Геннадий Меергус

О «простеньких зеркалках»

12.11.2021 22:59

Когда мне приходится где-то слышать, как какой-то фотограф, рассказывая о начале своего пути в фотографии, употребляет фразу «… и тогда мне купили простенькую зеркалку», или, ещё хуже, «дешевенькую зеркалку», я сразу выхожу из себя. Особенно, если эта самая зеркалка была его первой камерой. Ещё один вариант, бесящий меня — «сначала я фотографировал(а) «мыльницей», а потом родители купили мне простенькую зеркалку, и тогда-то я начал(а) фотографировать по-настоящему».

Запомните все: зеркалка никогда не бывает ни «простенькой», ни «дешёвенькой». Зеркалка должна писаться с большой буквы и говориться с осторожным предыханием.

В те времена, когда я начинал фотографировать, зеркалка в Cоюзе была, в общем, одна. Она называлась «Зенит» и стоила 135 рублей. Это было очень, очень, много — почти месячная зарплата моей мамы. Мои родители были инженерами.
Никто не мог купить такое ребёнку. Здравомыслящий ребёнок не мог о таком мечтать. Даже если позволить себе помечтать об этом, что делать с ужасающей мыслью, что ты ЭТО можешь уронить?
Поскольку я был ребёнок здравомыслящий, то я не мечтал о «Зените». Я мечтал о «Любителе», он стоял в фотомагазине в витрине, на нижней полке, и стоил 36 рублей. И он был, в общем, зеркальным. И квадратным. И, со слов учителя труда, делал «неплохие» слайды. Рядом с ним лежали два фоторужья, Фотонайпер ФС-3 и ФС-12, с тем же самым «Зенитом» и объективом 300мм.

Моим первым аппаратом был «Этюд». Одна пластиковая линза и одна выдержка. А что не подходит для съёмки, то и снимать не стоит. Резкость — это если повезёт. И то, только в центре.

Зато у брата был нормальный крутой фотик. «Смена-8М». Конечно, с годами она попала ко мне в ручки. Можно делать прекрасные снимки, нормальная резкость, есть всё, что нужно. И красивый, и стильный, и в кофре.
То, чего не знают те, кто начинал с мыльницы или с «простенькой» (простите за выражение) зеркалки: в наших условиях человеку нужно было приложить немалые усилия просто для того, чтобы сделать снимок как таковой, чтобы вообще что-то получилось и было видно.
Во-первых, экспозицию надо ставить на глаз, а для детей были специальные таблицы погоды. Плюс поправка на время года. Плюс поправка на чувствительность плёнки. Плюс поправка на широту (от Москвы). Посмотрите книжку «25 уроков фотографии», там есть эти таблицы.
Во-вторых, надо навести на резкость — отсчитать шаги. А сколько снимков было испорчено, когда давал кому-то снять группу, а на резкость и не навели!
В-третьих, несобранным и неаккуратным детям надо ещё и не забыть перевести кадр.
А однажды она сломалась. Что-то в шестерёнках и пружинках её затвора заело, и больше она не снимала.

А у меня уже всё с фотограйфией было всерьёз. И тогда папа (спасибо ему!) отдал мне свой ФЭД. 1953 года, дальномерный. С ручной гравировкой на корпусе. Роскошь.
Дальномер — это круто, не надо считать шаги. И невозможно забыть перевести кадр. Зато обнаружилось, что в фотик где-то просачивается свет, и я даже сам нашёл, где не хватало винтика, и завинтил его. Но оказалось, что есть ещё какая-то дырочка в шторке, непонятно, в которой из них, из-за чего на некоторых кадрах иногда появлялось яркое пятнышко. «Пылающее сердце». Но не всегда, и так и не удалось понять, от чего. Но это мелочи.

И тогда отец, через знакомых знакомых, где-то приобрёл мне трофейную «Бельфоку», гармошку 1936 года, формат 6х9 (сменяемый на 6х6). В кожаном футляре, выложенном изнутри красным бархатом. Просветлённую. Настоящий антиквариат, но в прекрасном состоянии, как новая.
Однако же, с ней вернулись и старые проблемы: и на резкость можно забыть навести, и кадр можно забыть перемотать. Качество-то, конечно, потрясающее (если всё сделал правильно), но плёнка стоит те же 40 копеек, а кадров на неё можно сделать только восемь, а не тридцать шесть. Или двенадцать, но квадратных. А ещё у меня для неё не было увеличителя. Что-то печатали контактно. Пару раз взяли увеличитель напрокат. Что-то вообще оставили «до лучших времён». Через три года купили подержанную «Неву» (это такой увеличитель, если что). Некоторые фотографии только сейчас впервые видят свет, когда я сканирую плёнки.

А меня часто спрашивают, почему на детских фотографиях у меня такое напряжённое подозрительное лицо. И я всегда отвечаю: «потому что тот, кто снимает, держит в руках мой фотоаппарат».

А ещё в советских условиях не всегда была плёнка в магазине. То широкой нет, то узкой нет. Поэтому часто таскал с собой в поездки оба аппарата: и ФЭД, и «Бельфоку». Какую плёнку удастся купить, такой камерой и буду снимать. А потом снова была «Смена», на этот раз от троюродного брата. По крайней мере, без пятнышек на кадрах. А ещё была такая фишечка, что вот нет в магазине чёрно-белой плёнки, а есть только цветная. И покупали цветную, проявляли, а потом печатали с неё чёрно-белые отпечатки. И, опять же, только сейчас, когда я сканирую эти плёнки, я впервые вижу те снимки в цвете.

Самое важное для обучения — повторяемость результатов. Чтоб правильный навык можно было закрепить, а ошибки — видеть и исправлять. А какая тут будет повторяемость результатов, если сегодня в магазине есть только такая бумага, а завтра — только эдакая? Профессионалы учили меня закупаться впрок, всё для этого, для повторяемости, для закрепления навыков. Так мы ж тоже не Ротшильды, сколько ты её впрок купишь, этой бумаги, две пачки, три?
Вечное спасибо родителям, которые все те детские годы старались и покупали мне всё, что могли: и фотики, и плёнки, и реактивы, и бумаги.

А про зеркалки можно было только в книжках читать, как фантастику или сказку. С зеркалкой ты смотришь в окошечко, и сразу видишь, резко ли. А бывает, пишут в книжке, что диафрагма у них «прыгающая», и тогда она сжимается только в момент съёмки, а если не прыгающая, то надо не забыть её затянуть. Да хоть бы и без прыгающей, уж я не забыл бы! Я же (почти) не забываю кадр перемотать! А у «Любителя», говорит книжка, из-за его зеркальности, лево-право наоборот показывается, надо привыкнуть. Да я привык бы!

И при каждом походе в фото-магазин, за плёнкой ли, за бумагой ли, или за проявителем, видел я тот «Зенит» на полке, и тот «Любитель» в витрине.

Один раз мне случилось подержать зеркалку в руках: в Ленинграде кто-то попросил щёлкнуть группу. И увидел я в окошечко этот таинственный кинотеатр зеркалки с экраном из матового стекла.

А эти нонешние говорят, что начинали с зеркалки. Еще б сказали, что учились водить на «простеньком джипе BMW». И вообще, их первые снимки приходили из минилабов, а потом они уже занялись вопросами экспозиции, композиции, и, в качестве особеннного чуда — попытались что-то напечатать в тёмной комнате. А у меня, наоборот, надо было изрядно потрудиться в тёмной комнате, и, если что-то вообще получится, не будет засвечено, не будет в подтёках от реактивов, будет равномерно погружено в ванночку и высохнет без пыли, пятен и следов от щипцов — вот тогда можно будет поговорить о композиции. И только годы спустя стало возможно получать готовые снимки из минилабов.

Я свою первую зеркалку купил в 23 года. Это был «Зенит-ЕТ», и стоял он, почему-то, в магазине канцелярских товаров, среди папок и тетрадей. Союза уже не было, а у меня уже была собственная фирма. Все к тому времени уже фотографировали на «мыльницы» с цветными плёнками «Фудзи» и «Кодак», и спрашивали, зачем я приобрёл эту рухлядь. Да разве ж объяснишь… Кое-кто из моих детей вообще не знает, ни что такое «зеркалка», ни даже что такое «мыльница».

А теперь у меня есть самая совершенная в мире зеркалка «Никон». И, кстати, «базука» на 400мм тоже есть. И видел я уже тот «Любитель», и ужаснулся уже его качеству. И даже «Роллейфлекс» видел, и понял, за что его любят. А «Бельфока» моя вместе с ФЭД-ом — в музее.

На самом-то деле, я, конечно, рад, что кто-то начинал свой путь с зеркалки, что кому-то было легче, и кто-то мог сосредоточиться на творческих вопросах раньше. Только не называйте аппарат «простеньким», а возблагодарите судьбу и родителей, что вам довелось обладать точнейшим и совершеннейшим инструментом своего времени! Мыльница ли, зеркалка ли, не говоря уже о минилабе или современной цифре — это сложнейший механизм, начинённый автоматикой, от экспозиции до автофокуса, от зеркала и пентапризмы до прыгающей диафрагмы и зума. Это достижение технологий, плод работы тысяч умов и рук, вам просто повезло, что эти достижения нам в наши дни доступны, но так было не всегда.

Успешных всем фотографий!

Позвоните родителям.

Александр Курлович  ( # )
Забавно ) Я начинал со "Смены-Символ"на первом курсе ) Потом, в стройотряде во время ОИ-1980, заработал на "Зенит-Е", снимал им долго, а также "Зорким" в городе. "Никон ФМ2" купил в 1996, поработав в Англии, с тех пор он в строю, а монокль - из объектива того зенита работал где-то до 2010 )

Кстати, у "Любителя" были очень неравноценные экземпляры по качеству. Удачные - по сути мало уступали двуглазому "Ролляю", но их было очень мало.
Виктор Короткий  ( #   )
Вспоминаю, старые фотографы советовали снимающим "Любителем" обклеить внутри стенки камеры бархатной бумагой или другим способом заматировать их. Исчезнет паразитное отражение от стенок, негативы станут контрастнее. Камера, конечно, не станет конкурировать с Rolleiflex'ом, но всё же.
Александр Курлович  ( #   )
Виктор, я совершенно не об этом Чернение улучшить - это 100% хорошо, но я говорю о ситуации, когда вы кладёте рядом отпечатки с "Любителя" и "Ролляя", 40х40, н не можете сказать, что откуда, по качеству. Это факт, я видел это своими глазами. Просто такая везуха бывала очень редко. Объяснения не знаю, говорю сразу.
Геннадий Меергус  ( #   )
Эта вот "неравноценность" в советском качестве особенно выводила из себя. Мой первый Зенит-ЕТ (1996, белорусский), был просто безукоризненный, ни одного сбоя не дал. А следующий после него, Зенит-122, красногорский - иногда отрабатывал соседние выдержки, и по этому поводу чинился несколько раз. Это я так захотел замер "через линзу", ввиду покупки Юпитера-9 на 135мм. И получил три ремонта.
Сергей Петров  ( #   )
так это факт: качество было страшно неравномерным во многих сферах..

вот - например - в комплектующих для электроники.

я покупал транзисторы и прочие конденсаторы (будучи школьником-радиолюбителем) в магазине радиотоваров. вечно все мои произведения летели..

а у одноклассника папа работал на военном радио-заводе. и всё было зашибись.

военная приёмка.

а в магазины - брак и полубрак.
Сергей Петров  ( # )
моя биография во многом совпадает )

у смены-8м объективчик был вполне хороший.. в дневное время: правда вечером и в помещениях часто светосилы не хватало (дырка только 4).

проблем с плёнками не помню. (это было в Омске в 70-е годы прошлого века).

и все реактивы были завсегда в свободной продаже.

дальномерка фэд досталась от дядьки чуть позже.
первую зеркалку смог приобрести только в 80-х. зенит, конечно.
Геннадий Меергус  ( #   )
Понятно, что общий мотив у всех один и тот же, и что возможности расширялись по мере взросления.
Также понятно, что дефицит плёнок и материалов в разных городах ощущался по-разному.

Конкретно мои временные и географические рамки - Кишинев, 1982 и дальше.
В 1982 мне нужна была широкая плёнка, бывало, 65-й не было месяцами, была 130-я, и мой папа кривился, а я не понимал, в чём разница.

Когда у меня с фотографией стало "всерьёз" - это 1987-й год, тоже Кишинев, 35мм плёнка ещё как-то была (но только 65), широкая - то есть, то нет. Уж вроде казалось, что с проявителями никогда проблем не было, но в 1987 и с ними начались проблемы. То вроде всегда есть "метол гидрохиноновый стандартный №1", то вдруг несколько месяцев его нет, а есть "фенидон гидрохиноновый". Или вдруг несколько месяцев не будет в магазине "фиксаж кислый", а будет только "фиксаж нейтральный".
С бумагами вообще никогда не было постоянства ассортимента. То только Унибром, то только Бромпортрет. В 1987, когда у меня стало более-менее получаться с Бромэкспресс, набрал "заказов" от одноклассников, наобещал всем друзьям, а она взяла и кончилась, и её не было ни в одном магазине города с полгода, а была только контрастная и тонкая.
В конце 1980х стало совсем плохо, бывало, что месяцами в магазинах не было вообще ничего.
В 1990-м в поездке в Тернополе первый раз "на безрыбье" купил цветную плёнку ДС-4.
Только сейчас впервые вижу её в цвете и ужасаюсь: цвета "плывут" неравномерными пятнами. Но когда она была, то хоть как-то спасала.
Сергей Тихомиров  ( # )
Плёнки 35мм были в магазине спорттоваров всегда, но только 65 единиц. 130 или 250 редко. Году в 84-м вместо Свемы стала продаваться Тасма. Кто-то из знакомых её ругал, я же разницу не видел. А ещё был магазин уценённых товаров, где просроченная, или в мятой коробочке плёнка стоила 15 копеек. Там же покоричневевшие таблетки ВК по три копейки за 5 штук. Но проявляли нормально. Ещё одноразовые лампочки с магнием 1956 года выпуска - по копейке. Мы их в костёр бросали.
Сергей Петров  ( #   )
отоваривался в Детском Мире в фотоотделе в те времена.

всегда были 16 единиц, 32, 65 и 130. про 250 не помню - не интересовался.

обычно свема.

поэксперементировал с 32 и 130. остановился на 65
Сергей Тихомиров  ( #   )
Москва не в счёт, там как в Греции - всё было.
Ещё помню на картошке - в сельпо продавались слайды орво и комплекты химии, правда, не к ним, а от форте.
Сергей Петров  ( #   )
Сергей, ты недопонял возможно. это было в те времена в Омске - в западной сибири.

до москвабадена - почти 3 тыщь вёрстЪ )

слайды, кстати, тоже продавались со всем комплектом химии..

но мне - школьнику - это было не по карману
Сергей Тихомиров  ( #   )
Везёт же людям. У нас всё было в дефиците. Благо, Москва под боком, женщины туда на шопинг ездили - за едой и нормальной одеждой. Бывало, привезут шмотки, а они наших же фабрик Маяк и Восход. И конфеты сормовской конд. фабрики. А у нас-то их нет)
Сергей Петров  ( #   )
слушай - та же история.

родился недалеко от Москвы в славном старинном городе Ростове-Ярославском (км 200 от столицы).

там все родственники.

и практически две трети летних каникул в 70-е проводил там у бабушки.

да! многие ездили чуть ли не каждый месяц отовориваться туда за колбасой, а девчёнки с нашего двора - за модными шмотками).

вот такой перекос
Сергей Петров  ( #   )
ещё добавлю, раз такая ностальгия нашла )

но мотоциклы, мопеды (не говоря уж о велосипедах), лодочные моторы висели в свободной продаже.

большинство жителей Ростова было обвиласипедечено и моторизовано.

в основном отечественной техникой.

а главный поп катался аж на чехословатской "яве" с коляской..

(многие верующие бабушки это осуждали и иногда даже плевалися

)
Геннадий Меергус  ( #   )
У нас (Кишинев, 1980-е) с велосипедами была лажа не лучше фотоаппаратной. И самих великов не было ("дефицит", блин) и, что особенно больно, запчастей. Мой велик ("Орлёнок") не однажды простаивал месяцами из-за отсутствия то нипеля нужного диаметра, то коронок, то штифтика для крепления педали, ещё пару месяцев из-за отсутствия камер. Седло дед с завода по почте выписывал.
Сергей Петров  ( #   )
но там (в Молдавии) были некоторые преимущества.

один из лучших корешей как раз в начале 80-х туда в студенческий стройотряд съездил.

не ради денег (были достаточно обеспеченные папа с мамой. папа - аж член-корреспондентЪ).

..ради денег ездили на севера и в прочие магаданы.

на посадки винограда ехал. какие-то столбики там по холмикам носил.

отличные впечатления: вино - вкуснятина. цена копеечная.

(на завтрак, на обед и на ужин с полдником

)
Геннадий Меергус  ( #   )
наверное, были и преимущества. к нам приезжали осенью даже родственники из Москвы за дешёвыми овощами. по состоянию на две недели назад, еда до сих пор копеечная (для иностранцев пкм) и очень вкусная.
Геннадий Меергус  ( #   )
У нас слайды были исключительно ORWOCHROM и кончились напрочь в 1982. После этого их вообще никаких не было, ни советских, ни импортных, ни широких, ни узких. В 1979 отец привёз из Москвы одну плёнку FOMACHROM. В 1960х родители снимали на какие-то советские слайды. Все они сохранились ужасно, цвета поменялись, неравномерно, пятнами. Мне тут местные иногда жалуются на то, что на слайдах Кодак со временем с 1950х какие-то синие пятнышки проявляются, и меня аж зло берёт, потому что на родительских слайдах 1960х, 1970х цвета уже совсем не разобрать.
Александр Курлович  ( #   )
Фомка была неплоха, и её, и Орво пользовал. Совковые слайды нормального цвета не давали в принципе.
Сергей Петров  ( #   )
Саша, я не в контру: просто самому интересно..

многие советские цветные фильмы (как там часто было указано в титрах) снимались на свему.

цвета нередко были весьма приличные.

фильмы на негатив снимались или на слайд ??
Александр Курлович  ( #   )
Открою тебе ужжасную тайну: фотоплёнка и киноплёнка - это (шопотом) РАЗНЫЕ ПЛЁНКИ! )))
Сергей Петров  ( #   )
спасибо, что просветил.. думал раньше, что по одной и той же технологии.

но иногда не очень качественные обрезки как бы фотолюбителям доставались
Геннадий Меергус  ( #   )
в инструкции от ФЭД-а 1953 года говорится "фотоаппарат для съёмки на киноплёнку", и там даже есть указания, как её грамотно отрезать от рулона.
;-)
но я понимаю, конечно ;-)
Геннадий Меергус  ( #   )
А орво все эти выцвели ужасно. Я смутно помню, что они были "нормальные" в смысле цветов (хотя, возможно, это детское впечатление), но когда я дошёл доих сканирования в начале 2000х, цвета пострадали ужасно. С 1980х.
Александр Курлович  ( #   )
Вопрос ещё в хранении конечно. Например, картонные рамки с клеем )))
Геннадий Меергус  ( #   )
правда. но там в основном пластик. есть несколько картонных, но с кармашками. а есть несколько даже железных рамок со стёклами!
Александр Курлович  ( #   )
Тасма была очень нестабильна по качеству полива и дубления. У меня был случай, когда эмульсия с неё просто смылась при обычной проявке )) после чего я послал эту плёнку лесом и полем.
Геннадий Меергус  ( #   )
у меня на двух широких плёнках эмульсия как-то очень странно отслоилась, а потом так и высохла, создавая странный двойной контур вокруг изображения. одна - 1988, другая - 1995. сейчас специально глянул - не тасма, Свема, та самая, фото-65, других и не было. есть очень небольшой шанс, что плёнки не в "своих" коробочках, но я тасму вообще не помню, у меня всю жизнь только свема была, и чб, до самых минилабных "кодаков" и "коник". щас погуглю, что это за тасма.
Геннадий Меергус  ( #   )
погуглил сейчас и плёнки свои окинул взглядом - нет, не тасмы, все свемы. но я первый раз слышу, что у кого-то тоже была такая проблема, до сих пор я считал, что это мои кривые ручки. или фиксирующий проявитель. или и то, и другое. интересно, спасибо
Сергей Петров  ( #   )
у меня есть такое предположение, что "свема" сродни "агфа"..

возможно: по репарациям после ВОВ какой-то заводик немецкий был вывезен.

но это только предположение
Александр Курлович  ( #   )
Вторая Мировая тут имеет меньшее значение, чем "очумелые ручки" товарищей "кулибиных", то есть соблюдение технологии.
Виктор Короткий  ( # )
Геннадий неспроста посоветовал в конце позвонить родителям. Ведь своим первым зеркалкам, дальномеркам, метражкам мы зачастую обязаны именно им. У каждого фотографа, любителя или профессионала, была фотокамера, которой он сделал свои первые снимки. У меня, например, такой камерой была "Смена-3". Своих средств не было на покупку принадлежностей для проявки и печати. Благо, руководитель фотокружка, где я занимался, разрешал мне иногда пользоваться лабораторным оборудованием. А вот сестре моей супруги родители купили не только фотоаппарат, но и все необходимые фотопринадлежности. Правда, дело что-то не пошло. Так что, действительно, позвоните родителям. Ведь дело-то пошло.
Геннадий Меергус  ( #   )
Спасибо. Да, в этом смысл всей этой рубрики блога - о том, что по-настоящему роль родителей мы начинаем понимать только потом. И часто слишком поздно.

Об этом я пишу и буду ещё писать, ищите по тегу "позвоните родителям"
Геннадий Меергус  ( # )
Большое спасибо всем за отзывы.

Потому и пишу, что фото-биографии у нас похожие, и образовалась дыра в понимании между теми, кто начинал в тёмной комнате, и теми, кто начинал с минилабов.

И действительно, главная мысль - спасибо родителям, которые направляли, поддерживали, объясняли, терпели, спонсировали, убеждали и снова терпели.
Александр Курлович  ( #   )
Родителям спасибо, конечно, хотя меня поддерживала только старшая сестра, никто больше дома не снимал.
Геннадий Меергус  ( #   )
Это тоже считается. ;-) Мой брат старше меня на 8 лет, вполне себе обладал родительскими полномочиями, уйму времени со мной проводил, и сил, и нервов вкладывал. И "Смена-8М" была его. ;-) И в фото тоже был примером, но теперь понимаю, что решающее давление оказал отец.
владимир симакин  ( # )
Спасибо!!! В детство слетал...
Геннадий Меергус  ( #   )
Спасибо ;-)
Андрей Безукладников  ( # )
Помню папин отчаянный крик из ванной, когда я включил там свет. Папа решил увлечься фотографией, тогда ему было лет в два раза меньше, чем мне сейчас. Фотография ему быстро наскучила, а был ещё слишком мал для принятия эстафеты, поэтому папин ФЭД был заперт в шкаф до лучших времен. Через пару лет дядя подарил мне "Смену" и картонный экспонометр и показал, как ими пользоваться. Первым дело я пошел в зоопарк и отснял там свою первую пленку, которую проявил в тот же вечер. Папа помогал) Следующим вечером он отправился к приятелю, у которого имелся фотоувеличитель и вернулся с пачкой фотографий 9х12. Как же я был счастлив тогда. Оказывается, приятель похвалил мои фотографии, сказав папе, что у сына возможно талант. Папа настолько проникся этой мыслью, что тут же достал из шкафа ФЭД со словами, что отныне он мой. Зеркальный Зенит-Е с Индустаром-50 появился у меня после 9 класса, помню, купил его за 70 рублей – половину заработал сам, сколачивая тару на ликеро-водочном заводе, половину добавили родители. Зенит был жизненно необходим для макросъемки и фотохоты, которыми я был страстно увлечен. В 1975 году в Перми купить Зенит было нереально. Но когда страстно чего-то хочешь, то сбывается. Мне повезло, в Пермь привезли выставку уже не помню чего, но там продавали фототехнику, в том числе и Зениты и кольца к ним. По 10 камер в день. Я был третьим в очереди и провел ночь на крыльце дома культуры, где проходила выставка. Зенит я купил!
Геннадий Меергус  ( #   )
Большое спасибо за рассказ!

Как интересно получается, у всех одна и та же формула, с (немного) разными коэффициентами:

Папа -> Смена -> Папин ФЭД -> увлечение -> усилия -> и где-то там уже взросление и "Зенит".
Зеркалка как осознанная, "выстраданная" потребность, как заслуженный приз за годы усилий, за упорное и методичное овладевание техникой.

Мы все шли к нашей цели сквозь годы и сложности, а родители поддерживали.
Когда по-настоящему понял, кто стоит за всеми нашими достижениями, так уже и некому рассказать об этом.
Ну разве что на своей первой выставке я написал папе посвящение, и убедился, что он его прочитал.

Большое спасибо всем за отзывы, очень приятно читать и находить понимание, "свой круг". Ценю и признателен.
Сергей Петров  ( #   )
добавлю ещё ко всем замечаниям: мне выделили таки к этой "смене" в последстие ещё 16 рублей на простенький фотоувеличитель..

но он был без объектива!

повезло, что резьба была М49 как у фэда (что потом достался от дядьки). так что эта линза стала линзой двойного назначения)
Геннадий Меергус  ( #   )
От "простенького" увеличителя у меня тоже ужасные впечатления.

У моих родителей был Ленинград-4, я так потом в сравнении понял, что это высший класс. Там был нормальный подпружиненный кронштейн, даже шкала увеличения, да, объектив был Индустар-50У, можно было от ФЭД-а вставить с тем же успехом. И определитель резкости.

Но он мне не подходил для широкой плёнки. Через 4 года (!) обладания средним форматом мне купили подержанную Неву - увеличитель для широкой плёнки. Что за УЖАС! Трёхкилограммовое железное ведро, мало того, что греется, как чайник, мало того, что испускает свет во все стороны, так оно ещё и просто надето на железный штырь и свободно ездит по нему. То есть, чтобы поменять увеличение, надо открутить винт и после этого всю эту горячую громоздкую конструкцию как-то поднять, удерживая одной рукой, на нужную высоту, и другой рукой завинтить тот винт! Какие проклятия посылались в адрес того, кто это совершенство придумал! Этот железный штырь ещё и круглый был, это ведро на ножке при освобождении винта надо было не только от скольжения, но и от вращения удерживать. У Ленинграда-то был пантограф с пружинкой, можно было одной рукой, спокойно, чуть ослабить, слегка приподнять, примериться, не теряя визирования, ничего не перекашивалось и не вертелось. И света в стороны не пропускало. Верх, конечно, был горячим, но его и трогать не надо было, за ручку всё свободно перемещалось, никуда не убегало и не уезжало, и фиксировалось там, где надо.

Но и это уже было хорошо, потому что до этого мой средний формат печатался только контактно.
Сергей Петров  ( #   )
точно! там был винт (в "простеньком"), который нужно было постоянно откручивать и закручивать.

("ямаха" - другое дело.



)
Виктор Короткий  ( # )
Когда в начале 70-х у нас появилась в продаже гэдээровская "Практика", олицетворяющая тогда славу восточногерманского Zeiss Ikon'a, переименованного позже в Pentacon, я не устоял перед соблазном приобрести ее. Вот, наконец, желаемое совершилось и у меня в руках настоящая супер модель - "Praktica Super TL". Камера интересна тем, что в ней использовался встроенный экспонометр, который учитывал свет, проходящий через объектив, - система TTL, нашедшая впоследствии широкое применение, в том числе и у нас( "Зенит-ТТЛ"). Но эйфория длилась недолго. Очень скоро прыгающая диафрагма в объективе перестала прыгать, стрелка экспонометра в окошке видоискателя доходила до упора и залипала, а то вообще находилась в безжизненном состоянии. Срок гарантийного ремонта был использован сполна. Жаль только, что он оказался таким коротким, поскольку продолжение неполадок следовало. Вот такие "муки творчества" с оказавшейся далеко не простенькой зеркалкой, которая, кстати сказать, была моей спутницей долгие годы.
Александр Курлович  ( #   )
Это вы прекрасное творение под названием "Алмаз" не попробовали ))
Геннадий Меергус  ( #   )
Вот как раз недавно читал про какую-то советскую камеру, которую сняли с производства почти сразу после начала из-за низкого качества, но вот не могу вспомнить название, Алмаз это был или нет. Но, кажется, нет.
Геннадий Меергус  ( #   )
Нашёл. Это был "Старт"
Александр Курлович  ( #   )
"Алмаз" - была совкопотуга создать профессионального (хотя бы почти) класса камеру на 35 мм, зеркалку. Её содрали с какой-то западной, как обычно, но "культура" производства привела к тому, что две плёнки отснять без поломок было за счастье. У меня друг купил его как-то. "Фотоаппарат был очень похож на настоящий, но не работал".
Геннадий Меергус  ( #   )
Видел "Практику" только на выставке "Карл Цейсс Йена" на ВДНХ в 1987. Позиционировалась как оптика высшего класса, не знал, что она бывает ненадёжной. :-/
В любом случае, это выше предела мечтаний, я ж как раз в этом посте написал, что о зеркалке мечтать не приходилось, а уж об импортной - тем более.
Виктор Короткий  ( #   )
"Praktica Super TL" выпускалась с 1968 по 1975 год. Поздние модели ряда "Практика", начиная с модели LTL, имели уже морозоустойчивые затворы со шторкой из металлических ламелей, движущихся сверху вниз. По своей конструкции эти камеры были компактнее модели Супер ТЛ и отличались большей надежностью в работе. Сегодня их можно купить по очень смешным ценам. А использование в них объективов с резьбой 42 мм и первоклассной оптикой Carl Zeiss Jena выглядит заманчивым предложением желающим получить приемлемое качество на 35 мм пленке.
Александр Курлович  ( #   )
Только "отдача" у них, как у мушкета. Лучше Никон ФМ2 взять ))
Сергей Петров  ( #   )
а ещё лучше - зеркальную "лейку".

в комиссионке сравнивал твой любимый Никон
(очень достойный фатапарат) с зеркалкой-лейкой. остановился на лейке
Александр Курлович  ( #   )
Не сомневаюсь в её качестве. Просто Никон у меня работает уже 25 лет, чинился за это время 1 раз.
Сергей Петров  ( #   )
у лейки линзы интереснее риссуют.
Александр Курлович  ( #   )
У меня всё равно монокль )
Сергей Петров  ( #   )
эти штуки - на одной полочке.

чтобы уж очень тщательно сравнивать, то надо пользовать и то, и другое..

ни у тебя, ни у меня такого опыта нет.

мне ещё пентакс очень понравился за рисунок ихних линз. тоже - думаю - на одной полке
Геннадий Меергус  ( #   )
FM2 - совершенство. Если снимать на плёнку, ничего лучше не надо.
Александр Курлович  ( #   )
Плюсодин :)
Геннадий Меергус  ( #   )
странные вообще чувства по поводу этих "совершенных" инструментов.
был бы у меня тогда - ещё как бы помог. а сейчас нечего с ним делать, как, допустим, если бы даже починил ту широкоформатную "бельфоку" - что, разве снимал бы ей?
вещи пережили свой век.

теперь только напоминают о тех временах: в конце 70-х была тенденция делать вещи "надолго", с большой надёжностью, с запасом прочности. потом на западе её сменил тренд делать вещи пократковременнее, чтоб потребитель чаще их менял.

видимо, для таких, как я, сентиментальных людей сейчас возник тренд делать ретро-стилизованные аппараты, как зеркалка Nikon DF и Nikon Z-FC. но даже ими не тянет заморачиваться: один маломегапиксельный, другой полуформатный. да и есть у меня прекрасный совершенный современный инструмент. как сказал Лем, "протезы для воспоминаний мне не нужны".

а про теперешние, хоть они и совершенны и прекрасны, мы знаем, что сменим их через несколько лет. и не потому, что они откажут, а потому, что устареют морально. грустно.

а Вы-то своим ФМ-2 снимаете, это совсем другие чувства, видимо.
продолжайте радовать ;-)
Валентин Литвин  ( # )
Очень хорошая статья. Жаль только, мало тех, кто ее поймет сейчас. Здесь, в этом сообществе, поймут. И то не все.
Геннадий Меергус  ( #   )
спасибо. я понимаю, что кроме узкого круга, мало кому будут понятны все детали. интересно, какая реакция будет, например, если повесить этот текст на фэйсбуке. если там вообще кто-то заморочится его прочитать до конца.

но, по-крупному, дело-то не столько в самих инструментах.

фишка в том, что у нас была мотивация и усердие идти сквозь трудности к результату, и совершенный инструмент был как бы наградой за труды, и оправдан, и "заслужен".

а те, у кого сразу совершенный инструмент, с одной стороны, возможно, и не так его ценят, и у них всегда есть выбор, заморачиваться техническими деталями или игнорировать их, а у нас этого выбора не было. с другой стороны, у них есть и возможность быстрее прийти к лучшему результату, высвободить время и силы для других вопросов, тех, которыми мы тогда не могли заняться, преодолевая технические трудности.

и так не только с фотографией, так во всём. в компьютерах, например. и везде.

и ещё с годами видится, сколько за "нашими" успехами стоит усилий родителей.

спасибо.
Александр Курлович  ( #   )
Да фигня всё это. Господин снова сказал, не подумав. Статья для пары поколений, которые ещё живы. "Не для молодёжи" и "для узкого круга" - очень разные понятия.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.163705 sec