Остров Завадовского и Высокий – Южные Сандвичевы острова. © Sebastião Salgado

Монументальная серия Себастио Сальгадо «Бытие» (Genesis) имеет политическую направленность, с целью привлечь внимание к социальным и экологическим проблемам нашей планеты. Выросший на ферме в Бразилии, Сальгадо особенно чувствителен к тому, как жизнь людей зависит от их отношения к окружающей среде, и как это может повлиять на социально-экономические условия. Серия, которую Сальгадо описывает, как «любовное послание планете», состоит из огромного массива фотографий мира природы во всём его драматизме. «Бытие» – третий большой долгосрочный проект Сальгадо, последовавший за «Рабочими» (Workers) (1993) и «Миграциями» (Migrations) (2000). В то время, как первые два проекта документировали бедственное положение людей по всему земному шару, «Бытие», снимавшийся в течение 8 лет, начиная с 2004 года, имел своей целью запечатлеть те немногие места в природе, которые ещё не нарушены руками человека.

Фотографии Сальгадо выполнены в сильной светотени, глубокие чёрные тона контрастируют с областями яркого света. Такое эстетизированное отражение мира природы служит целям художника, усиливая подавляющий масштаб пейзажа, создавая изображение, богатое атмосферой и драматизмом. Это, в свою очередь, поощряет эмоциональное включение зрителя в тему: важнейшая для Сальгадо программа экологической мотивации. «Бытие» берёт нас в путешествие в самые отдалённые части планеты, включая Антарктику, едва ли не самый подвергающийся опасности с точки зрения экологии регион.

Антарктические пингвины, остров Десепшн, Антарктида, 2005 © Sebastião Salgado

Документируя огромный и негостеприимный континент, он посетил остров Десепшн. Там он увидел невероятный, практически первозданный пейзаж, дом для одной из крупнейших в мире колоний пингвинов, и несколько активных вулканов. На одной из фотографий Сальгадо запечатлел кувыркающуюся массу пингвинов, казалось бы, вырывающуюся из центра кратера, сотни тысяч птиц, движущихся, как одна. Структура фотографии исходит из закручивающейся линии очереди пингвинов, которая пересекает центр композиции и тянется от переднего плана вдаль. Изображение вызывает благоговейный трепет перед огромным множеством жизней, запечатлённых в одной сцене, и мощью их совместного присутствия.

Еще одно великолепное изображение, созданное объективом Сальгадо, — «Айсберг между островом Паулет и Шетландскими островами». На этой фотографии мы видим подобный замку айсберг, волшебным образом висящий между чернильно-чёрным морем  и небом, закрытым тяжелыми тучами. Колоссальный величественный айсберг устремляется вверх через композицию, усиливая впечатление светлыми тонами на фоне мрачного неба. Башнеобразная форма добавляет впечатление «иномирности», усиливая ощущение конфликта между человеком и природой, которое предлагает сериал Сальгадо. Фотограф описывает «Бытие» как «мозаику, составленную самой природой», но ясно, что серия – не просто романтическое созерцание возвышенного. Напротив, она открывает дискуссию о том, что мы сделали с планетой и что надо делать сейчас, чтобы защитить её.

Айсберг между островом Паулет и Шетландскими островами, Антарктида, 2005 © Sebastião Salgado

Оригинал на сайте SOL LDN
Перевод с английского Александра Курловича