Использованный в работе искусственный интеллект и сторонние приложения:
  1. Инструмент «Главред» для проверки читаемости текста
  2. Инструмент «Орфограф» для проверки текста
  3. Инструмент Text.ru для подсчета слов
  4. Инструмент open-resource.ru для оформления ссылок по ГОСТУ

ВВЕДЕНИЕ

«С этого дня живопись мертва!»[1] — заявил Поль Деларош, французский живописец в 1839[2] году[3], когда увидел первые дагеротипы. Так мир начал осознавать масштаб нового изобретения — фотографии. Однако во времена Делароша она была чудом, к которому не мог прикоснуться каждый. С того момента фотография прошла путь от элитарного изобретения до популярного развлечения как секс или танцы согласно американской писательнице Сьюзен Зонтаг[4]. Фото стало элементом повседневности, сегодня в Instagram* каждую минуту публикуется больше 30 000[5] новых фотографий. Камеры задают тренды и меняют подход к рекламе, мировосприятию и вниманию человека. Как массовость повлияла на съемку и что значит «фотография» сегодня?

*Признаны экстремистской организацией и запрещены на территории РФ.

ДАГЕРОТИП И ЕГО ПРЕДКИ

«Сам [дагеротип], несомненно, следует считать самым важным и, возможно, самым выдающимся триумфом современной науки».
Эдгар Аллан По

Прежде чем обсудить, изменения фотографии как вида деятельности, следует поговорить про историю камеры. Попытки запечатлеть изображения на поверхностях начались уже в XVIII веке. Изобретатели добивались успеха в ранних фотохимических опытах. Томас Веджвуд, в частности, смог зафиксировать силуэтные изображения на бумаге, обработанной светочувствительной смесью.[6] Но он столкнулся с проблемами фотохимии того времени – изображения выцветали, а светочувствительность требовала долгую выдержку. С изобретением дагеротипа можно начать говорить о фотографии, близкой к той форме, с которой мы все знакомы.

История дагеротипа, как ни странно, не начинается с Луи Дагера. Жозеф Нисефор Ньепс, французский изобретатель, ещё в начале 1820-ых придумал новый фотографический процесс — гелиографию. Разочаровавшись в ограничениях хлоросеребряной бумаги (фотографического материала того времени), он стал искать альтернативу и примерно в 1822 году добился успеха, используя асфальт, нанесённый на оловянные пластинки или литографический камень. Применив новый метод, он снял старейшую дошедшую до нас фотографию известную под названием «Вид из окна в Ле Гра»[7].

Нисефор Ньепс, «Вид из окна в Ле Гра». 1826

К концу своей жизни, Ньепс начал сотрудничество с Луи Дагером. Основным родом деятельности Дагера в тот период было искусство. Он использовал камеру обскуру для написания масштабных картин, что привело его к попыткам закрепить проецируемые изображения на пластине. Услышав о Ньепсе, Луи написал ему, и они договорились о партнёрстве. В 1833 году Нисефор скончался, а Дагер продолжил опыты при поддержке сына. Главным открытием Дагера стало проявление латентного изображение с помощью паров ртути. К концу 1830-ых, дагеротипия начала распространятся по всему миру[8]. Уже в октябре 1839-го был снят первый дагеротип в России[9].

KODAK №1 И НАЧАЛО ФОТОГРАФИИ, КАК ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное»
Слоган Eastman Kodak, придуманный Джорджем Истменом

После открытий Дагера было множество новшеств среди технологий, и в целом интерес к фотографии был велик. Но следующая революция в мире фототехники принадлежит Джорджу Истману. Истман придумал способ нанесения фотоэмульсии на плёнку. После его цель была создание плёночной камеры[10]. В 1888 году его компания Eastman Kodak выпустила камеру Kodak №1. Эта камера, по меркам того времени, была небольшая и простая для использования, а также продавалась за относительно демократичную цену — $25. В комплекте было 100 кадров, которые можно было отправить в офис компании Kodak , и за $10 фирма проявляла фотографии. Этот процесс вдохновил слоган компании: «Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное»[11]. Тогда фотография перестала быть лишь объектом научного интереса. Фотографу перестаёт быть необходимо совмещать в себе должности химика, физика и инженера — теперь он может спокойно быть художником и журналистом.

В 1900 году Kodak доводит тенденцию демократизации фотографии до абсолюта, выпустив камеру Kodak Brownie. Простейшая в форме и использовании камера стоила всего $1. В течение года компания продала более 250 000 экземпляров.

МАЛОФОРМАТНЫЕ КАМЕРЫ И ЗОЛОТОЙ ВЕК ФОТОГРАФИИ

«Игнорировать фотожурнализм значит игнорировать историю»
— Говард Чапник, руководитель фотоагенства «Black Star»[12]

В первой половине XX века у Kodak появляются конкуренты. Немецкая компания Leica начала первой массово производить камеры формата 35мм[13]. Их быстрая и лёгкая камера стала находкой журналистов. Выпуск малоформатных камер Leica привёл к золотому веку фотожурнализма и документалистики. Другая немецкая компания Rollei сделала прорыв с их малоформатной , но качественной камерой Rolleiflex.

Фотография в этот период становится элитарным искусством. Однако не стоит забывать, что несмотря на новообретённую «элитарность» формы, фототехника стремилась не только к созданию фотоаппаратов для профессионалов. Эпоху определяли огромные тиражи фототехники и более широкая доступность «среднего» класса.

ПОЛАРОИД И МГНОВЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ

«В нескольких убогих зданиях мы создали целую новую отрасль с международным значением».
Эдвин Лэнд, основатель Polaroid

В 1947 году начинается следующая эра фотографии. Американский учёный Эдвин Лэнд изобретает камеру Polaroid Land-95. Она обладала уникальным свойством — снимки автоматически проявлялись[14]. Камеры Polaroid стали апофеозом ранее упомянутого слогана Kodak: «Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное», с одним большим отклонением — остальное делали уже не «мы», а сама камера. Пользоваться этим фотоаппаратом было непросто, но он стал основой будущего instant фотографии.

В 1972 сделан новый прорыв – Polaroid SX-70. Камера складывалась и буквально помещалась в карман пиджака, но технические возможности были восхитительными. Снимки, в отличие от предыдущих камер Polaroid, выбрасывались автоматически, не оставляя химических выбросов. Кроме того, фотографии проявлялись самостоятельно в течение нескольких минут. Среди фанатов этой камеры числились Энди Уорхол и Энсел Адамс[15]. Так началась синкретика между фотографией элитарной и фотографией демократичной.

ЦИФРОВЫЕ КАМЕРЫ, ИЛИ КАМЕРА В РУКАХ КАЖДОГО

Эпоха цифрового фотоаппарата началась настоящим Кембрийским взрывом в мире фототехники. После 1989 года потребитель получил доступ к разнообразию брендов и моделей, поэтому выделять отдельные камеры для обсуждения, как мы делали для предыдущих этапов развития, мы не будем. Эра цифровой фотографии интересна интеграцией технологий, что позволило профессионалам и любителям редактировать и изменять снимки новыми способами.

Пик продаж обычных цифровых камер приходит на 2010 год[16], но уже во второй половине 2000-ых выходят в продажу смартфоны с встроенными камерами. К следующему десятилетию рынок «повседневных» камер практически исчезает.

ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Демократизация фотографии шла напрямую с развитием технологий. Луи Дагер в 1839 сказал: «Я поймал свет. Я остановил его полёт!»[17]. Эта фраза ставит человека 19 века в один ряд с Богом. К этому фотография пришла через химию и технологии. Ранние методы, такие как дагеротипия и калотипия, требовали токсичных реагентов, но заложили основу для снижения стоимости отпечатков. Эти процессы сделали фотографию более доступной, хотя и оставались сложными для использования. Гелиография[18] Ньепса требовала работы с большим количеством компонентов, а метод платинотипии[19] не мог демократизировать изображения из-за больших цен на платину. Но начало химических процессов сделало главное — запустило развитие фотографиии, что затем подхватит компания «Kodak».

МЕХАНИЗМЫ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ФОРМАТОВ

В конце 19 века фотография начинает публиковаться в социологических журналах.[20] Это определило начальное отношение общества к фотографии как к документу, а не объекту искусства. Такое стало возможным благодаря стандартизации форматов. Что позволило производить камеры и упростить процесс съемки. Компактность Kodak brownie стала причиной огромного количества фото людей на улице. Фотографы того времени так часто снимали прохожих, что выход легендарной камеры Истмана положил начало понятию приватности в фотографии. Моментальность работы Kodak позволила распространиться пикториализму[21] — течению в фотографии, которое сближает ее с живописью импрессионизма и модерна.

Пример произведения пикториализма. Джордж Сили, «Черная чаша». 1907
Пример произведения пикториализма. Джордж Сили, «Черная чаша». 1907

БЛОК ПРО ЦИФРОВОЙ СЕНСОР

В 1969 году изобретается ПЗС-сенсор. А позже и ПЗС-матрица — приемник света, который преобразует излучение в электрический сигнал. Стало возможным создавать новые устройства для фиксации изображений. А в 1975-м Стив Сассон из Kodak создал первую цифровую камеру. Цифровые камеры сделали съемку проще и дешевле, открыв её миллионам. Они устранили необходимость в плёнке, предоставив мгновенные результаты и снизив барьеры входа. Это привело к взрывному росту снимаемых фотографий.

КОЛЛЕКЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ

Но технологии и способы печати фотографии размывают понятие редкости и статуса. Очередные версии одних и тех же изображений задают вопрос коллекционерам: «Является ли мой ограниченный тираж фото по-настоящему ценным?».

Суды по поводу обесценивания работ фотографов, как это ни странно, могут только повысить их стоимость. Так на фоне разбирательства между фотографом Уильямом Эгглстоном и богатым меценатом из-за новых отпечатков работ, выпущенных ранее в виде ограниченных тиражей, фотодилер из Филадельфии Алекс Новак говорит: «Я сомневаюсь, что цена на них упала. Фактически, она скорее выросла благодаря успеху аукциона и вниманию, привлеченному к работам Эгглстона вообще».[22]

Однако ценность фотографии в любом случае зависит от редкости и исторической значимости. NFT-фотография предлагает новые способы верификации уникальности.[23]

Блокчейн гарантирует уникальность, а NFT демократизируют рынок, но не лишает рисков. Традиционная фотография опирается на осязаемость и историю, тогда как NFT — на эмоциональную связь и технологическую новизну. В обоих случаях ценность рождается из баланса редкости и значимости, но способы ее достижения расходятся. «Флэтайрон» Эдварда Штайхена с тиражом 3 экземпляра был продан за $11,8 млн в 2022 году, уступая только «Le Violon d'Ingres» Мана Рэя ($12,4 млн).[24]

Эдвард Стайхен, «Флэтайрон». 1904–1905
Эдвард Стайхен, «Флэтайрон». 1904–1905

Примером новой верификации уникальности выступает NFT-фотография «Twin Flames 49» Джастина Аверсано, проданная за $2,46 млн в 2021 году.

Джастин Аверсано, «Twin Flames 49». 1992
Джастин Аверсано, «Twin Flames 49». 1992

СТОК-БАНКИ И MICRO-LICENSING

Сток-банки, такие как Shutterstock и Adobe Stock[25], изменили рынок, сделав его массовым. Если в 1990-х снимок стоил $500—1000, сегодня платформы micro-licensing платят $0,10—5 за загрузку. Это открыло фото для всех авторов, но обрушило доходы профессионалов.

СМАРТФОН-БРЕНДЫ КАК КУРАТОРЫ И AI-ОБРАБОТКА

Главной причиной демократизации сегодня оказались смартфоны. Кампания Apple «Shot on iPhone» стала поворотной во взаимодействии пользователя с фотографией.[26] На билбордах появлялись захватывающие фото, снятые на смартфон в высоком качестве. Идея была том, чтобы продать идею о том, что даже с маленьким устройством ты способен захватить момент. Хештег Shot on iPhone собрал свыше 70 млн взаимодействий, создав платформу для творцов контента. Кампания создала безграничные возможности для обычных людей в мире фотографии, но поставила под вопрос традиционные представления о позиции автора в творчестве.

Сильнее поставить под угрозу понимание автора в фотографии получилось у AI-обработки.[27] И хотя «Photoshop[28]» был придуман в 1987 году, обработка снимков и генерация изображений искусственным интеллектом в 21 веке изменили правила игры. В 2023 году ИИ-работа Бориса Эльдагсена даже победила на Sony World Photography Awards[29]. ИИ в смартфонах автоматически улучшает кадры и это угрожает профессиям ретушеров, но повышает ценность документальной съемки как подлинного свидетельства реальности.

Борис Эльдагсен, «Псевдоамнезия Электрик». 2023

АКТ ФОТОГРАФИИ, ИЛИ, ФОТОГРАФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. ВЫВОД

«[Фотография] является сообщением без кода»
— Ролан Барт[30]

Камера создавалась как инструмент для отражения реальности. Этот фундамент сохранился, но на его основе фотограф построил новый вид деятельности. Фотография — это отражение реальности, искусство, документ, форма пропаганды, и т.д.

Недооценённой способностью фотографии является не столько отражение реальности, сколько её изменение. Фотография влияет на наше понимание мира. Кто может посмотреть на фотографию Ника Ута «Ужас войны» и с уверенностью утверждать, что американская интервенция во Вьетнаме была необходимой? И это лишь провокационный пример. Сколько банальных и обычных фотографий мы видим ежедневно?

Ник Ут, «Ужас войны». 1972

Фотография дала людям шанс сохранить себя и свою реальность. Камеры смартфонов сделали из каждой жертвы несправедливости фотожурналиста. Сегодня легко найти качественную фотодокументацию боевых действий, снятую мирными жителями и солдатами, уж не говоря про журналистов, которые имеют возможность мгновенно отправлять снимки из Сирии, Йемена, Судана и Мьянмы, в Нью-Йорк, Париж и Москву.

Не стоит забывать про менее «серьёзное», но не менее значимое изменение — фотография дала шанс человеку заявить о себе. Зарождение фотографии совпало с Промышленной революцией. Тогда в Европе окончательно сформировался средний класс, чья потребность в утверждении себя в обществе вместе с неспособностью позволить нарисованный портрет привели к интересу к фотографии. С тех пор мы движемся к универсализации возможности документировать себя и собственную жизнь. Ты и твои воспоминания уже не исчезнут бесследно, ведь ты начал писать свою автобиографию как только в твоих руках впервые оказалась камера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Barthes, Roland. Image Music Text. — 1 изд. — Лондон: Fontana Press, 1977. — С. 44.
  2. Davenport, Alma. The history of photography: an overview. — University of New Mexico Press, 1999. — С. 6—8.
  3. Davenport, Alma. The history of photography: an overview. — University of New Mexico Press, 1999. — С. 6—9.
  4. Davenport, Alma. The history of photography: an overview. — University of New Mexico Press, 1999. — С. 23.
  5. Digital Camera Sales Dropped 87% Since 2010. // Statista. URL: https://www.statista.com/chart/5782/digital-camera-shipments/ (дата обращения: 25.05.2025).
  6. From today painting is dead. // artandpopularculture. URL: https://artandpopularculture.com/From_today%2C_painting_is_dead (дата обращения: 15.06.2025).
  7. From today painting is dead. // libquotes. URL: https://libquotes.com/paul-delaroche/quote/lba3j4h (дата обращения: 15.06.2025).
  8. «From Today Painting is Dead»: Photography's Revolutionary Effect. // artandobject. URL: https://www.artandobject.com/news/today-painting-dead-photographys-revolutionary-effect (дата обращения: 15.06.2025).
  9. George Eastman. // Kodak. URL: https://www.kodak.com/en/company/page/george-eastman-history/ (дата обращения: 25.05.2025).
  10. The Great War Photographs: Constructing Myths of History and Photojournalism. // Picturing the Past: Media, History, and Photography / под ред. Bonnie Brennen, Hanno Hardt. — University of Illinois Press, 1999. — С. 122.
  11. The History of the Leica I. // Leica. URL: https://leica-camera.com/en-int/the-history-of-the-leica-I (дата обращения: 25.05.2025).
  12. How Many Posts Are Posted On Instagram Per Day? // marketingscoop. URL: https://www.marketingscoop.com/blog/how-many-posts-are-posted-on-instagram-per-day/ (дата обращения: 25.05.2025).
  13. The Niépce Heliograph. // Harry Ransom Center. URL: https://www.hrc.utexas.edu/niepce-heliograph/ (дата обращения: 25.05.2025).
  14. Pavlidis, George. Foundations of Photography. — 1 изд. — 2022: Springer. — С. 154.
  15. Polaroid SX-70 Land Camera. // Edmond History Museum. URL: https://www.edmondhistory.org/polaroid-sx-70-land-camer/ (дата обращения: 25.05.2025).
  16. Sontag S. On photography.// Illuminations. — Routledge, 2021. — С. 230—234.
  17. Welcome to the Lori photobank! // Lori. URL: https://lori.ru/en (дата обращения: 25.05.2025).
  18. A Case Study On Apple's «Shot On IPhone» Brand Campaign. // thebrandhopper. URL: https://thebrandhopper.com/2024/01/07/a-case-study-on-apples-shot-on-iphone-brand-campaign/ (дата обращения: 25.05.2025).
  19. Ma T. THE TRUTH BEHIND PHOTOSHOP.
  20. Аукционные дома провели в Нью-Йорке главные торги сезона. // artinvestment. URL: https://artinvestment.ru/news/auctnews/20221123_Auctions.html (дата обращения: 25.05.2025).
  21. Захарова Наталья Юрьевна. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа. // ЖССА. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-sotsiologiya-fotografiya-kak-obekt-sotsiologicheskogo-analiza (дата обращения: 19.06.2025).
  22. История появления цифровой фотографии. // Ergofoto. (Дата обращения: 25.05.2025).
  23. Как искусственный интеллект изменяет фотографию. // photosketch. URL: https://photosketch.org/kak-iskusstvennyj-intellekt-izmenyaet-fotografiyu/ (дата обращения: 25.05.2025).
  24. К. В. Чибисов. Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М.: Искусство, 1987. — С. 15—23.
  25. Монетизация авторской фотографии. Опыт, идеи, мысли. // grphotography. URL: https://grphotography.ru/монетизация-авторской-фотографии-оп/ (дата обращения: 25.05.2025).
  26. О платинотипии. // Photographer. URL: https://www.photographer.ru/cult/history/4538.htm (дата обращения: 25.05.2025).
  27. Победитель Sony World Photography Awards отказался от премии: его фото создал ИИ. // fotosklad. URL: https://www.fotosklad.ru/expert/news/pobeditel-sony-world-photography-awards-otkazalsa-ot-premii-ego-foto-sozdal-ii/ (дата обращения: 25.05.2025).
  28. Пономаренко Е. М. ПИКТОРИАЛИЗМ КАК ПЕРВОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФОТОГРАФИИ. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник. — 2015. — С. 200.
  29. СОЛНЕЧНЫЙ РИСУНОК. ГЕЛИОГРАВЮРА. // foto-video. URL: http://www.foto-video.ru/art/review/57309/ (дата обращения: 25.05.2025).
  30. Способ и образ. Графика и фотография XIX века. // museum-tropinina. URL: https://museum-tropinina.ru/exposition/sposob-i-obraz-grafika-i-fotografiya-xix-veka/ (дата обращения: 25.05.2025).
  31. Что на самом деле означает «ограниченный тираж»? // Photographer. URL: https://www.photographer.ru/cult/market/8095.htm (дата обращения: 25.05.2025).
  32. Что такое NFT и почему это должно волновать фотографов? // Photographer. URL: https://www.photographer.ru/cult/market/8322.htm (дата обращения: 25.05.2025).

Сноски

[1] «From Today Painting is Dead»: Photography's Revolutionary Effect // artandobject URL: https://www.artandobject.com/news/today-painting-dead-photographys-revolutionary-effect (дата обращения: 15.06.2025).
[2] From today painting is dead. // libquotes URL: https://libquotes.com/paul-delaroche/quote/lba3j4h (дата обращения: 15.06.2025).
[3] From today painting is dead. // artandpopularculture URL: https://artandpopularculture.com/From_today%2C_painting_is_dead (дата обращения: 15.06.2025).
[4] Sontag S. On photography // Illuminations. — Routledge, 2021. — С. 230-234.
[5] How Many Posts Are Posted On Instagram Per Day? // marketingscoop URL: https://www.marketingscoop.com/blog/how-many-posts-are-posted-on-instagram-per-day/ (дата обращения: 25.05.2025).
[6] Davenport, Alma // The history of photography: an overview. — University of New Mexico Press, 1999. — C. 6-9
[7] The Niépce Heliograph // Harry Ransom Center URL: https://www.hrc.utexas.edu/niepce-heliograph/ (дата обращения: 25.05.25).
[8] Davenport, Alma // The history of photography: an overview. — University of New Mexico Press, 1999. — C. 6-8
[9] К. В. Чибисов. Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М.: Искусство, 1987. — С. 15—23.
[10] George Eastman // Kodak URL: https://www.kodak.com/en/company/page/george-eastman-history/ (дата обращения: 25.05.25).
[11] Davenport, Alma // The history of photography: an overview. — University of New Mexico Press, 1999. — C. 23
[12] The Great War Photographs: Constructing Myths of History and Photojournalism // Picturing the Past: Media, History, and Photography / под ред. Bonnie Brennen, Hanno Hardt. — University of Illinois Press, 1999. — С. 122
[13] The History of the Leica I // Leica URL: https://leica-camera.com/en-int/the-history-of-the-leica-I (дата обращения: 25.05.25).
[14] Pavlidis, George // Foundations of Photography. — 1 изд. — 2022: Springer, С.154
[15] Polaroid SX-70 Land Camera // Edmond History Museum URL: https://www.edmondhistory.org/polaroid-sx-70-land-camera/ (дата обращения: 25.05.25).
[16] Digital Camera Sales Dropped 87% Since 2010 // Statista URL: https://www.statista.com/chart/5782/digital-camera-shipments/ (дата обращения: 25.05.25).
[17] Способ и образ. Графика и фотография XIX века. // museum-tropinina URL: https://museum-tropinina.ru/exposition/sposob-i-obraz-grafika-i-fotografiya-xix-veka/ (дата обращения: 25.05.2025).
[18] СОЛНЕЧНЫЙ РИСУНОК. ГЕЛИОГРАВЮРА // foto-video URL: http://www.foto-video.ru/art/review/57309/ (дата обращения: 25.05.2025).
[19] О платинотипии // Photographer URL: https://www.photographer.ru/cult/history/4538.htm (дата обращения: 25.05.2025).
[20] Захарова Наталья Юрьевна Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // ЖССА. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-sotsiologiya-fotografiya-kak-obekt-sotsiologicheskogo-analiza (дата обращения: 19.06.2025).
[21] Пономаренко Е. М. ПИКТОРИАЛИЗМ КАК ПЕРВОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ФОТОГРАФИИ //«Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник. — 2015. — С. 200.
[22] Что на самом деле означает «ограниченный тираж»? // Photographer URL: https://www.photographer.ru/cult/market/8095.htm (дата обращения: 25.05.2025).
[23] Что такое NFT и почему это должно волновать фотографов? // Photographer URL: https://www.photographer.ru/cult/market/8322.htm (дата обращения: 25.05.2025).
[24] Аукционные дома провели в Нью-Йорке главные торги сезона // artinvestment URL: https://artinvestment.ru/news/auctnews/20221123_Auctions.html (дата обращения: 25.05.2025).
[25] Монетизация авторской фотографии. Опыт, идеи, мысли. // grphotography URL: https://grphotography.ru/монетизация-авторской-фотографии-оп/ (дата обращения: 25.05.2025).
[26] A Case Study On Apple's "Shot On IPhone" Brand Campaign // thebrandhopper URL: https://thebrandhopper.com/2024/01/07/a-case-study-on-apples-shot-on-iphone-brand-campaign/ (дата обращения: 25.05.2025).
[27] Как искусственный интеллект изменяет фотографию // photosketch URL: https://photosketch.org/kak-iskusstvennyj-intellekt-izmenyaet-fotografiyu/ (дата обращения: 25.05.2025).
[28] Ma T. THE TRUTH BEHIND PHOTOSHOP.
[29] Победитель Sony World Photography Awards отказался от премии: его фото создал ИИ // fotosklad URL: https://www.fotosklad.ru/expert/news/pobeditel-sony-world-photography-awards-otkazalsa-ot-premii-ego-foto-sozdal-ii/ (дата обращения: 25.05.2025).
[30] Barthes, Roland .// Image Music Text. — 1 изд. — Лондон: Fontana Press, 1977. — C. 44