объединяет их в коллажи (добавляя на этом этапе другие типы бумаг, рисунки, вырезки из журналов), затем сканирует полученные изображения, снова манипулирует ими в Фотошопе, а затем увеличивает полученное изображение и снова его распечатывает. Он называет этот процесс «петлей обратной связи». Каждое из изображений теоретически является репродуцируемым, но Тэйвес оставляет каждое в единичном экземпляре, удаляя исходный файл. Является ли это фотографией?

Выставка в ICP продлится с 31 января до 4 мая 2014г.