Гора Рашмор, 1969
Ли Фридлендер – один из великих фотографов 20 столетия. Я люблю эту фотографию за её юмор и за то, что она обращается к американскому обществу того времени. Мы видим обычную пару туристов, смотрящую из центра для посетителей горы Рашмор. Она говорит о массовом туризме, она говорит о чаяниях американцев, она так много говорит о 20-м веке, который часто называют «американским веком». Фото – Ли Фридлендер

В крупнейшем обзоре своей обширной фотографической коллекции, Национальная Галерея Виктории выбрала более 200 фотографий фотографов из Австралии и других стран, которые иллюстрируют способность формы как запечатлевать реальность, так и дурачить нас фантазией. Старший куратор Сюзан ван Вик рассказывает о 16 обязательных к просмотру работ из этой коллекции. 


Премьер-мигистр Гоф Уитлам сыплет землю в ладони землевладельца-аборигена (Гуринджи) Винсента Лингиари, Северные Территории (Уотти Крик), 1975
Это очень культовая австралийская фотография, и в коллекцию она пришла относительно недавно. Она запечатлела момент из поездку Уитлама в Уотти Крик и его встречу с Винсентом Лингиари, во время которой произошел этот церемониальный акт возвращения земли народу Гуринджи. Эта фотография была сделана для СМИ, но она стала одним из величайших символов в истории страны, запечатлевшим надежды и ожидания своего времени. Фотограф – Мервин Бишоп

Кики с африканской маской, 1926
Это настоящая классика студийной фотографии 1920-х. Впервые она была опубликована в Vogue. Эта прекрасная чёрная маска была использована как контрапункт к лицу Кики; это сравнение живого и неживого, контраст белизны лица и черноты маски, Европы и Африки. Это было время, когда сюрреалистические идеи входили в мейнстрим. Она находится в коллекции с 1983 года, и является одной из её величайших ценностей. Мэн Рэй не любил давать имена своим работам, поэтому иногда её называют Noire et Blanche. Фотограф – Мэн Рэй

Без названия (Айсберг-замок), 1913
Френк Хёрли – австралийский фотограф, который ездил в арктические экспедиции с Эрнестом Шеклтоном и Дугласом Моусоном. Эта фотография сделана во время экспедиции с Моусоном, которая, как известно, сталкивалась со всевозможными трудностями. В определенный момент каждому пришлось решить: остаться на зиму или уйти до того, как море замерзнет. Хёрли описывал ситуацию так: ««гигантские айсберги возвышаются, словно нефритовые замки, по обе стороны». Это красивый карбоновый отпечаток, который позволил Хёрли выборочно привнести в него синий цвет. Фотограф – Френк Хёрли

Барабанщик, 2004
Тут вы можете видеть влияние изобразительного искусства 20 столетия на современного фотографа, чудесные линии возвращают нас к некоторым идеям, которые занимали сюрреалистов. В этой фотографии есть немного мечтательное и некомфортное настроение. Она гиперреальна. Она слишком совершенна. Она играет с то, как мы хотим выглядеть – с такой идеальной кожей и действительно огромными глазами – лицо этого ребёнка совершенно, каждая черта чуть преувеличена. Фотография невероятно привлекает и в то же время слегка отталкивает, и это напряжение – интереснейший её аспект. Фотограф – Лоретта Люкс

Амелия падает, 2014

Хэнк Уиллис Томас – современный американский фотограф, использующий архивные фотографии. Эти три фигуры сняты в 1965 году фотографом Спайдером Мартином, во время протестной компании за гражданские права в Селме, Алабама. Центральная фигура подверглась действию газа и была избита правительственными силовиками, и ей оказывали помощь. Томас изолировал фигуры из фото Мартина и напечатал на большом зеркале, так что, видя фотографию, вы видите и себя. Это может быть моментом с любых протестов BLM. Это во многих отношениях вызывающая и очень мощная работа. Фотограф – Хэнк Уиллис Томас
Амелия падает, 2014
Хэнк Уиллис Томас – современный американский фотограф, использующий архивные фотографии. Эти три фигуры сняты в 1965 году фотографом Спайдером Мартином, во время протестной компании за гражданские права в Селме, Алабама. Центральная фигура подверглась действию газа и была избита правительственными силовиками, и ей оказывали помощь. Томас изолировал фигуры из фото Мартина и напечатал на большом зеркале, так что, видя фотографию, вы видите и себя. Это может быть моментом с любых протестов BLM. Это во многих отношениях вызывающая и очень мощная работа. Фотограф – Хэнк Уиллис Томас

Неубранная постель, 1957
Аймоджин Каннингем и Доротея Ланж одновременно преподавали в Калифорнийской школе Изобразительных искусств. История началась с того, что Каннингем услышала, как Ланж дала задание своим ученикам сделать натюрморт с фотографией предмета, который они использовали каждый день. Каннингем решила сама выполнить это задание и сняла свои заколки на неубранной постели. В этом изображении невероятно мощное ощущение самой женщины, ощущение, что она только что встала. Я думаю, что получился невероятно удачный и красивый портрет. Фотограф – Аймоджин Каннингем

Вдоль пляжа при дневном свете, 1982
Это смешно и мрачно одновременно. Это снято в Британии в 1980-х. Тэтчер была премьер-министром, и страна находилась в нелёгком экономическом положении. Эта фотография излучает усталость и печаль. Этот серый песок, грустный ослик, матерчатая стенка от ветра, кобель, задравший лапу, - и мужчина в брюках, мрачно читающий газету, но не имеющий при себе ни кусочка. Эта картинка полна ностальгии, и это такой яркий портрет Британии той эпохи, весьма мрачный. Фотограф – Крис Стил-Перкинс

Привет от Скиапарелли, 1934

Эта фотография была заказана дизайнером моды Эльзой Скиапарелли для рекламы её парфюма, Salut de Schiaparelli. Ильза Бинг создала этот красивый образ мечтающей женщины, окруженной каскадом лилий. Она использовала в этой работе приём соляризации – когда при проявлении фотографии вы подсвечиваете её белым светом, и получаете весьма случайный эффект частично негативного, частично позитивного изображения. Он усиливает впечатление сна, «не от мира сего», исходящее от фотографии. Фотограф: Ильза Бинг
Привет от Скиапарелли, 1934
Эта фотография была заказана дизайнером моды Эльзой Скиапарелли для рекламы её парфюма, Salut de Schiaparelli. Ильза Бинг создала этот красивый образ мечтающей женщины, окруженной каскадом лилий. Она использовала в этой работе приём соляризации – когда при проявлении фотографии вы подсвечиваете её белым светом, и получаете весьма случайный эффект частично негативного, частично позитивного изображения. Он усиливает впечатление сна, «не от мира сего», исходящее от фотографии. Фотограф: Ильза Бинг

В Лос-Анджелес, Калифорния, 1936
Доротея Ланж – замечательный модернист. В 1930-х она работала для Администрации по защите фермерских хозяйств, как и многие другие художники, нанятые, чтобы запечатлеть историю Америки эпохи Великой Депрессии. Этот огромный экономический спад совпал с разрушительной засухой. Целое поколение фермеров, родившихся и выросших для работы на земле, подобно отцам и дедам, вдруг оказалось не нужным, и вынужденным скитаться в поисках работы. Этот образ настолько великолепен из-за иронии и пафоса лозунга на рекламном щите. Фотограф – Доротея Ланж

Без названия (женщина с зонтиком), 1880-е

В 1880-х в Токио, Киото и Иокогаме было множество фотостудий, создающих фотографии, нередко рассчитанные на европейскую аудиторию. Эти альбомы фотографий обычно включали красивые, живописные пейзажи и студийные портреты японцев, занятых обычными делами. Эта фотография изображает женщину, идущую в штормовую, ветреную погоду – но снята она в студии, с рисованным задником. Она склоняется против ветра, и её кимоно хлопает, как парус – но, присмотревшись внимательно, можно увидеть оттягивающие его нити. Это совершенно фантастический образ. Фотограф - неизвестен
Без названия (женщина с зонтиком), 1880-е
В 1880-х в Токио, Киото и Иокогаме было множество фотостудий, создающих фотографии, нередко рассчитанные на европейскую аудиторию. Эти альбомы фотографий обычно включали красивые, живописные пейзажи и студийные портреты японцев, занятых обычными делами. Эта фотография изображает женщину, идущую в штормовую, ветреную погоду – но снята она в студии, с рисованным задником. Она склоняется против ветра, и её кимоно хлопает, как парус – но, присмотревшись внимательно, можно увидеть оттягивающие его нити. Это совершенно фантастический образ. Фотограф - неизвестен

Без названия (демонстрация за освобождение женщин на городской площади), 1975
Понч Хоукс – замечательная австралийская художница, которая всегда была включена в реакцию на реалии современной австралийской жизни. Эта работа была сделана в Международный Год женщины. Это было время, когда австралийские женщины активно боролись за равноправие, возможности, представленность, и за признание. Похоже, что все хорошо проводят время, все делятся своими впечатлениями публично. Эта фотография очень много говорит о состоянии сообщества. Фотограф – Понч Хоукс

Лерой М Фута, 2014

Из серии работ ангольского фотографа Эдсона Чагаса, сделанных в стиле фото на паспорт. Возможно, это комментарий на колониальную историю Анголы и европейское увлечение культурными объектами из Африки. Когда вы собираетесь сфотографироваться на паспорт в Анголе, люди часто могут получить костюмы, галстуки и куртки, чтобы выглядеть как можно лучше. Это любопытная комбинация: делая фотографию, специально для того, чтобы вас можно было распознать, и при этом вы надеваете тот же костюм, в котором могли в тот же день сняться ещё десять человек. Смысл униформы как раз в том, что она лишает индивидуальных элементов. Фотограф – Эдсон Чагас
Лерой М Фута, 2014
Из серии работ ангольского фотографа Эдсона Чагаса, сделанных в стиле фото на паспорт. Возможно, это комментарий на колониальную историю Анголы и европейское увлечение культурными объектами из Африки. Когда вы собираетесь сфотографироваться на паспорт в Анголе, люди часто могут получить костюмы, галстуки и куртки, чтобы выглядеть как можно лучше. Это любопытная комбинация: делая фотографию, специально для того, чтобы вас можно было распознать, и при этом вы надеваете тот же костюм, в котором могли в тот же день сняться ещё десять человек. Смысл униформы как раз в том, что она лишает индивидуальных элементов. Фотограф – Эдсон Чагас

Канберра. Порт Мельбурн, 1961-1967
Мэгги Диас была американским фотографом, она эмигрировала в Австралию в молодости и провела там остаток жизни. Она училась на фотожурналиста и опиралась в своей работе на опыт, приобретённый по всему миру. Это SS Canberra, огромный океанский лайнер, привозивший в Австралию тысячи мигрантов. Нависающий корпус корабля и толпа людей создают чувство предвкушения, и напоминает эпоху, когда авиабилеты были непомерно дорогими. Диас и сама прибыла именно сюда – тут личное и общее соединилось вместе. Фотограф – Мэгги Диас

Толпа №11 (Кедр и Брод-Стрит), 2013
Алекс Прагер работает с декорациями, актёрами и моделями, чтобы создать сложную историю с явными отсылками к кинематографу. Здесь она работала в киностудии с актёрами, чтобы воссоздать время и место в Лос-Анджелесе. По сути, это фантазия – ни один из этих людей не находится на углу реальных улиц. Но Прагер создала эту цельную иллюзию мира, который удивительно знаком нам по кино и телевидению. Эта иллюзия отражает мир обратно на нас, и нам нравится её видеть. Но всё это не имеет совсем никакого отношения к реальности. Фотограф – Алекс Прагер

Сексуален и опасен, 1996

Изначально эта фотография была частью серии людей Изначальной Нации района реки Баррон в Квинсленде. Брук Эндрю наткнулся на них в архивной коллекции и был потрясён тем, что такие фотографии были сделаны и сохранились. Нет никакой информации об изображенных на них людях. Мы не знаем, кем был этот мужчина. Его превратили в предмет коллекционирования, а это ужасная, возмутительная вещь. Сет Эндрю – о попытке восстановить хоть что-то из идентичности этих людей. Он не знает его имени, но восстанавливает его восприятие как сильного молодого мужчины. Фотограф – Брук Эндрю
Сексуален и опасен, 1996
Изначально эта фотография была частью серии людей Изначальной Нации района реки Баррон в Квинсленде. Брук Эндрю наткнулся на них в архивной коллекции и был потрясён тем, что такие фотографии были сделаны и сохранились. Нет никакой информации об изображенных на них людях. Мы не знаем, кем был этот мужчина. Его превратили в предмет коллекционирования, а это ужасная, возмутительная вещь. Сет Эндрю – о попытке восстановить хоть что-то из идентичности этих людей. Он не знает его имени, но восстанавливает его восприятие как сильного молодого мужчины. Фотограф – Брук Эндрю

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича