Photographer.ru предлагает вашему вниманию очередной материал о летней фотошколе ISSP в Латвии. На этот раз, о своем опыте рассказывают участники мастер-классов Джоди Бибер / Jodi Bieber и Филиппа Толедано / Phillip Toledano.

Мастер-класс Джоди Бибер1 предоставил участникам возможность развить персональное видение и умение рассказывать истории. Каким образом сделать личностную историю о современной Латвии? Фотографы могли снимать все, что угодно — натюрморты, пейзажи, делать триптихи и диптихи, цвет и ч/б или даже создавать видео со звуком, но должны были в итоге уметь ответить на вопросы — что это означает персонально для тебя? Почему ты выбрал эту тему? Что это символизирует? Что ты открыл лично для себя при работе над этим проектом?

Семинар Филлипа Толедано2 был посвящен концептуальной фотографии. Большинство удачных серий начинаются с идеи. Каким образом художник трансформирует эту идею в осмысленный концепт и серию фотографий - самый непростой аспект фотографической практики. Посредством индивидуальных и групповых заданий, дискуссий и критики, студенты должны были развить свои умения лучше концептуализировать свои проекты и реализовать потенциал своих идей в фотографии. Студентам следовало приехать с готовыми идеями, которые можно было обсудить с ведущим мастер-класса и начать работать над одной из них в ходе семинара.


Ян Россил

Ян Россил / Jan Rosseel родился в Брюсселе (Бельгия), 33 года. В настоящее время живет между Нидерландами и Бельгией. Оставив карьеру повара в известных ресторанах Франции, Испании и Нью-Йорка, решил изучать китайский язык и культуру в Ляйденском университете в Нидерландах. Уехав в Китай по программе обмена, предпочел изучать китайский язык на улицах — с камерой в руках, документируя жизнь китайских рабочих-мигрантов. Затем изучал фотожурналистику и документальную фотографию в Дании и Нидерландах. В своей работе Ян фокусируется, в основном, на социальных проблемах — неважно больших или малых. Работал над созданием фотоисторий в Китае, Лаосе, на Кубе, в Израиле, Палестине, Бельгии и Нидерландах.

Ян Россил
Ян Россил

Я участвовал в воркшопе под названием «Нахождение своего фотографического голоса — современная Латвия» под руководством известного фотографа Джоди Бибер. Было очень нелегко сделать выбор между преподавателями и семинарами, так как все они были интересны по различным причинам. Я выбрал именно этот, потому что меня интересует вопрос, каким образом можно рассказывать более персональные истории и я бы хотел поработать больше над «сторителлингом» (искусством рассказа историй). В первый день Джоди Бибер предложила нам рассказать о себе, чтобы все могли лучше понять, что ты из себя представляешь и каким образом это отражается в твоих работах. Она также попросила нас принести с собой какой-то предмет, который в виду тех или иных причин важен для нас и рассказать о нем. Это было очень здорово таким образом узнать своих будущих одногруппников в персональном и личностном плане.

На следующий день мы говорили о наших портфолио и обсуждали сильные и слабые стороны каждого из нас и как мы можем это улучшить. Было интересно увидеть работы других участников на следующий день после того, как мы говорили о более личных, интимных вещах.

Фидбек, который мы получили от Джоди во время портфолио-ревю, был очень полезен. После этого мы приступили к обсуждению возможных тем для съемки по заданию «Современная Латвия». У каждого студента была возможность пообщаться с Джоди в приватном порядке перед первым днем съемки. Следующие несколько дней были запланированы на «ресерч» (исследование), съемку и пр., но у нас была возможность дважды в день обращаться к своему преподавателю за консультацией. Джоди не просто очень страстно относится к фотографии, но она и очень увлеченный преподаватель! Она всегда была доступна для того, чтобы обратиться с любыми вопросами и проблемами, с которыми мы могли столкнуться во время работы. В течении недели рабочее напряжение усиливалось и мы все дольше засиживались вечером, разбирая отснятое за день, наслаждаясь общением и вином. У всех студентов был свободный график и каждый мог приходить к Джоди, когда пожелает и обсуждать ход съемки. Сначала было сложновато, но потом, в течении недели, мы все сдружились и помогали друг другу всегда, когда была такая возможность.

Было также очень полезно, что Джоди делилась с нами опытом и историями из жизни, и способами как можно пойти и найти историю. Лично для меня это была очень классная возможность поэкспериментировать с новыми способами сторителлинга и услышать мнение своих однокурсников и преподавателя.

Наша локация была несколько специфической, школа находится в Пелчи, маленьком городке неподалеку от Кульдиги. Поэтому было непросто найти там тему для съемки истории, но в конце концов всем удалось сделать очень различные истории и проекты. Это реально подтверждает, что ISSP — креативная организация и они умеют вдохновить всех — и студентов, и преподавателей.

Преимуществом является то, что все люди на ISSP приезжают из разных стран. Там были студенты из 23 различных стран, если я не ошибаюсь, и это создает особый микрокосм, появляется ощущение прикосновения к богатейшему глобальному культурному опыту.

Проживание в условиях «общежития» одновременно является вызовом и приключением, в некоторых комнатах жило более, чем по восемь человек. Я жил в комнате с шестью людьми и у нас были интересные разговоры, много развлечений и пива по ночам — чтобы отдохнуть от долгих рабочих дней. Также по ночам была музыка и танцы и в последнюю ночь у нас была глобальная вечеринка, которая длилась до утра...

У меня нет опыта поездок на другие летние школы, но ISSP реально сложно переплюнуть в смысле интенсивности, атмосферы и уровня студентов, преподавателей и отдыха! Я бы рекомендовал ее всем фотографам, стремящимся к росту!

Дневная программа сменялась вечером проекциями и показами. Каждый преподаватель презентовал свои работы и рассказывал о своем способе съемки, творческом процессе, деталях того, что означает быть фотографом. Было очень интересно не только увидеть их работы, но и также увидеть разницу между тем, как именно авторы презентуют свое творчество. Наиболее мне запомнилось способ, каким Bas Vroege (Paradox) презентовал свою работу как куратор и особенно поразила его страсть к фотографии и способность убеждать людей. Для меня самым интересным вечером стал тот, когда выступали Арья Хуутиайнен и Филипп Толедано. Контраст между двумя фотографами трудно себе представить — это касается и их манеры выступать, и их подходов к фотографии. В то время как манера Арьи говорить была очень тихой и интимной, со множеством пауз, Филипп был классным рассказчиком со множеством потрясающих идей и проектов и при этом очень хорошо мог донести это до публики. Я думаю, что комбинация интенсивных съемочных дней и вечерних просмотров работала вместе очень хорошо.

Несмотря на ограниченное количество времени за которое мы должны были создать проекты, я думаю, что финальная выставка была довольно неплохой с рядом действительно хороших работ. Было интересно увидеть результат недельной работы, коротких ночей и наставничества. Учителя реально помогали своим студентам сделать что-то хорошее. Большинство фоторабот были представлены традиционным способом, но были и любопытные проекты, которые призывали зрителя к большей интерактивности. Вечер открытия был очень успешным и множество людей посетило выставку. Единственным недостатком было количество места, отведенное в пространстве для каждого из студентов. Некоторым работам не помешало бы побольше места, они бы смотрелись лучше. Уровень, в целом, был довольно высоким, за некоторыми исключениями.

Проект, который я начал снимать на ISSP, я бы хотел продолжить, так как это «недорассказанная» история, но в то же время очень важная для Латвии. В рамках этого воркшопа я провел исследование о бомбардировке Кульдиги в 1945-ом, на следующий день после освобождения.

Моя работа была представлена в виде инсталляции из различных элементов, рассказывающих историю. Существует множество разных версий этой реальной истории и мне хотелось бы исследовать их глубже. Я надеюсь, что мне удастся найти способы поработать над этим подольше, продолжить исследование и создать цельный проект, который мог бы стать частью большой выставки.

«Несчастный случай»

Студенческая работа Яна Россила, подготовленная под руководством Джоди Бибер («Нахождение своего фотографического голоса — современная Латвия» в рамках летней школы ISSP в Латвии).



Андрей Строкинс

Андрей Строкинс / Andrejs Strokins, в 2010 году окончил академию искусств в Латвии. С 2006 по 2012 год работал в различных латвийских фотоагентствах. С 2012 года – фотограф-фрилансер.

Андрей Строкинс
Андрей Строкинс

Я был первый раз на ISSP в 2009. С тех пор я возвращался каждый год. Я имел потрясающую возможность поработать с Ванессой Виншип / Vanessa Winship (2009), Петром Бялобржески / Peter Bialobrzeski (2010) и Джоди Бибер / Jodi Bieber (2012). В прошлом году я участвовал в проекте, организованном ISSP, который назывался European Borderlines.

Первые два дня были посвящены разговорам на повседневные темы. Джоди попросила нас представиться и рассказать о себе, и мы разговаривали обо всем, но только не о фотографии. Это было правилом.

Финальные проекты были сняты очень по-разному – все фотографы обладали разными интересеми в фотографии и разным образовательным бэкграундом.

Каждую ночь были вечеринки. К несчастью, вместо этого мне приходилось тратить большинство моего свободного времени ретушируя пыль с отсканированных негативов для грядущей выставки “European Borderlines”.

Вечерние события были классными, но иногда сложновато было воспринимать информацию после долгого рабочего дня. Это единственный недостаток. Самым интересным был МК Фила Толедано и Джоди Бибер.

Было слишком мало места для достойного экспонирования работ такой большой группы фотографов, а так это было весьма неплохо. Мне больше всего понравилась видео-проекция Айги Озолиной “I like you”.

Реально сложно сделать что-то значимое за пять дней с таким плотным графиком, как был у нас. Поэтому у некоторых людей были большие проблемы с их проектами. Я думаю, что ISSP – это больше про получение опыта и учебу, чем про достижение безукоризненных результатов.

Я не уверен, что буду дальше продолжать этот проект, но я собираюсь использовать мобильный телефон в качестве альтернативного инструмента, чтобы документировать свою повседневную жизнь. Вы можете следить за этим в моем блоге everyday error

«Наматывающие круги перед сном»

Студенческая работа Андрейса Строкинса, подготовленная под руководством Джоди Бибер («Нахождение своего фотографического голоса — современная Латвия» в рамках летней школы ISSP в Латвии).

Это визуальный рассказ о трех юнцах, которые проводили ночи, шатаясь бесцельно вокруг замка Пелчи (все воркшопы ISSP проходили в этом замке). Эти снимки были сделаны с помощью мобильного телефона.


Мария Морина
Мария Морина

Мария Морина

Мария Морина, фотограф, один из трех авторов коллективного проекта Грозный: девять городов, получившего несколько международных наград - Anthropographia Human Rights Through Visual Storytelling Awards, Grand Prize Winner in the Multimedia Category of the Lens Culture International Exposure Awards, Finalists of The Aftermath Project Grant, участник скринингов нескольких международных фестивалей, в том числе Les Recontres d’Arles, Ojo de Pez Photomeeting Barcelona и Rencontres Internationales Paris/Berlin/Madrid с короткометражным документальным фильмом Молодость Нижний Тагил.

Это был мой первый раз участия в фотошколе в Латвии. Я была на воркшопе у Филлипа Толедано. Я выбрала этот воркшоп, потому что мне кажется, что работа с идеей важна для любого фотопроекта — что журналистского, что арт-проекта, и мне очень нравится, как работает с идеями Филлип Толедано. Я увидела его работы несколько лет назад, и была очень рада воспользоваться возможностью попасть на его мастер-класс. Хотя, по понятным причинам (отличный выбор преподавателей в этом году), выбор был сложный — мне очень хотелось бы поучаствовать и в мастер-классах Джоди Бибер и Кристиана Кужоля.

Вечером первого дня мы познакомились друг с другом и немного рассказали о том, какая фотография нас интересует, какие серии мы делаем. Весь следующий день мы показывали друг другу проекты и обсуждали идеи, стоящие за ними, обсуждали достаточно ли внятно высказывание, как можно было бы выставить ту или иную работу, над чем можно еще попробовать поработать. Это была открытая и полезная дискуссия. И очень помогла дружелюбная атмосфера, которую создал Филлип, и то, что мы все были с разным опытом, — журналистика, концептуальная фотография, арт, видео и живопись. Вечером второго же дня мы наметили темы проектов, которые должны были быть сделаны в течение четырех дней. У нескольких из нас были уже готовые темы, кто-то еще не решил, и мы обсуждали все вместе, как было бы интересно поэкспериментировать. В итоге к утру понедельника у каждого из нас был план проекта.

Вообще, главным открытием мастер-класса было то, насколько полезно делиться идеями друг с другом, насколько здорово это может помочь, чтобы сформулировать проект и придумать лучший способ, как его сделать.

Например, у Гиртса Рэгелиса / Ģirts Raģelis была идея сделать проект о радости жизни. Гиртс два года назад пережил тяжелое заболевание, и он до сих пор помнил, как очнулся в больничной палате и осознал, как прекрасно жить, - он смотрел в окно, была зима, и за окном медленно падали снежинки. И Гиртс хотел сделать проект об этом ощущении. Сначала он думал о том, что снимет людей, доживших до глубокой старости, но не был уверен, что такой проект полностью передаст то, что он хотел сказать. В процессе обсуждения родилась идея о том, почему бы Гиртису не сделать игровой проект - такой, над каким он еще никогда не работал. Гиртис заходил в магазины, библиотеки, наряженный в яркую одежду, со смешным колпаком на голове или в карнавальных очках, а потом подпрыгивал вверх, радостно вскинув руки, а его девушка нажимала на кнопку фотоаппарата, регистрируя происходящее, - в том числе недоумение окружающих. Потом были выбраны три фотографии, и эти фотографии были нанесены на тарелки. Получился прекрасный проект, с одной стороны, отсылающий к традиционной портретной живописи на тарелках, с другой, — к массовой культуре и личному опыту радости бытия.

Филипп договорился с нами о том, что у нас будет точное время два раза в день, когда он будет ждать нас в классе, чтобы обсудить, как продвигаются съемки проектов, в остальное время мы тоже могли либо быть там, либо работать над своими проектами. И каждый день мы обсуждали сделанное.

Мы создали очень разные проекты — например, один из нас, Атис Якобсонс / Atis Jakobsons, очень талантливый художник, в первую очередь, работал над скульптурой, первой в его жизни. Проект, который я сделала, называется «Вторая самая популярная поза в социальной сети». Я сделала исследование и обнаружила, что, по крайней мере, сейчас, второй самой популярной позой у девушек на фотографих в профилях социальных сетей являются поднятые и переплетенные у затылка руки или одна рука. Я пересняла эти фотографии, находящиеся в открытом доступе, и сделала галерею из одинаковых поз. Экспозиция состояла из вырезанных из фотографий фигурок девушек, приколотых на булавках к стене выставочного пространства, как коллекция бабочек или коллекция pin-up фотографий.

Я планирую продолжить работать над этим проектом, мне очень интересна связь массовой культуры и личных стратегий женственности, я также сейчас работаю над интервью с девушками, которые рассказывают о том, как они понимают женственность, с какими сложностями сталкиваются, и чего, по их мнению, общество ожидает от них. Мне кажется, это тоже интересно и важно и интервью, возможно, лучший способ зафиксировать какие-то вещ

Из проекта «Вторая самая популярная поза в социальной сети». © Мария Морина
Из проекта «Вторая самая популярная поза в социальной сети». © Мария Морина

«Вторая самая популярная поза в социальной сети»

Студенческая работа Марии Мориной, подготовленная под руководством Филлипа Толедано («Да, но что это означает? Создание концептов, развитие идей» в рамках летней школы ISSP в Латвии).

Меня интересует понятие женственности и его массовые проявления - например, повторяемость поз в профилях в социальных сетях. Что является причиной возникновения этих универсальных поз, символизирующих женственность, и одинаковых во многих культурах? Женщины позируют именно так, потому что мужчины так видят женщин? Или потому что сами женщины считают, что таким образом они выглядят наиболее сексуально привлекательными? Или у нас есть своего рода неписанное соглашение о том, что именно транслируют эти позы? Я сделала исследование и обнаружила, что, по крайней мере, сейчас, второй самой популярной позой у девушек на фотографих в профилях социальных сетей являются поднятые и переплетенные у затылка руки или одна рука. Я пересняла эти фотографии, находящиеся в открытом доступе, и сделала галерею из одинаковых поз. Экспозиция состояла из вырезанных из фотографий фигурок девушек, приколотых на булавках к стене выставочного пространства, как коллекция бабочек или коллекция pin-up фотографий.

Интервью и перевод с англ. Наталья Резник


1 Джоди Бибер — фотограф из Южной Африки. Победитель World Press Photo 2011 года (за портрет девушки Биби Аиши, которой муж отрубил нос и уши). Также получила 10 наград World Press Photo, первое место Picture of the Year International 2009 и др. Была членом жюри WPP в 2008. Проводила воркшопы в Финляндии, Непале, Италии, Австрии и Турции. Представлена галереей Goodman и Institute for Artist Management.

2 Филлип Толедано — живет и работает в Нью-Йорке. Темы его фотографий, преимущественно, социополитические, позже он стал снимать более персональные истории. Опубликовал четыре фотокниги. Принимал участие в международных фестивалях, печатался в журналах, последние 3 года преподает фотографию в Нью-Йорке и в качестве приглашенного лектора на различных интернациональных событиях.