«Aperture» в 2017 издала сборник интервью АКБ «Henri Cartier-Bresson. Interviews and Conversations 1951–1998»
Там есть такой фрагмент интервью, взятого Пьером Ассулиным:
===
ПА: Были ли такие фотографии, из-за которых Вы испытывали чувство вины?
АКБ: Да. Иногда я бываю собственным цензором. Но... Это моё личное дело.
ПА: В каких ситуациях срабатывает Ваш внутренний цензор?
АКБ: Любовь. Насилие. Смерть. Это относится к соблюдению приличий. И не будем забывать о насилии, осуществляемом фотографом тогда, когда он делает снимок. Работая на Дальнем Востоке, я отношусь с пониманием, если люди отказываются фотографироваться.
ПА: Часто ли включалась Ваша самоцензура?
АКБ: На каждом неудачном снимке. Таких много. Много шелухи. Знаете, как это бывает, когда шарики ртути выскальзывают из пальцев, если пытаться их схватить. В 1934 году в Мексике мне однажды очень повезло. Я лишь толкнул дверь. За ней две лесбиянки занимались любовью. Это было так страстно, так чувственно. Их лица были скрыты. Я нажал на спуск. Это было удивительно -- увидеть это. В этом не было ничего непристойного. Плотская любовь во всей её полноте. У меня и в мыслях не было просить их позировать.
===
В каталоге MoMA приведён снимок, о котором вспоминает АКБ. Страница 137 (в pdf-ке 140). Этот ранний АКБ — сюрреалист, бросающий вызов приличиям. Спустя годы Капа посоветует ему завязать с сюрреализмом и клепать новостные фоторепортажи. И появится АКБ, который всем нам знаком. Как нам кажется, что знаком.