Экспозиция World in Common представляет 36 художников, использующих фотографию, чтобы переосмыслить и переобозначить место Африки в мире. Здесь Бонсу делится своими идеями, яркими моментами и вводит нас в исторический контекст выставки.  


Введение

Пожалуй, самый частый нарратив, существующий в отношении к африканской фотографии – то, что Африку часто «конструируют» с помощью объектива, причём делают это идеалистически, изображая экзотизированных людей и ландшафты. Это началось с первых дней фотографии в 19 веке и дожило до нашего времени.

Цель этой выставки – рассмотреть, какими способами художники могут противостоять этому устоявшемуся подходу, но также использовать фотографию как инструмент для активирования дискуссий о рассказывании истории. Это вопрос не только современной фотографии, но и архива, того глубокого, богатого и проблемного колониального архива, который унаследовали многие художники.

Джордж Осоди «Его Королевское Величество Огиаме Атуватсе III», Столица Варри, 2022. Из серии «Нигерийские монархи»

Джордж Осоди «Пере из Гбарамату. Его Императорское Величество, Оборо Гбараун II», Акетекпе, Агадагба, 2022. Из серии «Нигерийские монархи»

Королевы, короли и боги

Работа Джорджа Осоди (George Osodi), вероятно, самая символичная в этой секции. Это серия, рассказывающая об отдельных традиционных правителей из разных частей Нигерии. Все они сейчас имеют церемониальные функции, в качестве «хранителей культурных традиций», и полностью лишены самодержавной политической власти, которой обладали в доколониальные времена. Это подход ко взгляду на этническое разнообразие Нигерии, которая, конечно, именно под влиянием британской колонизации образовала единую страну.  Вы можете видеть помпезность и церемониальность, но и величие этих современных парадных королевских портретов, но говорить о традиции, которая была, по видимому, потеряна за годы колонизации. Это попытка подумать о том, чтобы начать рассказ об Африке иначе. Вместо разговора о колониализме и рабстве, которые, конечно, никуда не делись, мы думаем о некоторых обычаях и традициях, предшествовавших этому.

Хадиджа Сайе, Рагал, 2017. Из серии «В этом пространстве мы дышим»

Хадиджа Сайе, Курус 2017. Из серии «В этом пространстве мы дышим»

Вид экспозиции, «Общий мир» в Tate Modern 2023

Духовные миры

Этот отдельный зал отведён для демонстрации художников, связанных с вопросами духовности самыми разными путями, будь то духовность через призму тела и преданности, или эта экзистенциальная возможность приобщиться к наследию своих предков. Или же это размышления о проблемах изоляции и единения в отношении к духовности,  духовности в отношении к идеям пейзажа, и значения этих идей для памяти о предках.

Художница, ставшая наиболее символичной в Британии в рамках этих дискуссий, в результате своей трагической гибели при пожаре в Гренфелл тауэр – Хадиджа Сайе (Khadija Saye). На одной из фотографий она изображена с лицом, покрытым лимонами, и прослеживаются связи между лимонами и домашней работой, женским трудом в Гамбии, но ещё она любила песню Бейонсе «Лимонад». Так что это попытка задуматься о гамбийском ритуале, но в глубоко личном ключе.

Когда мы думали о духовных мирах, высказывалась идея, что эти миры часто конструируются в пространстве личного созерцания. Это может относиться к групповой духовной практике, или к принадлежности к определённой религии, но я думаю, более важным для многих из этих художников будет личное путешествие, и это то, что мы не хотели упускать из виду.

Эдсон Чагас «Надир Т, Ватембо», 2014, печать 2023. Из серии Tipo Passe

Эдсон Чагас «Фернандо Л. Макелеле», 2014, печать 2023. Из серии Tipo Passe

Эдсон Чагас «Эммануэль Ц. Бофала», 2014, печать 2023. Из серии Tipo Passe

Эдсон Чагас «Диана С. Сакуломбо», 2014, печать 2023. Из серии Tipo Passe

Беспокойство о маске

Большинство людей воспринимают маску, как средство для сокрытия, но многие художники показывают, что она может, напротив, служить для раскрытия и демонстрации. Поэтому во многих случаях в традиционных африканских культурах человек, носящий маску, больше не рассматривается как человек, а как духовная сущность.

Есть также некоторая ирония в том, что сегодня маски стали чем-то оторванным от этого наследия. Здесь Эммануэль К. Бофала (Emmanuel C. Bofala) думает о маске как о вездесущем символе глобальной африканской идентичности, и что, особенно в Руанде, где он живет, люди часто надевают свою воскресную одежду, чтобы сфотографироваться на паспорт.

Когда мы думаем о миграционном кризисе и о том, какой удар он наносит по нашему обществу, это оказывает очень пагубное воздействие на людей, которые не могут свободно путешествовать. И в этой работе мы, очевидно, видим ироническую проработку идеи, но при этом очень мощную, если подумать о законниках, которые поддерживают идею фотографии на паспорт, особенно в контексте истории фотографии.

Самми Баложу, «Без названия 6», 2006

Самми Баложу, «Без названия 12», 2006

Живые архивы

Я думаю, в этой секции важным было не просто поразмыслить над фотоархивами колониальных времён, но подумать о том, каким образом художники могут наделить эти архивы новым смыслом, новым образом. Часто современные художники предлагают нам переосмыслить настоящее по-разному, и Самми Баложу (Sammy Baloji) может служить просто символом подобного подхода.

Эта серия, Mémoire, была построена на архиве, который он обнаружил, собранном во времена бельгийской колониальной оккупации. Мы видим множество неидентифицируемых работников, лишенных как прав и представителей, так и возможности быть как-то идентифицированными. Но фотография становится инструментом для фиксации этого акта колониального насилия. Довольно часто, когда мы думаем о колониальной истории о некоем символическом насилии, но мы не всегда сознаём, как оно влияет на более широкие проблемы изменения климата, инфраструктуры, вопросы вокруг суверенитета. Таким образом, все проблемы, поднятые в этой работе, для того, чтобы понять, где мы находимся сейчас – они не оторваны от нашего настоящего.

Санту Мофокенг «Чёрный фотоальбом «Посмотри на меня»», 2013

Санту Мофокенг «Чёрный фотоальбом «Посмотри на меня»», 2013

Семейные портреты

Для меня этот раздел был попыткой найти новый подход к семейному портрету. Я хорошо осознаю тот факт, что, особенно в 1840-х годах, когда появились фотографические студии, большая часть людей, имевшая доступ к традиционной фотографии принадлежала к среднему классу или более состоятельной части населения, которые имели возможность (привилегию) создавать собственную идентичность. Часто это делало их несколько отстранёнными от социальных и политических реалий времени, с которыми сталкивалось большинство населения, и к этому мы видим прямую отсылку в этой работе Санту Мофокенга, «Чёрный фотоальбом».

Обычно, когда вы смотрите на работы Мофокенга, вы видите чернокожих южноафриканцев, одетых в викторианские костюмы, многие из которых ассоциируются с христианскими миссиями. И в результате, они могли изменить то, как их воспринимали другие. Но, конечно, неизбежно по мере развития 20 века жизнь этих людей претерпевала социальные, политические и экономические изменения. Поэтому так интересно размышлять о политике студийного портретирования, потому что это имеет отношение к самым разным применениям семейного портрета и семейного фотоальбома.

Эта часть выставки дала нам на самом деле интересный вызов – посмотреть, с одной стороны, на историю студийного портрета, а с другой – на историю архивов колониальных времён. На мой взгляд, главное было в том, чтобы по настоящему углубиться в эти сопоставления, даже рискуя не сделать полноценного связного рассказа – ведь в реальности его не существует. Это история, которая постоянно остаётся незафиксированной, в том числе самими художниками. Такое раскрытие времени и памяти очень важно на этой выставке.

Килужани Киа Хенда «Ржавый мираж (Горизонт города)», 2013 8 фотографий

Раскрытые мечты

Работа Килуанжи Киа Хенда «Город по имени Мираж» – очень хороший пример ситуации, когда сначала задумывалось нечто вроде концептуальной инсталляции, которая затем была документирована с использованием фотографии как медиа, но при этом осталась скульптурным проектом в той же степени, в какой стала фотографическим. Оно вытекает из признания художником того, что после гражданской войны в Анголе возникла нехватка доступного городского жилья. Это привело к тому, что растущий город, выглядевший как «подражатель» Дубая, потерял всякую связь с социальной реальностью своих граждан.

И именно к этому мы хотели привлечь людей в следующем разделе, который посвящен не афрофутуризму как проектированию фантастической реальности, в которой Африка рассматривается только через призму фантазии, а тому, как художники проектируют свое собственное будущее. Каким, как думают они, могут быть африканцы – укоренены в настоящем и в значительной степени случайных социальных и политических реалиях, с которыми они сталкиваются.

Если предыдущие разделы выставки являются ответом на колониальную фотографию, этнографическую фотографию, фиксирующую африканскую жизнь через призму «экзотизации», непохожести, этот раздел более непосредственно отвечает современным представлениям Африки. Это происходит через организации по оказанию помощи, через документальную фотографию и другие виды СМИ, которые иногда служат для создания сложных повествований, но часто подтверждают то, что, как нам кажется, мы уже знаем о континенте.

Эпилог

Чего я в конце концов хотел добиться этой выставкой в конечном счёте – это не фиксироваться только на одной Африке. Я думал о путях, которыми художники могли бы адресоваться с этими глобальными проблемами, будь то духовность, урбанизация, изменения климата, но с африканской перспективы. Я хотел показать, что поступая так, мы получаем ценнейшее понимание нашей человечности. Но для того, чтобы сделать это, нам также необходимо отменить или забыть некоторые предположения, которые у нас есть относительно того, что представляет собой Африка.

Атонг Атем, «Адут и Бигоа», Студийная серия, 2015
Атонг Атем, «Адут и Бигоа», Студийная серия, 2015

Рут Оссаи, «Студентки-медсестры Альфра, Адабеси, Ода, Узома, Абор и Аниаголум». Онитша, штат Анамбра, Нигерия, 2018
Рут Оссаи, «Студентки-медсестры Альфра, Адабеси, Ода, Узома, Абор и Аниаголум». Онитша, штат Анамбра, Нигерия, 2018

Общий мир: Современная африканская фотография в галерее Tate Modern, Лондон, до 14 января 2024

Оригинал на сайте 1854
Перевод с английского Александра Курловича