© Deposit Photos

Кажется, в одну ночь NFT стала самой популярной аббревиатурой в социальных сетях и новостных заголовках. 11 Марта JPG файл, созданный Майком Винкельманом (Mike Winkelmann), известным под ником Beeple, был продан на онлайн-аукционе за 69 миллионов долларов. Это была первая чисто цифровая продажа для аукционного дома Кристи, то есть, продажа при отсутствии физической копии как таковой.

Однако, несмотря на эту внезапную известность, NFT — не новость. Тем не менее, нынешний бум позволяет большему количеству творцов, независимо от масштаба имени, предлагать свои работы на рынке в криптовалютном сообществе.

Если вы уже запутались во всём этом и не понимаете, какое вам до этого дело, вы не одиноки.

PetaPixel расспросил Донни Динча, CEO торговой площадки NFT Bitski, и фотографа Брайана Майнэра (Bryan Minear) о том, что такое NFT, как фотографы могут «запасть» на это дело — и должны ли.

Что такое NFT?

Аббревиатура NFT означает «не взаимозаменяемый токен», то есть, токен, который не может быть обменян на что-то, схожее по цене. Он, по определению, единственный в своём роде. Например, вы не можете обменять фотографию Доротеи Ланж на фотографию Анни Лейбовиц. Они — не одно и то же.

NFT верифицируется с использованием блокчейна, который представляет собой запись прозрачной истории владения, покупок и сделок. Она видима для всех, но недоступна для редактирования. Блокчейн гарантирует возможность отследить цепочку от нынешнего владельца до создателя оригинала. Некоторые торговые площадки NFT, как например Bitski, просят авторов привязывать свои аккаунты в социальных сетях для дополнительной верификации.

«По сути, это способ владеть цифровым товаром», — говорит Динч. «Мы смотрим на блокчейн как на глобальный источник истины о том, кто чем владеет, а NFT — это как атомарная единица этой собственности для отдельных товаров».

Токенизация (маркировка) цифрового товара, такого как фотография — это процесс загрузки его и выставления на продажу. Торговые площадки NFT существуют в блокчейне, что требует покупки криптовалют, таких, как Биткойн (Bitcoin) или Эфириум (Ethereum).

Для фотографов, после загрузки картинки, нужно пройти несколько шагов по верификации, например, удостоверить, продаёте вы оригинал или тиражную копию. Вы можете даже получать ройялти, например 10% с каждой последующей продажи.

«Что касается фотографии, вы можете маркировать (токенизировать) её, и кто владеет маркером, тот владеет фотографией. Люди могут смотреть её, или скачивать — но владелец только один», — говорит Динч.

Как приобрести NFT?

«Чтобы купить NFT, вам понадобится валюта для того блокчейна, на котором работает NFT», — говорит Динч.

Bitski, однако, позволяет создателям NFT продавать свой товар через банковский аккаунт. Покупатели могут использовать для оплаты обычную банковскую карту — здесь не нужно разбираться в криптовалютах.

Есть несколько торговых площадок для NFT, самые крупные из них — OpenSea и KnownOrigin. NFT может продаваться как за фиксированную цену, так и с аукциона.

Что вы приобретаете, покупая NFT?

Пару вещей. Прежде всего, и важнее всего, это собственность на данное цифровое произведение — собственность, отраженную в общедоступном блокчейне.

Как говорит Динч, коллекционеры NFT не заботятся об ограничении доступа к контенту. Конечно, фотографии или гифки можно легко скачать — правой кнопкой мыши или с помощью принт-скрина, но «уровень эмоций» намного важнее «физического представительства».

«Представим себе, что вы уже глубокий старик, и вы собираетесь оплатить присвоение своего имени одной из скамеек в Центральном парке», — говорит он. «Кто угодно может сидеть на этой скамейке, но все они понимают. Что она ваша».

Как могут фотографы использовать NFT?

Брайан Майнэр, ландшафтный фотограф из Мичигана, всегда пристально следил за «крипто» пространством. Во вторник, он провёл на Bitski презентацию пяти фотографий, с ценой от 200 до 2500 долларов. В течение 10 минут, распродано было почти всё.

«Я плакал в конце этого дня», — говорит он. «Это не те деньги, которые резко меняют жизнь. Но, в то же время, когда ты долгое время занимаешься творчеством просто для себя, из любви к процессу, и затем, наконец, возникает вот такой момент реализации, и какие-то люди ощущают такое чувство к твоим работам, что готовы потратить на них деньги, это нечто невероятное».

Майнэр сказал, что выбрал NFT после того, как понял, что криптовалюты — всерьёз и надолго, несмотря на прогнозы о том, что этот рынок — «мыльный пузырь», который скоро лопнет.

Он, однако, не рассматривает NFT в качестве замены стандартному авторскому праву, или блокчейн в качестве способа контроля распространения своих работ онлайн. Это просто новый путь взаимодействия с аудиторией, которая интересуется цифровым искусством и готова платить за него.

«Я думаю, главный резон состоит в том, что вы можете легко заработать деньги», — говорит Динч. «Рынок для фотографии существует, но с распространением платформ вроде Инстаграма, где множество авторов выкладывают великолепный контент и получают за него тонны „лайков“, но не могут превратить это в доход».

Как фотографы определяют ценность создаваемого ими NFT?

Это была одна из главных проблем, с которыми встретился Майнэр, прежде чем он стал размещать свои NFT на Bitski. Создатели определяют цены сами по себе, «из головы». Майнэр говорит, что сначала оценивал свои фото «по нижнему концу шкалы», чтобы они были доступны, но когда они разлетелись очень быстро, он понял, что имеет недостаточно знаний о ситуации, чтобы правильно устанавливать цену.

«В том, что касается ценообразования, у меня было очень мало опыта», — говорит он.

Как продать NFT?

Создатели NFT нередко сами формируют свою аудиторию — из семьи, друзей или социальных сетей. Но некоторые торговые площадки, например OpenSea и Bitski создают, подобно Etsy и Shopify, систему фильтров и поиска специфических товаров по категориям.

В чём состоит разница между продажей нескольких версий NFT и продажей ограниченного тиража физических отпечатков?

Самая большая разница состоит в осязаемости физического отпечатка, в отличие от цифрового товара.

Для Майнэра, важно также то, за что его аудитория готова платить. За постер на стену? Или за цифровое владение?

«За три часа, я получил от продажи NFT в два раза больше денег, чем от продажи тиражных отпечатков за последние четыре года», — говорит он. «Я попробовал всё, начиная от продажи подписанных тиражных отпечатков и до неограниченных загрузок, и нигде не возникло „тяги на взлёт“. Есть что-то интригующее в существовании всего лишь одной из моих вещей. Фактор редкости NFT привлекает меня».

Что насчёт авторского права и лицензирования?

Фактически, владелец оригинальной работы всегда будет владельцем оригинальной работы, независимо от того, продает ли он NFT указанной работы. По сути, NFT — это цифровые копии оригинальных работ, и первоначальный создатель в конечном итоге всегда будет контролировать, как их работа лицензируется.

Все «трещины» постепенно заглаживаются, так как, хоть концепция NFT и не нова, это пространство существует и весьма быстро расширяется. Торговые площадки для NFT должны иметь свои правила, связанные с копирайтом и лицензированием, но в нынешней ситуации, продавцу должно быть максимально ясно, что именно они продают.

Майк Шинода из Linkin Park, выпустивший сингл через NFT, сказал Input Magazine: «Никто, серьезно относящийся к NFT, не одобряет идею о том, что то, что вы продаете, является авторским правом или владельцем».

Однако люди могут делать NFT работ, которые они не создавали лично, что поднимает целый ряд проблем, не имеющих пока однозначных решений.

Каковы риски NFT и фотографии?

Для Майнэра, самый большой риск для фотографов, желающих войти в рынок NFT, это барьер входа, связанный с пониманием криптовалюты.

Динч не думает, что у NFT будет цикл «бума и спада», как предполагают сейчас многие. Что кажется ему нестабильным — то, что он называет «большими каплями». Это, например, факт, что музыкант Граймс (Grimes), продаёт искусство за 6 миллионов долларов, или гифка ЛеБрона Джеймса, проданная за 200 000$. Генеральный директор Твиттера Джек Дорси объявил свой первый твит NFT, и сейчас он торгуется на аукционе за 2,5 миллиона.

Хотя кажется, что именно только «большие имена» и выигрывают от продаж NFT, Динч уверен, что именно малые авторы будут со временем иметь наибольший успех.

«Я считаю, что никакие пируэты криптовалют не повлияют на ситуацию с продажей фотографий как NFT», — говорит он.

Оригинал на сайте PetaPixel
Перевод с английского Александра Курловича