Второй международный фестиваль фотографии «Свет и Цвет», прошедший в Ельце, окончательно закрепил за собой статус важной точки сборки для российского фотосообщества. Увеличившееся почти вдвое количество конкурсных работ – с четырех до семи тысяч, по словам организаторов, – свидетельствует не только о растущем масштабе, но и о назревшей потребности в подобных площадках. Фестиваль в Ельце становится чем-то большим, чем смотр достижений; он утверждается как ключевая платформа для диалога, где уникальная атмосфера малого города становится катализатором для осмысления творческих процессов.
Синергия места и события: Елец как творческий катализатор
Выбор Ельца в качестве постоянной локации – одно из самых точных концептуальных решений организаторов. Вдали от суеты и информационного шума мегаполисов, фестиваль предлагает участникам редкую сегодня роскошь – концентрацию. Как отмечает директор фестиваля Наталья Ударцева, малый город дарит «концентрацию на творчестве, на событии. Любовь. Удивление. Детскую радость открытия». Эта атмосфера, по мнению многих спикеров, меняет саму оптику восприятия. «Неожиданным оказался сам город Елец – атмосферный, удивительный, – делится впечатлениями рекламный фотограф Сергей Мартьяхин. – Ощущение бурного фестиваля и спокойной атмосферы города – они не противоречат друг другу, а создают необыкновенную мозаику».
Именно эта среда позволяет глубже погрузиться в суть происходящего. Художник Екатерина Берестова развивает эту мысль: «Малый город рассказывает об общей картине нашей страны больше, чем центральные города, особенно мегаполис Москва. В таких городах больше правды». Фестиваль, таким образом, вступает в симбиоз с городом, который служит ему не декорацией, а источником дополнительного смыслового пласта, превращаясь в исследование не только фотографии, но и культурного контекста, в котором она существует. Разумеется, стремительный рост проекта ставит перед организаторами и городом новые задачи, связанные с логистикой и размещением участников, но это, скорее, естественные вызовы для популярного и живого события, обладающего огромным потенциалом.
Полифония программы: богатство выбора как стратегия
Программа фестиваля была выстроена по принципу полифонии – одновременного звучания множества голосов. Лекции, мастер-классы, портфолио-ревью и фотопрогулки шли на нескольких площадках параллельно, что создавало ощущение невероятной плотности событий. Некоторые участники отмечали, что приходилось делать сложный выбор, разрываясь между желанием посетить несколько мероприятий одновременно.
Однако эту особенность можно рассматривать не как недостаток, а как сознательную кураторскую стратегию. Фотограф Елена Несмеянова, вспоминая опыт других фестивалей Натальи Ударцевой, описывает это как «нелинейную стратегию», которая, с одной стороны, заставляет «носиться с бешеной скоростью, переключаясь, забывая про еду и сон», а с другой – «сохраняет голод на будущее». По-видимому, такой подход отражает реальное состояние современной фотографии – ее многообразие и отсутствие единого вектора. Фестиваль не навязывает участникам единственно верный маршрут, а предлагает поле возможностей, где каждый может выстроить собственную образовательную траекторию. Хочешь погрузиться в тонкости пейзажной съемки с Наталией Поляковой, освоить репортажный метод с Сергеем Скуратовым или исследовать «визуальную поэзию» портрета с Екатериной Берестовой? Выбор остается за участником, что превращает пассивного слушателя в активного субъекта собственного развития.
Диалог времен и технологий: от ручной печати до ИИ
Содержательное наполнение фестиваля в полной мере отражало его название. «Свет и цвет» здесь трактовались максимально широко – от онтологических основ медиума до новейших технологических экспериментов. Любопытно, как на одной площадке разворачивался диалог между разными эпохами и подходами. С одной стороны – глубокое уважение к истории и материальности отпечатка: выставка пикториалиста начала XX века Николая Петрова из коллекции Мультимедиа Арт-Музея, Москва, мастер-классы по альтернативным техникам – цианотипии от Александры Витушкиной и бром-офорту от Андрея Клюева, лекция Валерия Самарина о «поэтике предметов» в натюрморте.
С другой стороны – острая и своевременная дискуссия о будущем фотографии в эпоху нейросетей. Панельная дискуссия «Фотография будущего. Какая она?» стала одной из центральных точек программы. Здесь тезис Александра Смирнова об ИИ как о «мощном инструменте для фотохудожников», который подобен скальпелю, способному «и вылечить, и зарезать», вступал в диалог с наблюдением Кости Смилги о «чрезмерном внимании к искусственному интеллекту, которое пока выглядит как странные эксперименты». Фестиваль не ставит целью дать окончательный ответ на вопрос о месте ИИ; его задача – создать пространство для этого необходимого профессионального разговора, позволяя сообществу отрефлексировать технологические сдвиги.
Фотография в городском пространстве: расширяя границы аудитории
Одним из самых заметных элементов «Света и Цвета» стала масштабная выставка финалистов конкурса, развернутая под открытым небом на ограде Городского парка. Такой формат неизбежно порождает дискуссию. Для кого-то, как для меня (фотографа Андрея Безукладникова), это спорное решение: «Когда она [художественная фотография] напечатана на баннерной ткани и висит на заборе, она превращается просто в информацию». С этой точки зрения, происходит десакрализация фотографии как артефакта.
Однако этот жест можно прочитать и иначе, и, по-видимому, именно это прочтение ближе организаторам. Вынося фотографию из стерильного пространства галереи на улицы города, фестиваль совершает важный демократический шаг. Этот тезис находит подтверждение в словах Екатерины Берестовой, которая видит в этом способ «донести искусство до зрителя, который сам бы не пришел в музей». Эффективность подхода подтверждает и местный фотолюбитель Андрей: «Будучи коренным жителем, часто вижу, что люди не проходят мимо – постоянно заглядывают». Таким образом, уличная экспозиция становится осознанным шагом к расширению аудитории и интеграции современного фотоискусства в повседневную жизнь города.
Фестиваль как вектор развития
«Свет и Цвет» в Ельце – это больше, чем сумма его лекций, выставок и мастер-классов. Это живой, динамично развивающийся организм, который чутко реагирует на состояние и запросы профессионального сообщества. Он выполняет важнейшую миссию – создает условия для живого общения, обмена опытом и кристаллизации новых идей. «Нам необходимо выходить из своих мастерских, из своих закутков и обмениваться информацией», – подчеркивает Екатерина Берестова.
Ценность фестиваля не в готовых ответах, а в умении задавать правильные вопросы и, что самое главное, предоставлять идеальную среду для их совместного обсуждения. Именно в этом – в его способности быть точкой сборки, катализатором диалога и вектором развития – заключается его безусловная ценность для всей российской фотографии.































