Эков Эшун (Ekow Eshun), Таниша С. Форд (Tanisha C. Ford), Тайлер Митчелл (Tyler Mitchell), и Антваун Сарджент (Antwaun Sargent) о дальновидном фотографе, чьи фотографии и деятельность активиста помогли популяризовать слоган «Чёрное - это красиво» («Black Is Beautiful»).

Квами Брейтуэйт, Автопортрет, African Jazz-Art Society & Studios (AJASS), Харлем, 1964


Aperture с глубоко огорчена потерей Квами Брейтуэйта (Kwame Brathwaite), ушедшего от нас 1 Апреля 2023 года в возрасте 85 лет. Брейтуэйт (1938-2023) был дальновидным фотографом, жившим в Гарлеме, и начиная с 1960-х использовал свои работы, чтобы донести до людей послание «Чёрное – это красиво». От его портретов звёзд джаза, до незабываемых съёмок моделей Грандасса (Grandassa), Брейтуэйт комбинировал искусство, музыку, моду и общественную активность, чтобы распространять мощный призыв к социальной, экономической и репрезентативной справедливости. 

Мы с гордостью представляли работы Брейтуэйта на страницах нашего журнала, опубликовали его первую монографию («Чёрное – это красиво», Black Is Beautiful, 2019), и организовали в сотрудничестве с фотографом и его сыном, Квами С. Брейтуэйтом, передвижную выставку, посвящённую его работе. Так как мы сознаём огромную значимость наследия Квами Брейтуэйта, и то, что его работа продолжает приобретать всё более широкую аудиторию во всём мире, мы попросили группу авторов журнала поделиться своими размышлениями.


Квами Брейтуэйт, Школа для одной из многих модельных групп, которые начали использовать естественные прически в 1960-х, 1966

Квами Брейтуэйт, Присцилла Бардониль, African Jazz-Art Society & Studios (AJASS), Харлем, 1962


Антваун Сарджент

Влияние Квами Брейтуэйта на производство фотографий темнокожих ощущалось по всей культуре. Брейтуэйт дал визуальную мощь общепринятому теперо представлению о том, что «Чёрное – это красиво». Я не знаю ,где была бы сегодняшняя фотография без его значительного вклада. Богатый архив его работ – это своеобразный завет для людей, взявших под контроль свою собственную предатавленность.

Антваун Сарджент – автор книг «Новый Чёрный авангард: Фотография между искусством и модой» (The New Black Vanguard: Photography Between Art and Fashion) (Aperture, 2019) и «Молодые, Талантливые и Чёрные: Новое поколение художников» (Young, Gifted and Black: A New Generation of Artists) (2020).

Квами Брейтуэйт, Парад на день Маркуса Харви, Харлем, 1967


Таниша С. Форд

Много было сказано о силе и смелости фотографии Квами Брейтуэйта. Это правда, он бесперцедентно документировал дух чёрного радикализма 1950-1960-х годов. Но его чувствительность была самым большим его преимуществом. То, как он регулировал диафрагму своего объектива, как располагался по отношению к объекту съёмки: этот художественный выбор продавал фотографиям сложность, многослойность. Вы можете увидеть на них мягкость и уязвимость, а не только один яростный гнев на лицах борцов за свободу, запечатлённых Брейтуэйтом на плёнке. И вы не можете не задержаться на этом нюансе, не понять, как образы заставляют вас пересмотреть все, что, как вам кажется, вы знаете о Черной Силе, о прекрасной Черноте. Чувствительность. Я разглядела глубину и многогранность эмоционального регистра Квами Брейтуэйта сразу же, когда брала у него первое интервью. Его искренность, его смирение говорили о его приверженности запечатлению всех темнокожих людей по всему миру. Я надеюсь, что мы всегда будем видеть эту его чувствительность как животворную составляющую его художественного и политического наследия.

Таниша С. Форд – постоянный автор Aperture, и автор «Квами Брейтуэйт: Чёрное – это красиво»( Kwame Brathwaite: Black Is Beautiful) (Aperture, 2019), и автор «Одетая в мечту: Любовное письмо темнокожей девушки к силе моды» (A Black Girl’s Love Letter to the Power of Fashion) (2019)

Квами Брейтуэйт, Модель с натуральной причёской, AJASS, Харлем, 1970


Тайлер Митчелл

В тот самый момент, как я впервые увидел работы Квами Брейтуэйта, я был потрясён. Была такая чистота и сила в его портретах, которые напоминают мне, что разговоры о фотографии, репрезентации и справедливости всегда были и всегда будут иметь жизненно важное значение. Я был очень опечален, услышав о его уходе. Я благодарен ему за его фотографии, над которыми не властно время, и его сыну Квами-младшему за его обязательство позаботиться о наследии отца.

Тайлер Митчелл – фотограф, живущий в Нью-Йорке. Его работы появлялись в зимнем выпуске Aperture 2020 года, «Утопия», и его книга «Я могу заставить тебя чувствовать себя хорошо» (I Can Make You Feel Good ) была опубликована в том же году.

Квами Брейтуэйт, Модели Грандасса и члены AJASS позируют для постера Naturally ’67 около театра Аполло, Харлем, 1967


Эков Эшун

Квами Брейтуэйт говорил, что его миссия – показать «величие нашего народа», и именно это он и делал своей работой. Он понимал, что для темнокожих людей в 1960-х приверженность стилю, элегантности и самосовершенствованию не была поверхностной заботой. Поэтому и слоган, который он популяризовал, «Чёрное – это красиво», был таким резонансным. Он представляет персональную политику визуализации и утверждения. Тема этих работ – сопротивление белому взгляду, и определение того, как мы выглядим в наших собственных глазах. Это означает освобождение. Чёрная жизнь. Вот за это борются его фотографии.

Эков Эршун – куратор, писатель и постоянный автор Aperture. Его последняя книга – «В чёрном фантастическом» (In the Black Fantastic) (2022)

Квами Брейтуэйт, Модели Грандасса в Merton Simpson Gallery, Нью-Йорк, 1967

 

Оригинал статьи