Первыми, кто додумался располагать на светочувствительной поверхности листья [и т. п. хлам], и получать изображение засветкой солнечными лучами были Веджвуд и Дэви. Они ничего не патентовали, их изображения темнели и пропадали из-за отсутствия фиксирования. Может быть, поэтому такому способу не было дано никакого названия.
Следующим был Тальбот, располагавший листья, куски кружев [и т. п. хлам] на изобретенных им соляных фотобумагах, запатентовавший и давший название «photogenic drawing». К слову, жена Тальбота раскладывала на фотобумагах листочки с текстом.
Листая дальше, переходим к Анне Аткинс. Цианотипные изображения, полученные с эксикатов её гербария, она называла «Cyanotype Impressions».
Шадография / шадограмма -- изобретение Шада -- делалась иначе. Пользуясь современными ему фотобумагами, Шад фиксировал изображение, полученное не с плоской сцены (лист, ткань, гербарный экземпляр), а с трехмерной.
Ман Рэй (рэйограмма) и Мохой-Надь (фотограмма) также работали в 3Д, но не под солнечными лучами, а в «тёмной комнате» c фотобумагами, требующими проявления.
Грубое вульгарное знание, зафиксированное в википедиях и т. п., отождествляет термин «фотограмма» и некий общий принцип, проходящий красной нитью от Веджвуда до Ман Рэя и далее. Вникая в детали можно видеть, что было много частных случаев, различавшихся фотопроцессами и подходами, и что, в действительности, «фотограмма» — одна из этих частностей, один из способов фотографирования без камеры.
Пока нет комментариев