Анни Лейбовиц в коллекции Государственного Эрмитажа

16.10.2018 12:04
hermitagemuseum.org

мое примечание: выставка АЛ была лет сколько-то назад; устраивал ее фонд (не помню паспортное название), а не она сама, соответственно и дар не ее, а фонда--самовластно (ее голос чисто совещательный) распоряжающимся всеми ее работами
фонд поступил согласно известного принципа "на тебе Боже что нам не гоже"
обязательство дара было включено в контракт выставки

см. также imperceptible-j.livejournal.com
Читать

дуэль

13.10.2018 10:20
если отбросить политику мнений (т.е. публичных оценок), к которым в конечном итоге сводятся все конкурсы, фестивали и так называемые "проекты" (экспозиционные и издательские), неизбежно опосредованные компетентностью (действительной или мнимой) персон, наделенных (на раз, либо на регулярной основе) правом на вердикт--а значит подчиненных все той же политике мнений--можно ли организовать какую-то иную процедуру, позволяющую достаточно объективно оценить того или иного фотографа, его реальный уровень--его фотографическую состоятельность?

этот вопрос, казалось бы окончательно похеренный в бесчисленных "постмодернистских" прях, выплеснувшихся на широкие просторы всемирной паутины, не кажется мне праздным, ни даже слишком теоретическим
по сути он является перманентно актуальным для любой социально-значимой практики; делать вид, что это не так, значит ставить под сомнение самое практику, ее ценность

я думаю, что такая процедура возможна и в фотографии и, в силу ее специфики "доступного искусства", даже не требует особых затрат--материальных, финансовых, организационных
более того, она давно известна, имеет свой в веках устоявшийся кодекс, и называется "поединок"
суть поединка проста: два участника ставятся в одинаковые условия, а результат противоборства определяется либо по факту капитуляции одного из них, либо "по счету"--по набранным баллам
да, вы угадали--это спорт
у древних греков такое состязание называлось "агон"

существенное пояснение: условия поединка принимаются всеми его участниками (агонистами и судьями) без оговорок
условия фотографического поединка, как мне представляется, должны включать следующие позиции: фиксированные место и время проведения ("поле" и хронометраж), тему (иначе "жанр"--момент достаточно тонкий, но все же формализуемый), идентичную технику и систему начисления баллов
мне представляется, что баллами может быть только количество снимков, признанных присяжными заседателями как удачные
при этом представляемые портфолио (полный комплект снимков) должны быть не авторизованы, т.е. анонимны; жюри должно оценивать соперников вслепую
подчеркиваю: авторы предъявляют флешку, не собственный отбор и не "редакцию" (либо негативы в сливерах, количественно совпадающие с выделенным объемом пленки)

примерно так...
Читать

ХОККУ И ФОТОГРАФИЯ

7.10.2018 10:37
переношу сюда заметку, слегка отредактированную (стилистическая ретушь, не затрагивающая сути) которой лет тридцать; написал в силу привычки обдумывать каверзные вопросы "на письме"
тогда еще не было ни компьютеров, ни интернета (во всяком случае у нас), ни, тем более, цифровой фотографии
но я и сейчас могу подписаться под каждым словом


***

Японская поэзия т.с. экологична—с этого тезиса удобно начинать разговор о ней. Судзуки, сравнивая Басё с Теннисоном, отмечает эпистемологическую агрессию европейца. Только на первый взгляд это наблюдение может показаться поверхностным. Европейская поэзия, сравнительно с восточной, действительно если не агрессивна, то всяко активна: это сильное истечение вовне духа, ищущего себе форму “по плечу”. Субъект-объектное бытие (европейская базовая интуиция) неизбежно порождает напряжение, усилие удержания себя в равновесии поставленного на-попа маятника. Вектор этого усилия обращен вспять, он, собственно, есть усилие памяти, “работа траура” по выражению Р.Барта, поиск утерянного времени как символа утраченного единства восприятия. В хокку время запечатлено настолько емко, что “утеря” попросту невозможна. Хокку это snap – снимок-миг, в котором непринужденно помещается вечность.

Что это?—

До чего же долго
Льется дождь! На голом поле
Жниво почернело


Или

Роняя лепестки
Вдруг пролил горсточку воды
Камелии цветок


И еще

Поля по-зимнему глядят.
Лишь кое-где крестьяне бродят,
Сбирая листья первых трав.


Чем не фотография?! Не надо сильно напрягать воображение, чтобы уяснить—хрестоматийное
На голой ветке
Ворон сидит одиноко
Осенний вечер

всего лишь увидено. Но как емко запечатлено! Знаменитое “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...” Александра Блока—из той же серии. И символистов иногда пробирает.

Усилия познающего духа, в конце-концов возвращающегося к себе же, порождают меченый знаком memento—Это Было—бесконечный нарратив, пудовую хронику его приключений A La Recherche Du Temps Perdu. Дух неразделенный в себе выпускает на свободу бабочек хокку; взмах их крыльев значит: Это Есть.

Для японца хокку это стих, форма. Европейцу уловить хокку именно как форму, как стих, по крайней мере на слух, затруднительно; ему это доступно как чистая поэзия. Возможно мы воспринимаем хокку более непосредственно, чем сами японцы.

Э.Дега говорил, что рисунок не сама форма, но винт закручивающий форму. Это можно отнести и к хокку. Европейский стих это клетка, откуда раздаются трели певчей птички. Хокку—жердочка, с которой и вороне не стыдно каркнуть что-нибудь от избытка чувств (см. восхитившее Дж.Сэлинджера хокку девяностолетнего поэта о геморрое).

Все это значит, что хокку есть некий манифест фотографии, или парадигма, появившаяся за два века до нее, и совсем не в том месте, где уже был почти готов для нее технологический фундамент. Все великие игрушки изобрели китайцы—кроме фотографии, которую, в виде хокку, открыли японцы.
Читать

еще немного про палимпсест

27.9.2018 16:43
вообще-то мозги "переписываются" всякий раз, когда человек узнает что-то радикально новое (пусть даже это новое только для него, как это происходит чуть ли ни на каждом шагу у детей), или решается на сильный шаг—в пустоту, ибо сильный шаг ничем не бывает гарантирован
вот тогда да—меняется всё, все переписывается заново
что переписалось у Максима Шера?
да ничего
как был попугаем, так им и остался; разве что сообразил к чему приладить Мамию7
(хорошая машинка, чуть не купил когда-то, но жаба задушила)
Читать

конкурс "Вода РОссии" как пример кидалова

21.9.2018 23:12
считаю данный конкурс надувательством по отношению как к публике, так и к фотографам
участие в выставке--приз?
ах, ну да, сорри--еще диплом и стютюэтка; прям "Оскар"
славы--вагон и маленькая тележка

конкурс, как и следствие о преступлении, должен начинаться с вопроса "qui prodest?"
в данном случае, как мне кажется, никакого профита фотографам не предусмотрено
зато организаторы могут много чего записать в свой актив; не исключаю, что и живые money (спонсорство, промоушен, реклама)

ну очень типичное Культурное Событие
Читать

СКАЗКА О НЕИЗВЕСТНОМ ФОТОГРАФЕ

4.9.2018 17:48
Жил-был один человек, закоренелый холостяк, работавший на неком советском предприятии инженером-конструктором. Когда ему исполнилось 50 лет (и 25 лет безупречной службы на этом самом предприятии), сослуживцы скинулись на подарок дважды юбиляру. Набралось 80 р. с копейками. Кто-то предложил купить фотоаппарат "Зенит". Поскольку коллеги были сплошь людьми семейными, в магазин были командированы (в рабочее время) два добра молодца, еще не обремененных лишними заботами и тревогами. Сообразительные молодцы прикинули, что денег хватит еще и на пару кружек пива. Затем повторили... затем усугубили... На следующий день они принесли коробку с товарным чеком на 10 р. На коробке было написано "Любитель 2". Старшие товарищи заглянули в не слишком ясные очи добрых молодцев--и простили их.

Празднование юбилея прошло как по маслу, виновник торжества был растроган и даже благодарен.
Дома он открыл коробку, вынул фотоаппарат, залюбовался им, и стал думать что теперь с этой игрушкой делать. Он был человеком добросовестным, не любил, чтобы вещи не работали...

Прожил он еще долго, а когда умер его небогатое наследство досталось племяннику, обнаружившему среди прочего скарба "Любитель 2", книгу "25 уроков фотографии" и девять не распечатанных пленок "фото 65" фабрики "Свема". Одна пленка была заряжена в фотоаппарат. Сквозь красное круглое окошечко на задней крышке просвечивала цифра 2.

Племянник любил и уважал дядю. Он отдал пленку в проявку, и в той же лаборатории ему напечатали единственный снимок, сделанный его дядей. На нем был портрет старушки в платочке. Старушка ласково улыбалась. Расспросив родственников, племянник узнал, что это была хозяйка дома в деревне, у которой дядя каждое лето, в отпуск, снимал комнату.

В 2027 году эту фотографию случайно нашел некий ушлый журналист. Ее признали шедевром, а автора провозгласили Великим Неизвестным Фотографом.

КОНЕЦ
Читать

вузы, струи, мухи и котлеты--или причем здесь фотография

2.9.2018 13:59
зашел разговор о том, чему и как учат в высших фотошколах: собственно фотографии--или как ловчее ссать на ветру
как попасть в струю, другими словами
практически все (коммерческую струю пропускаем, нас волнует Art), что пробивается на мало-мальски значимые площадки, публикуется в виде альбомов и т.д. и т.п.--все в струю
струй не так уж много: "дюссельдорфская" (наш привет супругам Бехер, Гурски и Штруту), "экзистенциальная" (suburb--наш привет Петерсону и Ко; всеобщий любимец Олег Виденин--по-столичному пижонский извод Бахарева), и "стрит" во всю питерскую (что не поместилось в первые две струи)
случаются отдельные протуберанцы, но их бравые кураторы быстренько тоже пристегивают к чему-нить уже дважды съеденному, эксплуатируя к месту и не к месту пресловутую "маргинальность"
фотография как средство социализации на (сравнительно) высоком уровне, причем на прицепе у монстра contemporary art
никакая другая фотография не в счет--ее попросту не увидишь
нигде
поэтому можно считать, что ее нет
или, как заметил А.Курлович, она умерла "как профессия"

а была ли такая фотография хоть когда-нибудь? и была ли она профессией?
была
просто перечислю несколько хрестоматийных имен
Альфред Стиглиц, Лартиг, Картье-Брессон, Кертес, Брассай...
недавно к сонму классиков причислили Вивиан Майер, не помышлявшую ни о каких "струях"

надо все-таки разделять мух и котлеты, и если уж существуют фотовузы, в первую очередь они должны учить этому
иначе их деятельность нельзя принимать иначе, чем как 1001-ый способ сравнительно честного изъятия денег из карманов фотолохов
потому, что научиться обращению с фотоаппаратом--что собственно и составляет "науку" фотографии--можно за несколько дней (если прозелит не совсем идиот; этим понадобиться чуть больший срок)
что будет на выходе (включая попадание в струю) зависит от общей культуры юзера фотодевайса
культурный базис выстраивается в первые 15-17 лет жизни индивида; дальше начинаются всякие "расширения" и "углубления", чем как раз и занимаются высшие учебные заведения
при скудном базисе никакие расширения не впрок--доказано эмпирически

такие дела...
Читать

сияние или зияние

10.6.2018 09:17
фотография выдает с головой того, кто ее делает: покажи мне, на что ты смотришь и как ты видишь, и я скажу тебе кто ты
Читать

о "восприятии"

27.5.2018 19:12
не люблю этого слова за изначальный фальшак, но пусть будет--раз уж закрепилось во всеобщем юзании...
таковое формируется из суммы опытов, предшествующих встрече с тем, что мы видим впервые--это очевидно; о содержании и источнике этих опытов субъект не всегда дает себе отчет
применительно к искусству в этой связи и, в частности, к фотографии, это значит что данная картинка, независимо от ее качеств, никак не определяет ее "восприятия", даже того нравится она или нет
соответственно и автор не несет никакой ответственности за чье бы то ни было "восприятие"
он отвечает за определенное качество/качества своего продукта--"я это сделал, это сделал я, я это сделал так-то...", но не за оценку со стороны
Читать

сопромат

19.5.2018 09:36
фотография для изобразительного искусства (и даже шире — для культуры в целом) то же, что сопромат для инженера или архитектора
большинство фотографов этого сопротивления материала явным образом не ведают; иногда благодаря такой «невинности» возникают интересные снимки, но она не делает их авторов ни творцами, ни, тем более, художниками
знание сопромата, впрочем, само по себе тоже еще никого не сделало ни инженером, ни строителем
Читать
  Записей на странице
Страница из 26

Метки блога

СЕНТЯБРЬ 2018  ОКТЯБРЬ 2018  НОЯБРЬ 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345617
8910111211314
151161718192021
22232425262728
293031    


Execution time 0.05577 sec