На портале «LensCulture» вышел бесплатный интригующий гид по портретной фотографии. По традиции этого ресурса – великолепно оформленный и информативный. Ставя перед собой задачи найти отличия между «простым приличным» и «удивительным» портретом и разобраться в причинах «застревания» в нашей визуальной памяти некоторых, особенных, лиц, авторы последовательно, но с правильными остановками, их решают. На 81 странице. Настоятельно рекомендуя познакомиться с полным текстом материала, Photographer.ru подготовил резюме-тизер с десятью поводами для размышления над секретами портрета и особенностями его продвижения в мире фотографии.

 

Пабло Пикассо в La Californie, Канны, 1957. Irving Penn (American, Plainfield, New Jersey 1917–2009 New York)

 

– 1 –

«Самое важное – это доброта. Далее – наличие плана будущего изображения. В моем случае, например, это предварительное посещение места съемки, где я заранее пытаюсь представить источники света и, если необходимо, внести изменения.

Иногда ценность представляет общение с человеком, с которым вы работаете. Однако, на собственном опыте я убедился, что отсутствие четкой «траектории» развития событий делает изображение более правдоподобным и менее искусственным, что, в конечном итоге, для фотографии только в плюс. Я стараюсь, чтобы мои работы пронизывало чувство реальности, и неважно, специально ли я при этом «сконструировал» изображение или нет.

Еще одна очень серьезная составляющая – одежда человека на фотографии. Гардероб определяет многое. Если вам важна привязка к реальности, конечно, можно снимать в том, в чем человек пришел, но если нет – убедитесь, чтобы на съемке были предоставлены несколько вариантов гардероба. Правильная одежда способна очень сильно изменить образ. Я – сторонник однотонных темных оттенков, позволяющих выделить в портрете лицо».

(Тодд Хидо, американский фотограф)

– 2 –

«Мне нравятся люди «из плоти и крови». При создании портрета я ищу мгновение, когда человек одновременно присутствует в моменте, физически, и отсутствует – в своих мыслях. Этот подход отражает и мою собственную суть: я ценю других «как есть»: вне суеты и со всеми их проблемами. В хорошем портрете, на мой взгляд, отражается и человек, создающий его».

(Коос Бройкель, голландский фотограф)

– 3 –

«Многие думают, что есть какая-то волшебная формула, но на самом деле ее, конечно, нет. От вас хотят подробных инструкций: что делать, чтобы получить хороший портрет, но единственный возможный совет – выходите на улицу и работайте. С остальным вам придется разбираться самостоятельно. В том числе и с собственным комфортным состоянием во время съемки.

Люди хотят знать, как подходить к незнакомцам и начинать их фотографировать, что и как говорить, чтобы заставить расслабиться. Для многих молодых фотографов это серьезный повод для беспокойства. Старайтесь, чтобы нервозность все не испортила. А исчезнет она только с опытом.  Подумайте, что именно поможет снизить именно ваш градус тревожности. Расслабленными прежде всего должны быть не те, кого вы фотографируете, а вы сами».

(Ричард Ринальди, американский фотограф)

 

IRVING PENN (1917-2009). Hippie Family Kelly San Francisco, 1969

 

– 4 –

«Меня привлекает все неудобное: моменты и чувства, которые мы обычно стараемся избегать. Хрупкость, одиночество, страх, меланхолия – именно в них я нахожу красоту, и у меня нет никакого желания маскировать их под нечто, что сделало бы изображение приятным. Также мне нравится ощущение безвременного изображения – без подсказок, указывающих на конкретику. Так, история имеет шансы выглядеть незамутненной».

(Максин Хельфман, американская фотограф)

– 5 –

«Демонстрируя работы, каждый из нас – сам себе редактор. Причем наистрожайший. Не старайтесь показывать больше, чем надо – просто ради того, чтобы поразить стараниями. Хорошая последовательность подобна музыке: одно изображение ведет в следующее – и так далее. Иногда связки основаны на цветах, иногда на геометрии. Но при выстраивании серии не слишком усердствуйте с рациональным подходом. Ваши проводники – это все же интуиция и собственные чувства».

(Алесиа Главиано, старший фоторедактор «Vogue Italia»,
член жюри LensCulture Portrait Award, 2016)

– 6 –

«Начните с очень сильной работы – такой, которая была бы способна привлечь внимание зрителей и заставить их остановиться и какое-то время рассматривать фотографию, изучать подпись и, возможно, захотеть увидеть и узнать больше. Человека нужно сразу же зацепить!»

(Джим Каспер, главный редактор LensCulture,
член жюри LensCulture Portrait Award, 2019)

– 7 –

«Многие ведущие фотографы занимаются менторством, причем в самых разных формах: будь то формальный, оплачиваемый контакт или свободный обмен идеями и мнениями. Не бойтесь обращаться к экспертам с вопросами – но в то же время уважайте время другого человека. Формулируйте запрос четко. Что именно вам нужно? Мнение о какой-либо работе или долговременное менторство? В режиме онлайн или при личной встрече? Какие цели вы перед собой ставите?

Следите за интересными мастер-классами неподалеку. Некоторые фотографы с мировой известностью предлагают недельные или двухдневные образовательные мероприятия для малых групп, также включающие ревью работ участников и участниц. Но учтите – не все фотографы автоматически являются хорошими преподавателями. Соберите необходимую информацию, проверьте отзывы тех, кто уже у них учился».

(команда «LensCulture»)

 

Philippe Halsman. Dali fishing, 1954

 

– 8 –

«Люди утратили способность пристально всматриваться, потому что сегодня у нас перед глазами мелькает слишком много всего. Все только и делают, что листают, листают и листают… – вряд ли на таких скоростях мы вообще в состоянии что-то усвоить.

Мне не очень комфортно смотреть все подряд – создается впечатление, будто я плаваю в грязном океане. Я стараюсь более осознанно относится к тому, чем занимаюсь и что считаю аутентичным, и прилагаю все усилия, чтобы замедляться. Я тщательно выбираю галереи, которые мне хотелось бы посетить, напоминая себе: задачи увидеть всё нет. Важно оставаться честным по отношению к себе.

Молодым авторам я всегда советую печатать фотографии. Хватит постоянно рассматривать их лишь на экране. Выведите снимки в тактильную плоскость, покажите им мир. В результате работы, определенно, станут намного более живыми».

(Надав Кандер, фотограф, художник, режиссер)

– 9 –

«Убедитесь, что описываете фотографии жюри максимально четко и ясно. Есть ситуации, когда игры с языком и стилем письма уместны, но, с моей точки зрения, в случае подачи работ онлайн, гораздо полезнее описывать свои намерения и концепцию максимально понятными словами.

Участвуя в портфолио-ревью, помните, что ценно проводить время не только в общении с «экспертами» – такую же пользу приносит и контакт с другими фотографами. Будьте открытыми новому опыту. Присутствие на различных мероприятиях может обернуться ценным сотрудничеством и значимыми связями – и рождаются они далеко не только за столом с рецензентами».

(Карен МакКуайд, куратор лондонской галереи «The Photographer’s Gallery»,
член жюри LensCulture Portrait Award, 2019)

– 10 –

«Ну же, вперед, на улицу! Делать удивительные портреты!»

(команда «LensCulture»)


С полным текстом «портретного путеводителя» (на английском языке) можно познакомиться по ссылке:  https://assets.lensculture.com/static/LC_PortraitGuide_FA02_EN.pdf

 

Бойд Фортин, 13-летний Скиннер (работник, сдирающий кожу, в данном случае – с гремучих змей). Свитуотер, Техас, 10 Марта 1979. Richard Avedon (1923–2004) © The Richard Avedon Foundation. Amon Carter Museum of American Art, Fort Worth, Texas