Художник – это человек, который пишет то, что можно продать.
А хороший художник – это человек, который продает то, что пишет.

Пабло Пикассо

Давно и плотно занимаясь фотографией, я много лет мечтала о такой площадке, где талантливые фотографы могли бы продавать свои любимые работы, тем самым монетизируя свое творчество самым приятным и естественным образом. Я видела большой потенциал в сегменте интерьерной фотографии, но ни один из существующих способов продажи арт-фотографий не казался мне эффективным.

Виртуальных площадок с похожей задачей предостаточно, но я абсолютно убеждена, что цифровой файл и классно напечатанная и оформленная фотография – это принципиальные разные вещи. Хотя одну попытку сыграть на этом поле я тоже предприняла: сделала проект виртуального выставочного пространства 1st ArtSpace, но поняла, что эффективно этот формат работать не будет.

Идти стандартным путем и создавать оффлайн-галерею «имени себя» не хотелось. По опыту продаж через галереи в Европе я понимала: этот бизнес устроен так, что интересы владельцев зачастую противоположны интересам автора. Содержание помещения в хорошем месте требует значительных комиссионных; галерея испытывает естественное желание заработать побольше в условиях, когда продажи нерегулярны, навязывая автору эксклюзивный контракт безо всяких обязательств со своей стороны.

Кроме того, редко какой галерее удается привлечь большую аудиторию, и поэтому приходится выставлять кричащие проекты, создавать надуманные инфоповоды и играть в игры за привлечение внимания. Не люблю такие игры.

В поисках эффективного решения этой задачки я, как и многие из моих коллег прошла стандартный путь: создавала собственный интернет-магазин с работами, подходящими для интерьеров. Общалась с дизайнерами, декораторами, галеристами, арт-менеджерами и прочими посредниками между фотографией и домом человека. Участвовала в конкурсах и фестивалях. Всё это — в надежде, что мои работы заметят и станут продавать их, а я буду просто заниматься любимым делом и снимать то, что мне нравится. Разовые продажи случались, но о том, что продажа фотографий может стать значимой статьей дохода, речи, конечно, не шло.

Если мне становится тесно в рамках существующей системы, я скорее предпочту создать новое пространство, чем пробивать себе место там, где пробивать не хочется. Пусть в России нет  рынка авторской фотографии, зато здесь есть огромное количество людей, неравнодушных к фотоискусству и готовых за адекватные деньги купить не постер из IKEA или дешевую яркую картинку «дырку на обоях загораживать», а авторское произведение.  Просто у нас негде такое купить.

Я всегда считала, что продавать я не люблю и не умею. И во всех своих бизнесах старалась этой роли избегать, приглашая на передовую бойких продавцов. В издательском, медицинском и полиграфическом деле это так или иначе работало, но с фотографией продавца найти не получалось.

Проще всего было бы смириться с тем, что рынок авторской фотографии у нас не развит, что люди не готовы покупать фотоработы для своих домов, что галеристы не хотят брать на себя хоть какую-то ответственность за продвижение автора, и что профессии арт-менеджера или продюсера в фотографии у нас вообще не существует. И закрыть тему.

Но я верю в то, что продаются не фотографии, а истории людей. И лучше всего они продаются, когда автор и покупатель смотрят в глаза друг другу. Я поняла это в прошлом году на фотофестивале в Арле. Сделав там персональную выставку-продажу, в уютной галерее, с проектом, который одновременно был и глубоким, и красивым, и прекрасно подходил для интерьеров, я поняла, что самое большое удовольствие приносят даже не деньги от продажи работ, а общение с покупателями. В таком формате оказалось, что продавать работы легко, приятно и очень вдохновляюще.

Конечно, среди посетителей были и надутые коллекционеры, один из которых честно сказал мне: «Да, серьезно вы снимаете, но мне будут интересны ваши работы только тогда, когда вы умрете» :-). Но было много таких, кто, покупая  говорили: «Я слышу, что вы говорите своими работами, я понимаю это, я хочу иметь эту фотографию в своем личном пространстве, потому что мне это близко (красиво, вдохновляет, радует, создает атмосферу)».

Получив этот опыт, я поняла что нужно самой создать такое место, где авторы смотрели бы в глаза своим покупателям и поклонникам, рассказывали свои истории, общались с коллегами, сами назначали цены за свои работы и продавали свои любимые фотографии.

И вот этой весной всё стало получаться — на первый взгляд быстро и случайно. На меня через друзей в ФБ вышли организаторы дизайн-маркета «Базар Вокзал» и предложили сделать выставку в их пространстве на дизайн-заводе Флакон. Очередную выставку ради выставки я делать не хотела, но это был шанс реализовать давно живущую внутри идею, и я подумала: если за три недели соберу первый маркет авторской фотографии, не вкладывая собственных денег, значит, этот проект живой.

У нас было всего 100 кв. м, 16 авторов, 3 партнера и 120 000 рублей на мебель, аренду, рекламу и прочие расходы.

Четырех участников я знала лично и любила то, что они делают в фотографии. Им я просто рассказала концепцию, сказала, что ничего не могу обещать, но хочу попробовать, верю в это, и давайте со мной. Они рискнули.

Еще треть участников – фотографы, с которыми мы общались виртуально в ФБ, но не были знакомы лично. А большая часть авторов откликнулась на мои призывы в соцсетях. Их я не знала даже виртуально и очень благодарна ребятам за то, что доверились и сделали со мной самый сложный первый шаг.

Забегу немного вперед. Одним из самых важных результатов первого маркета я считаю то, что из 16 его участников 14 будут участвовать во втором. Они серьезно готовятся, собирают очень интересные работы. С новыми участниками мы плотно общаемся. Сама подготовка к маркету – это классный практический курс по продаже своих фотографий. Таких знаний не получишь ни на одном семинаре.

Кроме того, все партнеры остались с нами; прибавились новые компании, которые нас поддерживают и дают очень хорошие условия на печать и оформление работ. Это очень приятно: значит, проект живой и настоящий.

Я понимаю: всех фотографов в первую очередь интересуют продажи и вообще цифры. Рассказываю.

На маркет пришло около 900 посетителей — при том, что рекламировались мы всего неделю перед открытием, только в ФБ и в городских афишах.

Всего было напечатано 390 работ, из которых продали 120, плюс 30 авторских книг.

Практически у всех ребят после маркета были заказы; один из них — достаточно крупный: на 8 работ формата 120х80 в оформлении в дибонд на бумаге FujiFlex.

Удивляло, что несмотря на неудобную навигацию на Флаконе, люди искали и находили наше пространство. Радовало, что не было ни одного негативного отзыва. Наоборот, люди восхищались уровнем представленных фотографий, открытостью авторов и очень дружеской и творческой атмосферой.

А я была счастлива от того, что на маркете не было конкуренции – все авторы настолько разные, яркие и сильные, что для каждого нашелся свой покупатель. Очень здорово быть равным среди равных.

Были и приятные сюрпризы: например, нас весь уикенд совершенно бесплатно рекламировало радио «Серебряный дождь». Мы даже не давали туда анонс. Просто классные мероприятия вызывают искренний интерес.

Если набрать в поисковых системах photodecormarket, то выпадет несколько страниц упоминаний о весеннем маркете, хотя мы толком не занимались продвижением в поисковиках.

Второй маркет будет в 10 раз больше. Он пройдет 9-10 сентября 2017 г., в день города, на самой крутой для нашей темы площадке в Москве ­– в дизайн-кластере ArtPlay.

100 участников, десятки партнеров, 1000 квадратных метров, несколько зон, включая зону дизайна, зону технологий и лекторий.

Мы ждем около 5000 гостей: частных покупателей, фотографов, дизайнеров, декораторов, коллекционеров.

Нас поддерживает очень серьезное и известное дизайн-бюро «Поле Дизайн», которое создает интерьерные зоны с фотографиями, развивая тему home-styling (об этом мы много пишем на нашей страничке в ФБ «Фотография в интерьере»). https://www.facebook.com/photoininterior/

Генеральным партнером маркета уже во второй раз стала одна из самых крупных фотолабораторий России – Fotolab Professional. Помимо действительно больших скидок на печать и оформление, наши друзья помогают нам с мебелью для демонстрации работ, монтажом и логистикой. С участниками маркета работают самые опытные сотрудники компании.

Конечно, вряд ли все работы, которые мы напечатаем на маркет, будут проданы. Мы надеемся на 50-60% продаж, но к началу сентября запустим онлайн магазин готовых работ и организуем доставку. Те из посетителей, кто по разным причинам не купил работы на самом маркете, смогут приобрести авторские фотографии в качестве, подтвержденном PhotoDecorMarket, на сайте www.photodecormarket.ru

В период между маркетами работы участников будут в активной продаже, а еще они будут использоваться в проектах по фотодекору, которые мы делаем в рамках PhotoDecorGallery.ru

Новых участников мы ждем до 15 августа 2017. Посмотреть фотографии, которые мы готовим на осенний маркет, можно на нашем сайте в разделе «Авторы» http://photodecormarket.ru/artists.

И конечно, всех, кто неравнодушен к фотографии, приглашаем в Дизайн-центр Artplay, Малый зал, 9-10 сентября 2017.

Подписаться на мероприятие в ФБ, чтобы не пропустить можно по этой ссылке