В визуальном ряду проекта (как в экспозиции, так и в книге) находятся кадры военных фотографов, вплетённые туда Стейхеном с каким-то умыслом.
Снова приглядимся:

На одной из последних стен в блок с другими снимками примонтирован снимок Дэвида Данкана:

Подпись данная редактором журнала Life: "Капитан морской пехоты Фрэнсис «Айк» Фентон размышляет о своей судьбе и судьбе своих людей после того, как ему сообщили, что у его роты почти закончились боеприпасы, Корея, 1950 год". Мысленно помещаем этот кэпшен на стену рядом с фотографией на выставке Стейхена. Испытываем когнитивный диссонанс.
Правее находится разогнанная в высоту и обрезанная до "восклицательного знака" (кавычки, так как не мной придумано) фотография "Смерть в окопе", сделанная Рафэлом Р. Платником на атолле Эниветок. В национальном архиве США снимок выглядит так:

Верхнюю часть "восклицательного знака" образует штык, воткнутый в песок, чтобы обозначить место, где лежит тело. Ну а точкой "восклицательного знака" является убитый морской пехотинец. Сцена заснята на атолле, где 1 ноября 1952 года подорвали водородное термоядерное устройство "Айви Майк". Снимок именно этого взрыва был финальным акцентом выставки Стейхена. Причём, только в Нью-Йорке снимок был нанесён на цветную прозрачку с красным фоном и ради пущего эффекта он подсвечивался с изнанки с помощью ламп.

С красным тоном не удалось найти. В книгу о выставке снимок ядерного испытания включен только в издании в твёрдой обложке. В мягкой (в том числе в продаваемое до сих пор издание) он не включен. В японской версии выставки планировалось вместо взрыва дать серию снимков последствий бомбардировки в Нагасаки, снятых 10 августа 1945, но в конце концов решили убрать всё, относящееся к атомному оружию.
Что нам хотел этим сказать капитан в отставке Стейхен? Что-то о мире, о братстве, о единой всемирной семье человека?
P. S. По воспоминаниям Хелен Джи и по сохранившимся планам экспозиции в MoMA можно видеть, что финальным акцентом выставки является не ядерный взрыв. В последнем зале экспонировалась фотография заседания Ассамблеи ООН и подборка фотографий детей, завершающаяся снимком Юджина Смита "Прогулка в райский сад".
[Продолжение следует]
Пока нет комментариев