Любой фотограф, увлеченный студийной съемкой, рано или поздно сталкивается с необходимостью пополнять свой арсенал новыми насадками для света. Конечно, есть основные, самые любимые инструменты, каждый выбирает их в соответствии с собственным стилем съемки и маркой света, которым он использует. Но стиль съемки не может пострадать от применения новинок в техническом оснащении студии, а портфолио надо постоянно пополнять.

Я снимал практически во всеми известными марками студийного света: Bowens, Hensel, Elinhrom, Broncolor. Не могу сказать, что кто-то из них лучше или хуже — у каждого есть свои преимущества и недостатки, но когда речь заходит о количество световых насадок,

то для меня лучшим выбором будет именно Profoto. Одних только рефлекторов 11 видов:

Но самое главное в уникальном байонете рефлекторов — каждый рефлектор может менять свои характеристики в широком диапазоне и фактически весь ассортимент можно умножить еще на пять или даже семь. Ведь каждый рефлектор можно зуммировать, смещая его вдоль рабочей части осветительной головки (для ӕтого на головке нанесены специальные шкалы-метки). То есть реально у вас в руках более 60-ти вариантов моделирования света, дополнительно к ӕтому разнообразию можно прибавить аксессуары: соты, конусные рефлекторы, шторки, специальные насадки в виде большой зеркальной бленды ProTube. На ӕтом, разумеется, варианты не заканчиваются. Для любителей творческого подхода к освещению есть особый перечень насадок, применение которых может быть ограничено только фантазией самого фотографа. Это разнообразные моделирующие насадки для света:

Тут стоит сделать значительное отступление, среди «специальных» насадок Profoto есть несколько особо любимых мной и не рассказать о них более подробно я просто не могу. Начать, пожалуй, стоит с ProBox:

В принципе это небольшой софтбокс жесткой конструкции, он полностью сделан из пластика. Вроде ничего особенного тут нет и даже размерами он удивить не может — всего 20Х30 см. Но это до тех пор, пока вы не занялись съемкой предметки. Представьте:

  • никаких провисаний светящей поверхности,
  • 100% равномерности свечения,
  • софтбокс настолько мал, что можно управляться со вспышкой как будто на ней вовсе нет насадки,
  • грани самой светящейся поверхности абсолютно ровные и любой из сторон на все 100% может прилегать к любой поверхности (пластиковый фон, зеркало, стекло,...)
  • этот софтбокс может выполнять функцию просветного стола (для нетяжелых объектов- ювелирка в самый раз,
  • при наличии нескольких ProBox насадок можно выставлять сложные конфигурации светящихся фонов — как из кубиков.

Кто ворочал большие бесформенные тканевые софты рядом с предметами, которые можно сдуть со стола, случайно чихнув, меня поймет: ProBox — это чудо в предметной студии.

Следующая насадка, заслужившая мое признание, это Spot Small:

Этот чудесный оптический минирефлектор так же, как и ProBox, просто незаменим в серьезной съемке предметки, вариантов ее применения просто не счесть:

  • съемка духов и вин на просвет,
  • создание проекционных масок на минифонах,
  • работа со статуӕтками и миниатюрами,
  • натюрморты,
  • съемка продуктов питания

Я иногда применял ӕтот Spot даже при съемке крупного портрета. Аналогов такой «малютки» я пока не видел нигде. А ведь вещь нужная и крайне интересная с точки зрения, как коммерческой съемки, так и свободного творчества. А вот набор масок для ӕтого чуда (Gobos for spot small, Size «M» 66 mm):

Но не все же сидеть в студии. Иногда и интерьерной съемкой, да и портретом в интерьере приходиться заниматься и тут уж без шарика никак. Тут у Profoto тоже все в порядке — ProGlobe:

Не надо ничего прикручивать, нахлобучивать и конструировать, готовое решение и не для накамерной вспышки в виде китайского супового набора, а для полноценного мощного моноблока или даже генераторной головки.

Для любителей классики в арсенале Profoto весь спектр мягких насадок: софтбоксы любого размера, квадробоксы, стрипы, октобоксы, высокотемпературные софтбоксы и зонты. В принципе, обделенным никто не останется. Для софтбоксов предусмотрено большое количество масок и соты, есть даже софтбоксы, глубину и форму отражающих поверхности которых можно менять прямо на съемочной площадке. Что-то вроде ZOOM софтбоксов — странно, конечно, звучит, но и вещи нетривиальные, только посмотрите на этот HR Softbox 1.3×1.8′ (40×55 cm):

Из интересных зонтов можно выделить многоспицевые с серебристой и белой поверхностями на отражение диаметром от 138 до 160 см и совершенно гигантский обратный рекламный Giant Reflectors зонт-рефлектор диаметром аж в три метра. Конечно, есть и более скромные варианты диаметрами 150, 180, 210 и 240см.

В последнее время видеосъемка в студии становится все популярней, и в линейке Profoto есть достаточной достойных вариантов и для такой работы. Это прожектора, насадки для металлогалогенного света. Вот, например, замечательный набор линз для прожектора Lens Kit for Cine Reflector:

Другими словами, если вам захочется серьезной работы со светом в условиях студии, ассортимент насадок Profoto предоставит вам такую возможность в полном объеме — от видео до фото. Надеюсь, что после таких ӕкспериментов желание снимать только софтбоксами оставит Вас навсегда.