Шери Овсепян, «Культивированный жемчуг», 2021

«Песни о любви, фотография и близость» – так называлась выставка, прошедшая в Международном центре фотографии в Нью-Йорке в конце лета 2023 года. Выставка содержала очень личные фотографии, сделанные влюбленными. Работы, участвующие в ней, сильно разбросаны по датам весьма сильно, от 1952 года до нескольких ведущих и начинающих фотографов наших дней. Можно было увидеть часто неизвестные истории разных пар – с самых первых дней знакомства, начала отношений, до свадьбы, медового месяца, домашнего счастья и боли расставаний, даже до смерти и последних дней вместе, –  интимно запечатлённые художниками и редко показывающиеся.

Нобуёши Араки, «Сентиментальное путешествие», 1971

«Сентиментальное путешествие», знаковая книга Араки, впервые опубликованная в 1971 году, представляет собой визуальный дневник его медового месяца с женой, Йоко.  

Айкатерини Гегисян, «Справочник по спонтанному Другому»

Серия сделанных на бумаге фотографических коллажей Гегисян включает найденные материалы, относящиеся к поп-культуре 1960-х – 70х, таких, как журналы «для взрослых», журналы о путешествиях и  National Geographic. Процесс «деколлажа» у Гегисян восстает против эмансипированных коммодифицированных и фетишизированных образов.

Нобуёши Араки, «Сентиментальное путешествие», 1971

В 1989, Араки издал другую книгу, «Зимнее путешествие», которая рассказывала о последних днях жизни Йоко, вплоть до её смерти в 42 года. Помещая свою жизнь в центр работы, Араки стирает грань между моментами близости и незначительности, а история любви превращается в трагедию.

Рене Грёбли, Из серии «Взгляд любви», 1952

Грёбли приводит зрителя в домашнее и романтическое пространство парижского медового месяца. Ленивые дни в номере отеля, запечатлённые с глубоким и любовным погружением, как фотограф хотел запомнить каждую секунду проведённого вместе времени. Его жена, одевающаяся и раздевающаяся, неразобранная постель, бутылка вина на столе, её рука, держащая сигарету.

Клиффорд Принс Кинг, «Условия», 2018

Работы Принса Кинга празднуют странную любовь и освобождение чёрных, и обсуждают нормы культуры, гендера, идентичности и расы.

Эрве Гибер, Сиенна, 1979

Гибер встретил Тьерри Джоуно в 1976. Его серия «Тьерри» – хроника их страстных 15-летних отношений. Фотографии Джоуно в номерах отелей, где они жили во время своих путешествий, и портреты, на которых он преклоняется перед обнаженным телом своего возлюбленного.

Клиффорд Принс Кинг, «Любовники в поле», 2019

Цветные интимные фотографии Принса Кинга, часть которых – постановочные, изображают частные пространства, вдохновленные реальными и воображаемыми моментами из его жизни и жизни сообщества.

Салли Манн, «Гефест», 2008

Серия Манн «Гордая плоть» (Proud Flesh) рассказывает о поздней мышечной дистрофии у её мужа Ларри, и состоит из фотографий огромной уязвимости, хрупкости, нежности и смертности. Названная по имени греческого бога кузнецов (профессия Ларри), фотография несёт следы, похожие на шрамы, другие же работы серии нередко напоминают  о  судебно-медицинских документах.  

RongRong&inri, из серии «Частные письма», 2000

«Частные письма» – это история первой главы истории любви RongRong&inri, двух художников, скрывающихся под этим рабочим псевдонимом. Влюбленные начали страстную переписку с сентября по ноябрь 2000 года, отправляя друг другу по почте фотографии с обещаниями вечной любви, пылко написанными от руки на полях отпечатков, выражая силу своих эмоций и желание быть вместе навсегда.

Коллиер Шорр, «Энджел Зиновьефф» (Войлок, Пальцы, Носки), 2021

Шорр сотрудничал с Энджелом Зиновьеффом, который писал: «Когда я смотрю на тебя, смотрящего на меня с камерой, есть разница с тем, что я вижу, когда камеры нет. Это потому, что камера – третий персонаж, свидетель». В «Энджел З», два художника работают вместе, исследуя традиционное понятие «музы» наряду с интимностью, видимостью и перформансом.

Карла Хиральдо Воло, Из серии «Другая история любви», 2022

Художница воссоздаёт постановкой фотографии из прошлых взаимоотношений с мужчиной, известным, в этом контексте, только как «Х». Обнаружив, что этот человек вёл двойную жизнь, и у него была ещё одна женщина, Воло нашла модель на роль Х и посетила места, где они проводили время вместе, чтобы сыграть заново интимные моменты их отношений перед моментом предательства.

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича