Фотограф Аймоджин Каннингем родилась в Портленде, Орегон, в 1883 году, когда борьба за права женщин — в законодательном, политическом, экономическом и социальном смысле, — набирала силу и обретала почву под ногами в Соединённых Штатах.

Хотя её часто упускают из виду, новая книга, посвящённая художнице, «Аймоджин Каннингем: Ретроспектива», показывает, какой жесткой, решительной и мощной художницей она была. Что остаётся в наибольшей степени вне поля зрения, помимо силы её работ, это прошедшая через всю её жизнь борьба за равные права, не только для женщин, но для всех угнетённых.

Ханя Холм, Мисс колледж. 1936. Gelatin silver print, 8 9/16 × 73/8 in. Getty Museum, 2006.25.6. © Imogen Cunningham Trust

Продвижение женщин-художниц

Когда Каннингем начинала свою карьеру, отношение к работе женщин только начинало меняться. В это время, фотография не считалась подходящим для них занятием, но Каннингем была готова оспорить такой подход. В своей статье 1913 года, она писала: «Фотография — это... просто профессия, или, если быть более точным, ремесло, или где-то торговля, и оба пола имеют равное право заниматься ею».

Каннингем была уверена, что женщины, занимающиеся искусством, должны получать оценку, основываясь только на результатах своего труда, но не на своей гендерной принадлежности. Она не называла себя феминисткой, но в 1975 году, когда ей был 91 год, она говорила о движении за освобождение женщин: «Я практически готова присоединиться к ним. Конечно, на деле я всегда была с ними».

Карьера Каннингем и история её жизни позволяют нам бросить взгляд на то, как жилось в то время женщинам-художницам.

Она стремилась к взаимной поддержке среди женщин, создавая вокруг себя сообщество художниц, и будучи наставницей для многих из них. Она присоединилась к Женской Художественной Лиге (Women’s Art League) в Сан-Франциско, где состояла фотограф Доротея Ланж (Dorothea Lange), и была весьма близка со скульптором Рут Асавой (Ruth Asawa), несмотря на их 43-летнюю разницу в возрасте.

Автопортрет, 1910. Platinum print, 4 13/16 × 3 1/8 in. Getty Museum, 87.XM.74.7. © Imogen Cunningham Trust

Карьера и конфликт в семье

В 31 год Каннингем вышла замуж за художника Роя Партриджа, который хотел, чтобы именно его карьера и забота о нём вышли для неё на первый план. Позже, по мере того, как его значение как художника понижалось, а известность Аймождин росла, он становился всё более завистливым и ревнивым.

В 1917 году, Партридж месяцами ездил на этюды, оставляя ребёнка на попечении Каннингем. Аймоджин была в тот момент беременна двойней, и в конце концов она собрала вещи и отправилась за ним, чтобы быть вместе с мужем и поближе к своим родителям. Её стеклянные негативы были слишком тяжелыми, чтобы везти их все, так что она не вынуждена была просто уничтожить многие из них, что было ещё одним сигналом того, насколько второстепенной считалась её работа рядом с работой мужа.

И всё же Аймоджин продолжала развивать свою карьеру в фотографии, совмещая это с заботой о детях и поддержкой художественной карьеры мужа. Однако напряжение между работой и семейной жизнью нарастало. В 1934 году, Каннингем получила приглашение приехать в Нью-Йорк от редактора Vanity Fair, чтобы сделать фотографии для журнала. После того, как она отказалась отложить поездку, чтобы согласовать её время с графиком мужа, он подал на развод, положивший конец 19-летнему браку.

После развода у Каннингем начались финансовые проблемы. Великая Депрессия, а затем Вторая Мировая война весьма значительно ограничили возможности художника. Тем не менее, она старалась и в этой ситуации находить баланс между заработком, таким как изготовление заказных портретов, и продолжением художественной работы.

Алоэ, 1925. Gelatin silver print, 8 3/16 × 6 1/2 in. Getty Museum, 87.XM.74.1. © Imogen Cunningham Trust

Продвижение равноправия для всех

Приверженность Каннингем к социальному равноправию видна как в её работе, так и в её дружеских отношениях.

Она делала портреты людей из сообществ, находящихся «вне общего поля зрения», что демонстрирует её отношение к таким вещам. Одна из этих фотографий — портрет Стена Роя, молодого афроамериканца, который прикрывает рукой половину своего лица. В 1961 году её работа получила признание Национальной Городской лиги (National Urban League), правозащитной организации, за свой «мультирасовый характер»

В 1963 году она приняла участие в Марше за свободу в Сан-Франциско, посвящённом борьбе за гражданские права и равенство рас. Также она была открытым противником войны во Вьетнаме, и писала в газеты открытые письма, призывающие к её окончанию.

У Каннингем была долгая карьера, и она постоянно развивала свой стиль и свои темы. Но одному предмету она сохраняла верность всю свою жизнь, и это — обнаженный портрет. Она делала обнаженные фотографии, как мужчин, так и женщин, исследуя тему сексуальности и гендерных ролей. Это был смелый выбор для середины 1990-х годов, когда женские «ню» снимали практически исключительно художники-мужчины, а о мужских «ню», снятых женщинами, практически никто и не слыхивал.

В интервью, которое Аймоджин Каннингем дала в 1976 году, примерно за два месяца до смерти, на вопрос о том, какая из фотографий её любимая, она ответила: «Та, которую я сделаю завтра».

Стен, Сан-Франциско, 1959. Gelatin silver print, 9 1/2 × 7 1/16 in. Lopez Island, Washington, Imogen Cunningham Trust, L- R 248.2015. © Imogen Cunningham Trust

Другая рука, 1973. Gelatin silver print, 9 1/8 × 7 1/2 in. Lopez Island, Washington, Imogen Cunningham Trust, C1442. © Imogen Cunningham Trust

Оригинал на сайте Getty Museum
Перевод с английского Александра Курловича