Джеймс МакКардл в своём блоге On This Date in Photography отзывается на статью Тифентале и добавляет свои пять копеек как человек выросший в семье фотографа-любителя, на книжной полке державшего три фотокниги. "Семья Человека" была одной из них.
Наблюдение МакКардла простое -- критики, обрушивающиеся на проект Стейхена, не видели выставку. Они писали о проекте либо с чужих слов (как делала Сью Сонтаг | и пусть её писучая последовательница сгорит со стыда за свою груду слов), либо по книге, как это было в случае Барта. Р. Барт ругает не фотографии и не дизайн экспозиции, а слова другого француза -- музейщика Андре Жюля Луи Шамсона -- на музейной листовке для посетителей. Он приводит, считая это уместным, русскую пословицу «Хлеб-соль ешь, а правду-матку режь» со страниц книги. Тут нелепица в кубе. Составители книги, видимо не поняли народную мудрость, поместив пословицу в блок фотографий о застольях, приёме пищи. Вторым её не понял Барт и вклеил в свой текст. Третьим в ряду был переводчик "Мифологий" на русский, превративший цитируемое чёрте-во-что.
Слова и только слова являются точками соприкосновения Барта с выставкой. Ни одна фотография, ни один фотограф им не был упомянут. Вместо этого как лыко в строку Барт к своей критике подвёрстывает "горячие новости", ходившие при составлении им текста, -- линчевание Эммета Тилла, беспорядки в арабских кварталах Парижа[?]. Каскад бартовских нелепиц тем не менее доносит мысль: «Выставку надо ругать.» И её ругают.
МакКардл пишет: "Большинство комментаторов и критиков, в том числе Джон Бергер, Кристофер Филлипс, Алан Секула и Эбигейл Соломон-Годо, увековечили эту негативную реакцию и закрепили её среди бесчисленного множества студентов-фотографов моего поколения, для которых эти писатели были обязательным чтением."
А что же те, кто был на выставке? Оставили ли они свои отзывы. Да. Одними из первых откликнулись фотографы из круга Aperture. Почти сразу после закрытия выставки в Нью-Йорке был напечатан материал «The Controversial Family Of Man», где были собраны отрывки текстов из СМИ, отзыв Дороти Норман, диалог о выставке Джорджа и Коры Райт, ревью Барбары Морган.
Из всех перечисленных фотографами являются Джордж и Кора Райт -- авторы Aperture, составители множества руководств по фотографии. Хоть они и разыгрывают пикировку "адвоката" и "прокурора" видна реакция творческого фотографа на поделие Стейхена как на чудовищное надругательство над фотографией. «Некоторые фотографы выходят из себя, стоит лишь в их присутствии упомянуть об этой выставке. Они считают, что собственное высказывание фотографа должно признано как достаточно самобытное и цельное, и они возмущены, когда отпечатки используются в качестве строительного материала для постороннего высказывания.».
Реакцию Анзела Адамса на то, как обошлись устроители выставки с его пейзажем, найти не удалось. Но он к тому времени уже проповедовал истину о том, что Стейхен -- антихрист от фотографии, так что, быть может, для него ничего неожиданного не случилось. Отпечаток разогнали во всю высоту стены [см. вглубине слева].
[Продолжение следует]
Пока нет комментариев