Андрей Гринин

пуля вдогонку

23.9.2010 13:25

меня забавляют фильмы, в которых показывают художников и фотографов: в первых герои не умеют держать кисть (карандаш, уголь, муштабель etc; ни разу не видел в кино мастихина), во вторых - фотоаппарат (чуть ли не единственное исключение Blow Up)
есть еще несколько забавных обстоятельств, характеризующих отношения между этими тремя сферами запечатления визуального:
кино появилось когда из фотографии уже ушли те, кто умел держать кисть (в массе; Альфонс Муха, классик в обеих сферах, в фотографии был в полном смысле слова дилетантом: уважающий себя фотограф никогда не стал бы сушить негативы у печки)
сколько я могу припомнить ни один из крупных режиссеров, имевших опыт художества, не делал фильмов про художников (исключение Тарковский, но единственный собственно художественный жест Андрея Рублева - размазанная по стенке глина)
...
фотография конечно искусство — вернее может им быть, но тому, кто орудует не кистями и палитрой, а фотоаппаратом, думать об этом вредно
приходить в фотографию с целью стать художником — вообще убийственно
любители порассуждать о художественности фотографии как правило очень плохо знают искусство и то, как оно делается
творчески состоятельные фотографы редко настаивают на том, что фотография искусство
несколько лет назад меня восхитило интервью с Вадимом Гиппенрейтером ("Фотомагазин"), начавшееся с заявления "о чем мы будем говорить? - фотография не искусство!", и далее не содержащее ни одного высказывания в духе "я художник", зато много любовных подробностей о ремесле

сделать фотографию искусством может только тот, кто пришел в нее уже будучи художником — если понимать художника не просто как профессию, а как совершенно определенный тип взаимоотношений с миром, с реальностью

к этим тонким и толстым различиям стоит приглядеться иначе, нежели просто подразумевая автоматическую скоропись света вместо громоздкого, трудемкого, растянутого во времени процесса создания картины художником
перемена орудия столь кардинально меняет отношение между объектом и создателем картинки, что, вопреки устоявшимся представлениям о картинках и их создателях, делает очевидно бессмысленным прямое сопоставление этих двух фигур - художника и фотографа

прежде всего меняется ощущение дистанции - того пространства, которое для второго из разделяющего два физических тела пустого, незначимого, индифферентного промежутка нечувствительно превращается в активную зону
так или иначе определяющую все параметры картинки
ее собственную форму (рамку) заодно со всеми привходящими: пятнами-массами, их очертаниями (рисунком) и динамикой взаимосвязей

что есть объект для художника, и что есть объект для фотографа?
для первого это картина: образ заведомо нереального пространства — даже если он работает с натурой
для второго — кадр, вырез реального пространства
теоретики типо Лапина совершенно этого не разумеют, а ведь это базис: пресловутая "художественность" фотографии топит ее самое на корню, если автор, не чуя этого различия, носится со своими "идеями" и "замыслами"

что мы видим, когда не смотрим (в видоискатель)?
пространство окруженное зыбкой периферией внеинтенционального — того, на что мы не смотрим, но что определяет масштаб и, следом, дистанцию между субъектом и тем, что вот-вот станет объектом
назовем это размытое пространство кластером
в фотографии, где в картинку конвертируется самое объект, этот боке-кластер превращается в очень жесткий параметр - момент срабатывания затвора вбивает позицию фотографа (и зрителя!) как кол в землю
при том, что и дистанция, и масштаб собственно кадра оказываются директивно подчинены чисто оптическим параметрам объектива - этого отделившегося от мозга третьего глаза

фотограф - раб несобственной оптики

для художника промежуток между ним и объектом-картиной вовсе лишен "кластерной" привязки; для него пространства вне холста вообще не существует
для него нет иной оптики, кроме собственной

ни один из известных мне умников от фотографии ни сказал об этом ни слова, а ведь это и есть "решающее мгновение" фотографии

Комментариев: 7
Просмотров: 9311
Петр Лебедев  ( # )
"Все искусства основываются на присутствии человека, и только в фотографии мы можем наслаждаться его отсутствием". /Адрэ Базен "Онтология фотографического образа"/
Андрей Гринин  ( #   )
Базен наш человек:)
Андрей Безукладников  ( # )
Барт, мне кажется, подразумевал, что от фотографа мало чего зависит? А в "Съемках в Палермо" Вендерс достаточно точно показывает фотографа.
Андрей Гринин  ( #   )
оговорка — наверное вы имели в виду Базена?..
не помню читал ли этот текст, для меня Базен прежде всего о кино (как оно и есть), поэтому не отложилось; надо бы перечитать
"Палермо" не видел, но Вендерс сам довольно крепкий фотограф, ему и карты в руки
Андрей Безукладников  ( #   )
я имел в виду «Светлую камеру»
Андрей Гринин  ( #   )
а-а,... все-таки Барта:)
эта "Светлая камера" довольно темная книга; не в смысле непонятная, а непонятно о чем, и меньше всего о фотографии
ее интересно читать, если не заморачиваться лишними вопросами, это своего рода роман чуть ли не в духе Марселя Пруста — человек исследует истоки чувства вины перед собственной матерью, которую очень любил
там немало любопытного, но все вокруг да около, и мне кажется он даже не пытался докопаться до сути — для него суть в словах, а не в картинках, он же филолог
мне очень понравились в ней два момента: первый, в самом начале, где он говорит о невозможной науке, которая целиком опиралась бы на опыт одного единственного индивида (кажется так), и второй — почти оговорка о том, что если фотография и искусство, то какое-то ненадежное
по мне если и есть что-то надежное, то это именно фотография, но мысль Барта мне понятна — и симпатична, как бывают симпатичны красивые скромные девушки, не сознающие своей красоты:)
Андрей Гринин  ( #   )
а что вообще зависит от художника (если принять, что чел с ф-аппаратом к ним относится)? прошли те времена, когда искусство считалось всевластным, а художники — подобными богам
да, фотограф не создает новой реальности — вроде бы; он вообще не имеет права вмешиваться в распорядок вещей — что позволено художнику, ну и т.д., обычный набор сравнений в минус
но все это — "вроде бы", а на деле гораздо интересней, потому что он переводит в образ самое реальность — и делает это методом direct drive
сделать этот образ сильным — неимоверно сложная задача: реальность по определению тривиальна, образы же черпают свою энергию в неком экстазе, который сродни мистическому — природа образа в отрицании реальности, в очищении от этой грязи, в отряхивании праха с ног своих
Барт это прочувствовал, но дальше не пошел
а фотограф должен идти дальше, и только тогда имеет шанс сделать действительно что-то стоящее
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.

Метки блога

МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.04728 sec