На стене будет висеть портрет пожилой женщины с глубокими морщинами и прямым взглядом. Её лицо выступит из чёрного фона как скульптура, высеченная временем и болью. Она одна из многих, изгнанных из своих деревень в Гане под обвинениями в колдовстве. За тысячи километров отсюда, на севере Португалии, другая фотосерия запечатлеет ночные ритуалы в горах Альто-Миньо, где граница между живыми и мёртвыми размывается в тумане древних верований. А в витрине рядом будут выставлены негативы, проявленные в ваннах из священных растений бразильской Умбанды, где химические реакции сливаются с духовными.
Между светом и тенью, между древними ритуалами и современными формами сопротивления, между страхом и восхищением — именно там расположится выставка «Sortilèges» («Заклинания»), которая откроется в отеле «Блен» в Арле с 7 июля по 5 октября 2025 года. Масштабная экспозиция отметит десятилетие Фонда Мануэля Ривера-Ортиса исследованием магических, мистических и оккультных миров, которые продолжают существовать параллельно с рациональным западным мышлением, бросая вызов нашему пониманию нормы.
Границы между мирами здесь будут размываться, уступая место вселенной, где странное и чудесное сливаются воедино. В своей сути выставка задаст фундаментальный вопрос: что считается вредоносным, а что принадлежит духовной сфере? Колдовство и оккультные практики, часто маргинализируемые, являются ли они проявлениями мистической силы или актами неповиновения социальным нормам?
Через фигуру Чёрной Мадонны, Святой Сары и богини Мацзу в даосизме, программа исследует народные верования, которые, балансируя между преданностью и трансгрессией, преодолевают культурные и временные границы. Символ ведьмы, попеременно вызывающий страх и подвергающийся реабилитации, раскроется в феминистском прочтении истории как знак власти, сопротивления и запретного знания.
Куратор Флоран Базилетти рассматривает предстоящую выставку как приглашение «переступить порог невидимого» — что в контексте фотографии звучит почти как парадокс. Документировать то, что по определению ускользает от документирования, визуализировать веру — задача столь же амбициозная, сколь и противоречивая. Именно это напряжение между видимым и невидимым, между фиксацией и ускользанием, создаст вибрирующую энергию экспозиции.
Магия как сопротивление
В центре многих представленных проектов — фигура ведьмы. Но это не сказочный персонаж в остроконечной шляпе, а исторический символ сопротивления системам угнетения. Как пишет в своём предисловии основатель фонда Мануэль Ривера-Ортис, ведьмы существуют «в тишине, в углах кухонь, где бабушки завязывают красные ленты вокруг трав и шепотом бормочут защитные слова». Эта повседневная магия — не экзотика, а стратегия выживания для тех, кто находится на периферии общества.
Наиболее остро эту тему раскроет проект «Ведьмы в изгнании» немецко-французского фотографа Анн-Кристин Вёрль. С 2009 года она документирует судьбу женщин в Гане, обвинённых в колдовстве и изгнанных из родных деревень. Эти женщины, часто пожилые и уязвимые, становятся козлами отпущения в ситуациях неурожая, болезней или смертей. Сделанные на чёрном фоне портреты выхватывают лица из контекста, придавая им монументальность и достоинство.
Вёрль не ограничивается эстетизацией страдания — её работа включает документальные фотографии условий жизни в так называемых «лагерях ведьм», а также аудио- и видеозаписи, дающие голос этим женщинам. Проект особенно актуален в свете того, что обвинения в колдовстве по-прежнему распространены в более чем 40 странах мира. В следующем году выставка посетит и саму Гану, включая Национальный музей Аккры и Северный регион страны.
Древние знания в современном контексте
Если Вёрль документирует угнетение, то бразильский фотограф Ян Шейбуб в проекте «Alumbre na Macaia» исследует силу древних знаний как источник культурного возрождения. Происходя из духовной линии Умбанды (афро-бразильской религии), он создаст уникальный визуальный язык, погружая свои негативы в ванны из священных трав. Физическая трансформация фотографического материала станет метафорой духовной трансформации, а техническое вмешательство — продолжением ритуала.
Этот деколониальный подход к фотографии поставит под вопрос не только контент, но и сам медиум, восставая против европоцентристской технической истории фотографии. В июне художник проведёт месяц в творческой резиденции La Kabine-Centre de l'image, продолжая эксперименты с материальностью изображений.
Похожую территорию исследует и Джоан Альвадо в серии «Os batismos da meia-noite» («Крещения в полночь»), балансирующей между документалистикой и фантазией. Его работа сфокусирована на изолированном горном регионе Португалии, где древние верования сохранились почти в нетронутом виде. Вместо того чтобы подходить к этой теме с антропологической дистанцией, Альвадо создаст визуальное эссе, рассматривающее духовное видение этого сообщества как полноценную картину мира.
Переосмысление исторических нарративов
Несколько проектов на выставке обращаются к исторической травме охоты на ведьм, но делают это через современную оптику. Шведская художница Майя Даниэльс в серии «Gertrud on the Silence of Myth» вспоминает историю 12-летней Гертруды Свенсдоттер, обвинённой в хождении по воде в 1667 году, что спровоцировало массовую истерию и преследования.
Даниэльс не просто иллюстрирует исторический эпизод — она создаёт новые ритуалы, вдохновлённые прошлым, размывая границы между историей и современностью. Используя как статичные, так и движущиеся изображения, она наполняет историческое свидетельство современным звучанием. Её работа напечатана с помощью коллотипии — техники XIX века, что создаёт дополнительное временное напряжение между содержанием и формой.
Виржини Ребетес в проекте «Malleus Maleficarum» (названном в честь печально известного руководства по преследованию ведьм XV века) также переосмысляет историю. Исследуя католический регион Западной Швейцарии, где практики медиумов и целителей широко распространены, она обращается к конкретной исторической фигуре — Клоду Бержье, обвинённому в колдовстве и сожжённому на костре во Фрибурге в 1628 году. Через организацию медиумических сеансов она символически возвращает Бержье в современность, создавая диалог через столетия.
Святая из маргиналий
Одна из самых поэтичных работ выставки — «Oppidum-Râ» франко-сербского фотографа Влада Симича, исследующая культ Святой Сары (Сары Кали, Чёрной Сары) в Сент-Мари-де-ла-Мер. Эта таинственная фигура, почитаемая цыганским народом, находится на периферии официальной религии, но в центре живой народной веры.
Симич не столько документирует ритуалы, сколько создаёт визуальное исследование веры и почитания. Его фотографии показывают не только внешние проявления культа, но и эмоциональную глубину связи верующих с фигурой святой. Проект, поддержанный Fujifilm, демонстрирует, как маргинализированные духовные практики могут стать пространством обретения идентичности и достоинства.
Современные ведьмы и целители
Испанский фотограф Сильвия Прио в серии «Gypsy Witches» исследует практики ясновидения среди цыганских женщин с современной перспективы. Её проект объединяет этнографическое исследование с поэтическим взглядом, ставя под вопрос универсальность рационального мышления и привлекая внимание к «маргинальному феминизму».
Прио отправилась в Румынию, следуя легенде о том, что цыгане пришли из мифической Агарты, неся с собой тайные знания о картах, травах и хиромантии. Вместо экзотизации этих практик, фотограф исследует их как форму знания и сопротивления, помещая в контекст современных дискуссий о власти и гендере.
Коллективный оракул
Французская фотограф Лаура Лафон Кадильяк в проекте «Présage Tirage Mirage» переосмысляет саму природу фотографии, превращая её из документа в инструмент прорицания. Работая в провинции Вальпараисо в Чили с 2019 по 2024 год, она создала серию постановочных фотографий, воплощающих желания и видения будущего местных жителей.
Эти изображения, снятые на просроченную плёнку, впоследствии использовались как карты в своеобразном фотографическом оракуле. Во время индивидуальных сеансов участники случайным образом выбирали фотографии и делились своими интерпретациями, создавая пространство для проекции и доверия. Записанные разговоры образовали звуковую библиотеку интерпретаций, превращая фотографический перформанс в коллективное размышление о будущем.
За пределами спиритуализма
Не все проекты выставки напрямую связаны с магией и оккультизмом. Немецкие фотографы Янн Хёфер и Мартин Ламберти в проекте «One Million Years» обращаются к вполне реальной проблеме захоронения ядерных отходов, которые должны оставаться изолированными миллион лет — период, сопоставимый с эволюционными масштабами.
Этот проект поднимает вопрос о том, как передать знание на такой невообразимый срок, и как общаться с далёкими потомками о потенциальной опасности. Ядерные отходы становятся своеобразным «тёмным наследием» нашей цивилизации, требующим новых форм ответственности и сопротивления технократическому оптимизму.
Александр Дюпейрон в серии «The Ashes of the Future» исследует лесные пожары — явление, находящееся на стыке природных процессов и человеческого воздействия. Сочетая гумбихроматные отпечатки, топографические съёмки выжженных ландшафтов и документальные материалы, он создаёт визуальный язык, соответствующий трансформациям природы в антропоцене.
Коллективные проекты и противоречия
Программу дополняют работы нескольких фотографических коллективов. Fotohaus представляет тему «Споры и парадоксы», исследуя напряжённость между верованиями и реальностью. Коллектив INLAND в проекте «Thrutopia» освещает творческие инициативы сопротивления в контексте климатического кризиса и угроз гражданским свободам.
Особый интерес представляет работа «Encyclopaedia» польской художницы Вероники Гесицкой, визуализирующей фиктивные статьи в энциклопедиях. Эти намеренно размещённые фальшивые записи изначально служили для выявления нарушений авторских прав. Гесицка иллюстрирует их с помощью манипулированных архивных фотографий и изображений, сгенерированных ИИ, создавая визуальные головоломки, которые становятся метафорой ненадёжности фактов в эпоху дезинформации.
Магия как метафора сопротивления
Выбор темы колдовства и оккультизма для юбилейной программы фонда неслучаен. В эпоху климатических кризисов, политических потрясений и технологических революций древние формы знания предлагают альтернативные способы видения мира — не как эскапизм, а как форму сопротивления доминирующим нарративам.
Как отмечает Флоран Базилетти, эти «маргинализированные верования и практики продолжают существовать, предлагая альтернативное прочтение мира». Вопрос, который ставит выставка: «Можем ли мы всё ещё принять необъяснимое? Готовы ли мы принять эти традиции, верования и подавленные знания, чтобы построить более открытый мир?»
В мире, где рационализм установлен как норма, «Sortilèges» открывает пространство для диалога о забытых формах знания и их резонансе в современности. Это не ностальгия по домодерному миру, а скорее критическое исследование того, что было потеряно в процессе модернизации — и что может быть восстановлено.
Выставка «Sortilèges» будет проходить в отеле «Блен» в Арле с 7 июля по 5 октября 2025 года в рамках ассоциированной программы фестиваля Rencontres d'Arles.
Практическая информация:
- Даты: 7 июля - 5 октября 2025 г.
- Место: Фонд Мануэля Ривера-Ортиса, отель «Блен», 18 rue de la Calade, Арль, Франция
- Кураторы: Флоран Базилетти, Анн-Мари Бекманн, Кристель Боге, Жиль Каргерай, Эммануэль Хаскоэ, Клаус Керер, Давид Керн, Жиль Массо, Хайке Оллерц, Хильдесхайм Пирот Циглер, Корнелия Зиберт
- Художники: Жоан Альвадо, Ян Чейбуб, Майя Дэниелс, Александр Дюпейрон, Вероника Генсицкая, Янн Хёфер, Мартин Ламберти, Лаура Лафон Кадильяк, Сильвия Прио, Виржини Ребетес, Влад Симитч, Анн-Кристин Вёрль, коллективы FREELENS, INLAND, Laif и The Reporters
- Контакты: Флоран Базилетти, F.basiletti@mrofoundation.org