Инстаграм американской поп-дивы Бритни Спирс. Более 22 миллионов подписчиков.

Обиженные речения на тему «социальные сети уж не те» «социальные сети не помогают продвижению» слышны сейчас не только из фотографической тусовки. Однако, нас с вами интересует фотография, и надо сказать, «всё правда» – толку от социальных сетей в смысле продвижения фотографии сейчас чуть больше, чем никакого, и становится всё меньше.

Однако прежде, чем начинать громко обличать кого-то, давайте зададимся простым вопросом – почему так происходит?

Прежде всего, для чего созданы социальные сети? Простой ответ – «для общения» – не совсем верен. Верен другой – «для бизнеса и добывания денег». При этом они продают – общение. Разное – от написания более-менее размерных текстов в ЖЖ до чирикания в твиттере, – и «чирикания фотками» в Инстаграмме.


Дальше отвечаем на очень простой вопрос: что нужно, чтобы на торговле трёпом и «под трёп» зарабатывать деньги? Ответ очень прост – МАССОВОСТЬ, и это именно та печка, от которой начинаются все танцы.


Теперь подойдём к делу со стороны фотографии. Что могут фотографы дать соцсетям? Под фотографами я подразумеваю тех, кто относится к фотографии серьёзно, как к профессии или к искусству. «Тупощёлкальщики» сюда не относятся. Итак, что же мы видим?

Прежде всего, фототусовка не слишком велика, и на фоне общего числа посетителей социальных сетей её элементарно не видно. На отдельную сеть фотографы безнадёжно не тянут, а в многомиллионном океане пользователей сетей общего профиля столь же безнадёжно теряются.

Плюс к этому, фототусовка не едина. Хотя теоретически профессия одна, но «журналисты», «художники», «рекламисты», «стокеры», «свадебщики» всё это разные подмножества, не очень пересекающиеся друг с другом. Более того, попытка рассказать, например, стоковым фотографам о галерейных работах встретит отсутствие как интереса, так и понимания.

У всех этих мини-сообществ есть собственные форумы, гильдии и прочие объединения и сайты за исключением, может быть, представителей «галерейной» фотографии, которые более индивидуалистичны в силу своей природы. Кроме того, галерейные фотографы в России, если ещё не вымерли, подобно мамонтам, встречаются немногим чаще.


Всё это вместе приводит к простому выводу: никакая социальная сеть никогда не имела в виду чьё-нибудь «продвижение». 


Фотографы, писатели, художники, музыканты… Они интересуют создателей социальных сетей только в качестве «звёзд». Так же, как и футболисты и прочие киноактёры.

Тут надо сделать маленькое лирическое отступление, которое необходимо для общего понимания. Бизнес-проекты, к которым относятся социальные сети – всегда предложение некоего товара или услуги. В случае социальной сети – это в первую очередь развлечение, игра, а во вторую – иллюзия прямого общения с различными «звёздами», как часть игры. В этой связи, надо хорошо понимать две вещи – любой фотограф, как бы известен он не был, рядом с модным рэпером или знаменитым спортсменом – никто, и звать его никак.

Инстаграм Бритни Спирс

Кроме  того, сетевое «общение» с простановкой лайков и желание приобрести работу – очень разные вещи, и занимаются этим совсем разные люди. И те, кто хочет что-то приобрести, а уж тем более владельцы галерей, с очень малой вероятностью полезут перекапывать те горы безнадёжного хлама, в которые неизбежно превращается любое фотосообщество в социальных сетях.

Недавнее интервью Марка Пауэра на Фотографере пополнило мою информацию по теме очень показательным примером – 50 000 подписчиков эккаунта на Инстаграме и одна продажа отпечатка… правда, есть эффект от рекламы фотокниг. До этого я получал подобную же информацию от 2–3 российских фотографов, правда, число подписчиков у них порядка 10 000.

Да, на заре своего существования, каждая из социальных сетей (и Фэйсбук, и особенно Инстаграм) могли работать на продвижение, в том числе, и фотографов. На этом этапе редакторы каждого нового проекта стараются вытащить на всеобщее обозрение всё интересное, что попадает в проект, чтобы привлечь больше людей. Конечно, это всего лишь побочный эффект раскрутки самого проекта, но им можно было воспользоваться.

При этом надо понимать, что это похоже на знакомство на концерте. Да, в театре, клубе или концертном зале можно встретить кого-то, но это – не главная цель прихода на концерт.

Нынешний же Инстаграм похож, скорее, на стадион во время рок-шоу. Множество людей, но к долгим разговорам и показу картинок ситуация не располагает, атмосфера не клубная. Толкотня и пиротехническое шоу здорово развлекают почтеннейшую публику, но присутствует она скорее в виде некой «массы», отдельные лица в ней теряются.

Так что, господа, ваши жалобы беспочвенны. Вы просто пришли за желаемой покупкой не в тот магазин. Скажу больше – я сейчас склонен думать, что единого «того» магазина просто не существует. Продвижение фотографа – комплексный процесс, в котором участвуют и социальные сети, в первую очередь как источник информации, и многое другое. В это «многое» входит хороший сайт (обязательно), а также общение и знакомства, выставки, конкурсы – в ассортименте. Важно использовать каждое средство в меру и по назначению, а также не забывать, что все они дают возможность, но не гарантию, и это нормально.

Партнерская ссылка – Как фотографу создать сайт-портфолио