Проектирование современных объективов ставит целью получение безупречной картинки и всяческих удобств для пользователей – скорость фокусировки, диапазон фокусных расстояний зума и т. п. Однако старые объективы от пленочных камер по-прежнему привлекают фотолюбителей оригинальным рисунком и не только. Несмотря на достигнутые успехи в компьютерном проектировании объективов, современные зумы, хотя и обладают приемлемыми характеристиками, но проигрывают фиксам даже по чисто техническим параметрам, таким как светосила, детализация, дисторсия или хроматические аберрации, не говоря уже о характере изображения вне зоны резкости. На одном из форумов http://photo.net/equipment/contax/50-1.4 было высказано мнение, что только зум небольшой кратности и стоимостью свыше 3000 евро может приблизиться по качеству изображения к обычному полтиннику, а превзойти лучшие фиксы для зума задача нереальная. При том, что для полноматричных камер зумов со светосилой 1.4 пока не придумали.

Сравнивая автофокусные фиксы со старыми неавтофокусными объективами, прежде всего, бросается в глаза разница в цене. Но она не столь велика, как можно было бы ожидать. Почему? Ответить на этот вопрос легко, сравнив изображение, создаваемое тем и другим объективом, например, при съемке портрета. Конечно, современные дорогие автофокусные фиксы создают исключительно резкое изображение и хороши для глянцевых журналов, но рисунок старых объективов, фокусируемых вручную, обладает своим неповторимым шармом.

Объективы подразделяются на три основные группы – широкоугольные, нормальные и длиннофокусные. Разрабатывая объективы, проектировщики зависят от специфики той или иной группы. Для широкоугольников необходимо добиться минимального искажения и виньетирования, для длинофокусных – уложиться в приемлемые габариты, сохранив рабочую светосилу. И только создатели нормальных объективов, делают упор на максимальное качество изображения. Поэтому объективы с фокусным расстоянием близким к 50 мм, спроектированные для полнокадровых камер оказываются наиболее качественными и привлекательными по рисунку. Об одном из таких объективов наш рассказ.

Существует множество разнообразных объективов, но лишь о некоторых из них продолжают говорить спустя десятилетия после снятия с производства. Одним из таких объективов является легендарный неавтофокусный полтинник Takumar 50/1,4.

Серия объективов Takumar производства Asahi Optical получила свое название в честь японско-американского художника-портретиста Takuma Kajiwara, брат которого, Kumao Kajiwara и основал компанию Asahi Optical. На сайте ASAHI OPTICAL HISTORICAL CLUB http://goo.gl/OjEF4t объектив Takumar 50/1,4 причислен к шедеврам фирмы Pentax. И не напрасно – он проектировался как конкурент Цейсовским объективам и даже именовался «Убийцей Планаров».

Написано множество статей рассказывающих о возможностях различных неавтофокусных объективов. Мы же остановимся на вопросах технического характера, связанных с выбором и эксплуатацией старой оптики на современных камерах.

При выборе старого объектива, помимо того что он должен быть в хорошем состоянии (старые объективы могут быть не только изношены механически, но и иметь следы плесени на линзах или другие дефекты), нужно учесть ещё множество нюансов.

В сети есть много информации о старых объективах. Для Takumar 50/1,4 выяснилось следующее: в разное время выпускались различные его версии.

Объективы, выпускавшиеся с 1964 по 1966 год, именовались «Super-Takumar», они состоят из 8 элементов в 7 группах и обладают однослойным просветляющим покрытием. Диафрагма имеет 6 лепестков, обращенных концами к передней линзе. Эти объективы не содержат линз с торием, соответственно не создают радиоактивного фона и не желтеют со временем. Имеют отличную резкость в центре кадра, начиная с самой открытой диафрагмы, мягкое бокэ, хороший микроконтраст. Вес 245г.

С 1967 по 1971 год, так же выпускались объективы под наименованием «Super-Takumar», но имеющие 7 элементов в 6 группах. В последних партиях появляется многослойное просветляющее покрытие, состоящее из 3-4 слоёв. Содержат линзу с торием, из-за этого фонят и желтят. Вес 230 гр.

Фото 1

В 1971-1972 годах выпускаются объективы «Super-Multi-Coated TAKUMAR» с семислойным покрытием, улучшившим работу в контровом свете и 8-ми лепестковой диафрагмой, с лепестками обращенными концами к задней линзе.

Фото 2

1973-1975 «SMC TAKUMAR». Отличается от предыдущих версий обрезиненным кольцом фокусировки. Вместо тория использовался лантан. Вес 252 гр.

Фото 3

Оптические схемы объектива Такумар 50/1.4

На сайте http://kajiwara.weebly.com/index-et-prix... дан перечень номеров выпускавшихся Такумаров. Для 50 1.4 данные сведены в таблицу:

Данные Asahi P.No взяты http://www.aohc.it/_old/tak03e.html

Большая часть встреченных на ebay экземпляров хорошо укладываются в приведенные цифры, за исключением объектива, упомянутого http://goo.gl/JknHRw , который имеет номер 1585445 и при этом 8-ми линзовую конструкцию, поэтому пользоваться данной таблицей следует с осторожностью.

В интернете довольно много информации о том, как отличить объективы различных версий. Проще всего обстоит дело с объективами Super-Multi-Coated TAKUMAR и SMC TAKUMAR — они однозначно определяются по надписи на оправе объектива.

Сложнее обстоит дело с тем, как отличить версии Super Takumar имеющие 7 или 8 линз. Конечно, есть однозначный критерий — 8-линзовый Super Takumar тяжелее, его вес составляет 245 грамм против 230 грамм у 7-линзовой версии. Однако при покупке не всегда есть возможность узнать точный вес объектива. Тогда приходит на помощь внешний вид.

Все 8-линзовые объективы Super Takumar имеют несколько отличий от 7-линзовых: иная конструкция части корпуса, прикрывающей заднюю линзу (см. фото 1, 4), красный штрих на шкале диафрагмы справа от деления «4», обозначение на переключателе режимов диафрагмы «A–M», деление диафрагмы со значением «2». В свою очередь 7-линзовые объективы, как правило, имеют красный штрих на шкале диафрагмы слева от деления «4», обозначение на переключателе режимов диафрагмы «AUTO-MAN», а вместо деления «2» на шкале диафрагмы может стоять точка. Однако по информации с http://goo.gl/JknHRw выпускались 7-линзовые Такумары с расположением меток как у 8-линзового, но с конструкцией «юбки» прикрывающей заднюю линзу как у остальных 7-линзовых объективов (в вышеупомянутой статье приводится пример экземпляра 7-линзового объектива с корпусом от 8-линзового с номером 1591478). Возможно, после изменения оптической схемы некоторе время производили объективы в старых корпусах.

Фото 4

Радиация

Некоторые из 7-линзовых Такумаров конструировались с использованием линз, содержащих торий и, соответственно, радиоактивны. Не сильно, но радиоактивны.

Впрочем, к 8-линзовым Такумарам всё это отношения не имеет – они НЕ радиоактивные.

Вернёмся к выбору и покупке объектива.

После внимательного изучения информации о всех выпусках Такумара, было решено найти раннюю версию. На ebay.com был найден и приобретен объектив с № 1338476. Измерение радиации не выявило ничего, кроме естественного фона.

Следующий вопрос – как установить такой объектив на цифровой фотоаппарат? Здесь помимо проблем несовпадения систем крепления возникает ещё одна – проблема рабочего отрезка. Объективы рассчитаны на то, чтобы находиться на строго определённом расстоянии от светочувствительной поверхности. Установить объектив, предназначенный для другого типа крепления, можно при помощи переходных колец. Но не всегда это легко. Правило простое – «большее устанавливаем на меньшее». То есть объектив с бОльшим рабочим отрезком, чем у камеры, нужно всего лишь отодвинуть от камеры на нужную величину. А вот если наоборот, то чисто механически решить вопрос не удастся.

Устанавливая старый объектив на цифровую камеру нужно помнить, что камера не сможет управлять ни наводкой на резкость, ни диафрагмой. Мануальные объективы эксплуатируют, как правило, в мануальных же режимах. Если фотоаппарат позволяет устанавливать диафрагму в режиме Av или M, то следует всегда устанавливать максимальную открытую диафрагму. На фотоаппарате! Управление диафрагмой осуществляется кольцом на объективе, но на ФОТОАППАРАТЕ всегда должно стоять значение, соответствующее максимально открытой диафрагме, какое только позволит установить фотоаппарат. Это связано с тем, что автоматика экспозамера камеры может ожидать, что объектив будет задиафрагмирован до установленного на фотоаппарате значения непосредственно в момент съемки. Поскольку объектив мануальный, то камера управлять им не сможет и установка максимально открытой диафрагмы (на фотоаппарате) позволит избежать ошибок экспозамера. С диафрагмой более-менее понятно, а вот относительно наводки на резкость опять не обойтись без некоторых хитростей.

На большинстве современных цифровых камер в стандартной комплектации отсутствуют такие средства наводки на резкость как микрорастр или клинья. Некоторые фотоаппараты позволяют установить фокусировочный экран с соответствующими приспособлениями. Но проще и удобнее использовать переходное кольцо, снабженное специальным чипом, позволяющим получать подтверждение фокусировки. При этом мы получаем возможность наводить на резкость вручную, вращением кольца объектива, но получать подтверждение наводки на резкость от автоматики фотоаппарата.

Для определения точности фокусировки на бесконечность производилась тестовая съемка объекта расположенного за пределами гиперфокального расстояния (для объектива 50 мм и относительного отверстия 1.4 это 120 м)

Объектив Super Takumar 50/1,4 имеет крепление М42. Я использую его на камере Canon 6D через переходник M42-Canon EX. Рабочий отрезок для системы Canon EF составляет 44 мм. Рабочий отрезок системы M42×1 - 45,5 . Большая часть моих объективов с креплением M42×1 благополучно работают через стандартные переходные кольца толщиной 1,5 мм.

Теперь о тонкостях в этом вопросе. Кольца «клепает» Китай и точность изготовления не всегда на высоте. В результате если кольцо чуть-чуть толще, то объектив оказывается слишком отодвинут от фотоаппарата и пропадает возможность точно сфокусироваться на бесконечность. В таких случаях, на открытых диафрагмах становится заметно, что положение «бесконечность» на объективе на самом деле соответствует наводке на некоторое расстояние, а наиболее удалённые предметы оказываются не столь резкими. Именно такая ситуация с моим экземпляром Такумара — ни одно из полутора десятка колец не оказалось достаточно тонким для получения резкости на бесконечности. Пришлось стачивать одно из колец. После уменьшения толщины с 1,5 мм до 1,06 мм резкость на бесконечности стала идеальной. Правда из-за того, что объектив оказался ввернут почти на пол оборота резьбы глубже, шкала диафрагм и расстояний переместилась вниз. По-видимому, встречается и обратная проблема, поскольку на просторах amazon мне встречались упоминания об установке прокладок между кольцом и объективом, для того чтобы достичь фокусировки на бесконечность (пример прокладки http://www.amazon.com/dp/B00CNM52X8/ref=...) .

Если повезёт и кольцо окажется нужной толщины, то резкая бесконечность будет обеспечена на любой диафрагме, но возникает другая проблема. У 8-линзовой версии Такумара задняя линза в положении «бесконечность» чуть выступает из корпуса объектива и этого «чуть» хватает, чтобы заклинить зеркало на полнокадровых зеркалках. Поэтому для наводки «на бесконечность» приходится переходить в режим визирования по экрану. В этом режиме зеркало поднимается и остаётся в поднятом положении на протяжении всей съёмки. Такой режим именуется LifeView и нужно помнить, что постоянное использование экрана сильно расходует батарейку. Внимание! Не забывайте сразу после съемки уводить объектив из состояния бесконечности, иначе при выключении режима LifeView зеркало опять-таки может застрять. Есть также упоминание об аналогичной проблеме и у других версий Такумара 50/1.4, а так же у некоторых других объективов. Подробнее см. http://www.panoramaplanet.de/comp/ .

Подобных ситуаций следует избегать во избежание поломки фотоаппарата.

Хочу заметить, что подтверждение автофокуса работает только на достаточно открытых диафрагмах, на моем экземпляре до 8.0 включительно. Я установила фокусировочный экран с микрорастром и оптическими клиньями, что помогает мне в наводке на резкость.

Существуют кольца с различными версиями чипов, некоторые из них допускают «программирование» – в них можно записать информацию о фокусном расстоянии и светосиле объектива. Это удобно – позволяет по EXIF определить каким объективом сделан тот или иной кадр. Впрочем, для Takumar 50/1,4 программировать кольца нет необходимости, так как по умолчанию в программируемых чипах установлены именно эти значения 50мм и светосила 1,4. И эти же значения прописаны в кольцах, имеющих чип не допускающий программирования.

Несколько слов об использовании Takumar 50/1,4 с матрицами различного разрешения. Разрешающая способность объектива Takumar 50/1,4 в центре поля составляет 42–87 линий на миллиметр в зависимости от значения диафрагмы. Для Canon 6D размер пикселя составляет 6,55 мкм. Что дает разрешение (ориентировочно с учётом Байеровского фильтра, антиалиасинга и проблем дискретизации) 100 линий на миллиметр. Таким образом можно сказать, что с одной стороны матрица позволяет полностью раскрыть потенциал объектива, с другой – что объектив полностью использует разрешение матрицы. Следует иметь в виду, что матрицы меньших размеров как правило имеют и меньший размер пикселя, соответственно устанавливая Super Takumar 50 1,4 на камеры с "кропнутой" матрицей высокого разрешения вы не сможете в полной мере использовать потенциал матрицы. Детализация окажется хуже, чем при использовании специальных объективов предназначенных для таких камер. Как будто из полного 20-мегапиксельного кадра вырезали часть и растянули до разрешения вашей камеры.

В конце приведу буквально несколько кадров, сделанных объективом Takumar 50/1,4. Пару слов об опыте съемки. Объектив показал отличную резкость в центре кадра даже на полностью открытой диафрагме и превосходную резкость по всему полю кадра на прикрытых диафрагмах, отсутствие заметных хроматических аберраций, приятный характер размытия вне зоны резкости.

Кроп из предыдущей

Дополнительная информация

1. Серийные номера такумаров http://kajiwara.weebly.com/index-et-prix...

2. Модели Super-Takumar and Super-Multi-Coated TAKUMAR Lenses http://whitemetal.com/pentax/pentax_lens... в частности Super-Takumar 1:1.4/50mm (Early Version) http://whitemetal.com/pentax/st_50_14/in... Super-Takumar 1:1.4/50mm http://whitemetal.com/pentax/st_50_14_la... Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50mm http://whitemetal.com/pentax/smct_50_14_... SMC TAKUMAR 1:1.4/50mm http://whitemetal.com/pentax/smct_50_14/...

3. Тесты http://www.pbase.com/carpents/nlsr3m13im... http://www.pbase.com/carpents/nlsr1m6 http://www.pbase.com/carpents/nlsr1m6sam... http://cannonfastreviews.com/pentax-supe... http://photo.net/pentax-camera-forum/00b7G3 http://goo.gl/nXgHDk http://fotkidepo.ru/?id=photo:211091 https://goo.gl/RoCGEw http://goo.gl/k5hk7A

4. Примеры фото можно посмотреть здесь https://www.flickr.com/groups/takumar_50...

5. Инструкция по разборке и чистке объектива http://retinarescue.com/pentax50mmf1.4.html

6. Перечень радиактивных объективов http://camerapedia.wikia.com/wiki/Radioa... http://www.lifeisphoto.ru/forummess.aspx...

7. Измерение уровня радиактивного фона нескольких объективов Takumar https://www.youtube.com/watch?v=DZeqOwv00jI

8. Объективы задевающие зеркала http://www.panoramaplanet.de/comp/

9. Таблица рабочих отрезков различных фотографических систем http://ru.wikipedia.org/wiki/Рабочий_отрезок

10. Калькулятор ГРИП http://www.dikovsky.ru/fotoshkola/kalkul...

11. Инструкция программирования чипа EMF AF M42 для Canon - http://foto2s.blogspot.it/2012/12/emf-af...

12. Шутка юмора — радикальный способ избавления от всех проблем с объективом http://web.aanet.com.au/bayling/repair.html

(C) Надежда Латунова 2016