В МоМА, мы верим в важную роль фотокниг. Первая книга, иллюстрированная фотографиями, «Фотографии британских водорослей: впечатления в цианотипах» (Photographs of British Algae: Cyanotype Impressions ) Анны Аткинс (Anna Atkins), опубликованная в 1843 году, на заре развития фотографии как медиа. Хотя 20-й век ознаменовался появлением крупных публикаций, которые способствовали признанию фотографии как вида искусства, нынешний век представляет фотокнигу в совершенно новом свете. С 2000 года, число издательств, публикующих фотокниги, увеличилось в пять раз, и сам жанр достиг нового уровня изобретательности, экспериментальности, осведомлённости, качества и изысканности. Уже не кажется необычным когда молодой фотограф больше озабочен публикацией фотокниги, чем проведением выставки. Короче говоря, фотокнига ещё никогда не была таким важным элементом фотографического творчества.

MoMA сыграл активную роль в этом развитии. Книга «Уолкер Эванс: Американские фотографии» (Walker Evans: American Photographs), опубликованная в 1938 году и сопровождавшаяся монографической выставкой в Музее, положила начало мощной книгоиздательской программе. Сегодня, МоМА продолжает активно поддерживать феномен фотокниги. Вместе с живописью, фотографическими отпечатками и скульптурами в экспозиционных галереях Музея показывается коллекция фотокниг. Наша библиотека реализует интенсивную и тщательно подобранную программу приобретения и хранения публикаций, доступных для публики.

Сейчас мы совместно запускаем новый ежегодный праздник фотокниги. Список ниже содержит десять наших любимых фотокниг, выпущенных между июлем 2020 и августом 2021 года. Все эти книги находятся в коллекции библиотеки, и доступны для приобретения в Дизайнерском магазине. Мы предложили нашим коллегам из департаментов Фотографии и Архива, Библиотеки и Исследовательских коллекций сделать краткие описания этих выдающихся изданий.

Клеман Шеру (Clément Chéroux), Джоэл (Joel) и Энн Эренкранц (Anne Ehrenkranz), главный куратор отдела фотографии, и Мишель Эллиотт (Michelle Elligott), руководитель архива, библиотеки и исследовательских коллекций


Наши любимые фотокниги 2021

Отобранные Клеманом Шеру

  • Стефен Чоу, Хуии Лин «Линия бедности» (Stefen Chow, Huiyi Lin, The Poverty Line (Lars Müller Publishers, 2021)
  • Бике Депуарте «Агата» (Bieke Depoorter, Agata (Des Palais, 2021))
  • Рахим Форчун «Я не могу видеть, как ты плачешь» (Rahim Fortune, I Can’t Stand to See You Cry (Loose Joints, 2021))
  • Сэмюел Фоссо SIXSIXSIX (The Walther Collection, Steidl, 2020
  • ЛаТойя Руби Фрейзер, «Последний круиз» (LaToya Ruby Frazier, The Last Cruze (The Renaissance Society at the University of Chicago, 2020)
  • Сэйити Фуруя, Кристин Госслер «Лицом к лицу» (• Seiichi Furuya, Christine Gössler, Face to Face (Chose Commune, 2020)
  • Тарра Крайняк, «Сад расходящихся тропок» (Tarrah Krajnak, El jardín de senderos que se bifurcan (Dais Book, 2021)
  • Диана Маркосян, «Санта Барбара» (Diana Markosian, Santa Barbara (Aperture, 2020))
  • Пачифико Силано «Я хотел бы никогда не увидеть света» (Pacifico Silano, I Wish I Never Saw the Sunshine (Loose Joints, 2021))
  • Тарин Симон «Цвет глаза блохи, коллекция изображений» (Taryn Simon, The Color of a Flea’s Eye, The Picture Collection (Cahiers d’Art, 2020))

Стефен Чоу, Хуии Лин «Линия бедности»

Первая обложка книги «Линия бедности» двух сингапурских авторов, живущих в Пекине, сделана в виде газетной страницы, что вызывает ассоциацию с пищей, купленной на рынке и завёрнутой в газету. Внутри — фрукты, овощи, протеины, всякие закуски и каши — вся та повседневная пища, которую может купить человек, находящийся за чертой бедности. Фотографии сделаны в 36 странах, и везде местная еда лежит на странице местной газеты.

Этот проект по своей сути предполагает межнациональные сравнения. Обилие шпината, который можно купить в Норвегии, подчеркивает недоступность свежих овощей в других странах, предполагая, что некоторые правительства устанавливают черту бедности на неприемлемом уровне. Разброс уровня богатства и бедности в Соединённых Штатах демонстрирует кучка сушеных конских бобов, лежащая поверх газетной статьи, рекламирующей особняки для отдыха. Неравномерность развития ярче всего проявляется на Мадагаскаре, где 75% населения живёт ниже черты бедности. Единственная рыбка, которую можно купить там на дневной доход, лежит на французской газете, намекая на историю колонизации и освобождения.

Совокупный эффект от просмотра кусочка за кусочком вкусной еды — это голод — реакция, которая кажется подходящей для книги, посвященной тому, чтобы сделать бедность ощутимой, выражая ее буквально как пропитание или ее отсутствие.

Дана Острандер, ассистент куратора, департамент фотографии


Бике Депуарте «Агата»

Комната в арт-сквоте, выкрашенная в розовый цвет. Молодая женщина в купальнике цвета фуксии, с татуировкой в виде креста меж грудей; и печатный текст, в котором фотограф сообщает, что хочет закончить работу с моделью — это мощная обложка книги Бике Депуарте «Агата». Родившаяся в Бельгии в 1986 году, получившая образование в Королевской Академии Изящных искусств в Генте, Депуарте принадлежит к новому поколению женщин-фотографов, которые радикально обновили «Магнум», знаменитый кооператив, основанный в 1947 году Робертом Капой (Robert Capa), Анри Картье-Брессоном (Henri Cartier-Bresson), Джорджем Роджером (George Roger), Дэвидом Сеймуром (David Seymour (Chim)) и Уильямом Вандивертом (William Vandivert). За последние десять лет, Депуарте сделала большую и изобретательную работу, которая началась со случайной встречи и переросла в длительное сотрудничество.

Последняя работа Депуарте сделана с польской художницей, перформансисткой и секс-работницей Агатой Корбус (Agata Korbus aka Agata Kay), которая является единственным объектом книги. Женщины встретились в стриптиз-клубе в Париже в 2017 году. Случайные и эпизодические отношения впоследствии развивались. Каждая из их встреч — в Греции, Ливане, Германии или Франции, — давала возможность сделать много новых фотографий, составляющих разные главы книги.

Дизайн книги сделан Рамоном Пезом (Ramon Pez) в сотрудничестве с Депуарте. Книга имеет большой формат и мягкую, гибкую обложку. Фотографии, почти все из которых сделаны вечером и ночью, расположены на чёрном фоне, что придаёт всей работе единый тёмный тон. Переписка между фотографом и моделью перемежает фотографии. Для создания плавности, которая не прерывалась бы разворотами, некоторые изображения обрезаются по внешнему краю и переходят на следующую двойную страницу. Что еще интереснее: в томе, который был в японском переплете, в складках страниц спрятаны другие изображения, как если бы в книге была книга.

Клеман Шеру, Джоэл и Энн Эренкранц, главный куратор отдела фотографии


Рахим Форчун «Я не могу видеть, как ты плачешь»

Книга Рахима Форчуна начинается с захватывающего портрета мужчины: без рубашки, с пирсингом, с татуировками, в кожаных штанах поверх джинсовой ткани, руки опущены, пальцы вытянуты. Он решительно смотрит в камеру, и учитывая расположение снимка в книге, это выглядит как приглашение к знакомству с жизнью темнокожих в Техасе в 2020, с ним как проводником. Следующая фотография — резкие зимние тени от дерева за окном, отбрасываемые на белый штакетник.

Несколькими страницами позже мы видим пустую кровать в доме с медицинским оборудованием, тихую сцену, мягко нарушаемую лишь движением потолочного вентилятора, и нечеткий фрагмент возле платяного шкафа. На всех фотографиях есть намёки на присутствие чего-то, более или менее явные. Они меняются от дуновения бриза на бельё до искорёженных металлических ворот или витрины, заколоченной фанерой. И в человеческих отношениях диапазон столь же широк — от нежных объятий, как на обложке, до пересекающего татуировку хирургического шва, следа от пули полицейского.

«Я не могу видеть, как ты плачешь» затрагивает ухудшение здоровья и смерть одного из родителей автора, пандемию коронавируса и ситуацию с BLM. Относительно малое количество текста в книге отдаёт фотографиям лидирующее положение, а последовательность изображений определяет впечатляющую точность. Отчасти элегия, отчасти эссе о времени и месте, книга Фортуны борется с любовью, горем, семьей, обществом и присутствием истории и тех, кто предшествовал нам, и все это тонко передано в точных градациях тонов черно-белых фотографий.

Фил Тейлор, ассистент куратора, департамент фотографии


Сэмюел Фоссо SIXSIXSIX

По мнению живущего в Париже фотографа камерунского происхождения Сэмюела Фоссо, несчастья преследуют его всю жизнь, и они вдохновили его на серию полароидных работ SIXSIXSIX. Автор объясняет, что название серии — «число зверя», или дьявольское число, по Библии — 666.

На протяжении двух месяцев в 2015 году, он фотографировал себя сидящим в одном и том же кресле, в одной и той же позе, стараясь охватить широкий спектр эмоций. Все фотографии сделаны на одном и том же насыщенно-бордовом фоне, который никогда не освещён слишком ярко или слишком слабо, и фокус везде на лице. Эти изображения практически одинаковы и одновременно они очень разные.

Фоссо удалось зафиксировать, как мы, люди, можем чувствовать широчайший спектр эмоций и выражать его. Листая эти 666 автопортретов большого формата, трудно найти одинаковые выражения. То, что чувствовал Фоссо в момент съёмки, запечатлено на каждой фотографии. Как объясняет автор: «в течение всей жизни есть моменты счастья, несчастья, веселья и так далее, и наше лицо выражает всё это, пока мы живём. Потому что, пока мы живём, нас перемалывает эта мельница!»

Джиллиан Суарес, глава библиотечной службы, архивов, библиотеки и исследовательских коллекций


ЛаТойя Руби Фрейзер, «Последний круиз»

В книге «Последний круиз» ЛаТойя Руби Фрейзер рассказывает о последствиях решения «реорганизовать» свой завод в Лордстауне, штат Огайо, принятого «Дженерал Моторс» в ноябре 2018 года. После более чем 50 лет эксплуатации в марте 2019 года GM прекратила производство Chevrolet Cruze, в результате чего около 2000 заводских рабочих и их семьи были вынуждены покинуть свои дома. Эти события привели к исторической утрате наследия в Лордстауне, что привлекло повышенное внимание к небольшому городку «Ржавого Пояса», который стал предметом политических споров.

В книге чёрно-белые портреты представителей рабочего класса соседствуют с их жесткими свидетельствами, и перемежаются цветными фотографиями, сделанными Кейси Кингом, рабочим и профсоюзным фотографом, на заводе, куда Фрейзер для съёмки не допустили.

Точный исследовательский проект The Last Cruze включает в себя хронологию истории профсоюзов в Америке и серию глубоких эссе писательницы Коко Фуско (Coco Fusco), историка искусства Бенджамина Янга (Benjamin J. Young), кураторов Карстена Лунда (Karsten Lund) и Сольвейг Овстебё (Solveig Øvstebø) и социолога Вернера Ланге (Werner Lange), наряду с интервью с географом-марксистом Дэвидом Харви (David Harvey), сенатором США Шерродом Брауном (Sherrod Brown) и драматургом Линн Ноттэдж (Lynn Nottage).

Проект Фрейзера расширяет обширную коллекцию социально ориентированных фотокниг Гордона Паркса (Gordon Parks) и связан с концептуальными практиками Марты Рослер (Martha Rosler) и Аллана Секулы (Allan Sekula).

Роксана Маркочи, старший куратор отдела фотографии


Сэйити Фуруя, Кристин Госслер «Лицом к лицу»

Сэйити Фуруя широко известен благодаря серии портретов своей жены, Кристин Госслер, которая была начата в год их встречи в 1978 году и продолжалась семь лет, до суицида Кристин в 1985. «Видеть её, фотографировать её, и затем видеть её портреты, было для меня одновременно открытием себя, взглядом на себя, самопознанием», — писал фотограф в 1980. Десятилетиями после её смерти Фуруя возвращался к этим съёмкам раз за разом, и показывал их зрителям в серии из пяти фотокниг с общим названием «Воспоминания» (Mémoires).

Как зритель, после многолетних встреч с этими фотографиями, я тоже сроднилась с глубокими глазами и прямыми тёмными волосами Госслер, и глядя на эти снимки, я чувствую сердечную боль, зная, что когда-нибудь после того, как фотография будет сделана, она покончит с собой. Но новый слой этой истории добавился в 2018, когда, разобрав в хронологическом порядке фотографии, которые делала Госслер, Фуруя осознал, что нередко он снимал её, а она в то же время делала его портрет, они были лицом к лицу. Эта книга собрала вместе 150 фотографий, составленных в пары. В дополнение к первой истории, мы видим теперь сложный рассказ о взаимоотношениях, прошедших через разные города, отношений, включающих рождение ребёнка (в 1981 году), и имеющих двух участников.

Люси Галлун, Младший куратор отдела фотографии


Тарра Крайняк, «Сад расходящихся тропок»

Под тонкой, скромной коричневой суперобложкой книга Тарры Крайняк объединяет широкий круг подходов и процессов, собранный за много лет. Съёмки перформансов, фотографии, вырезанные из журналов, фото на паспорт, найденные где-то, ксерокопии, репродукции постановочных портретов и вплетённые во всё это невероятно пронзительные тексты самой художницы.

По сути, эта книга — проработка отношения автора к своей малой родине (Лима, Перу) — с её точки зрения «международного приёмыша» — мигранта. «Когда я вернулась в Лиму взрослой впервые, мне было уже 30 лет. Я как бы чувствовала себя вне тела, но моё тело было там», — пишет фотограф. «У меня было сильное чувство параллельного существования и ощущение утраты или скорби в телесном изгнании».

Используя пересъёмку, повторы изображения и текста, а также разные экспериментальные техники, она раскрывает основное содержание своей работы: время, беспорядок, эмоции. Как художник, глубоко заинтересованный в материальности фотографии — она исследует различные техники и получает отпечатки своих работ в тёмной комнате — Крайняк обнаруживает в этом проекте, что «фотографический процесс как таковой» может стать началом персональных открытий.

Люси Галлун, Младший куратор отдела фотографии


Диана Маркосян, «Санта Барбара»

Детальный проект «Санта Барбара» — первая книга американского фотографа с армянскими корнями Дианы Маркосян. Перемежая кадры из фильмов и постановочную, художественную драматизацию, повествование воссоздает отъезд художницы в 1990-е годы, когда ей было семь лет, вместе с ее матерью и старшим братом из постсоветской России в США. Вдохновлённая Американской мыльной оперой 80-х «Санта Барбара», которую Маркосян смотрела ребёнком, история рассказывается с точки зрения матери художницы.

Маркосян сотрудничала с Линдой Майлз (Lynda Myles), одной из сценаристок оригинального сериала, и собрала команду актёров, которые играли её семью. История рассказывает о надежде и разочаровании в Американской мечте в семи фрагментах. Начинается всё с путешествия из московской квартиры до аэропорта в Лос-Анджелесе, дальше идёт мамино замужество за пожилым американцем в Санта Барбаре, начала новой жизни в Калифорнии, и затем идёт переезд в Сан-Франциско через несколько лет, после развода матери.

Книга перемешивает реальность и кинематограф, чтобы рассказать историю иммигрантов. На первой обложке — съёмка с телеэкрана, мужчина и женщина, оба в профиль, смотрят друг на друга через название книги. На форзацах — глянцевые силуэты пальм на матовой чёрной бумаге, фирменный мотив калифорнийского дизайна.

Роксана Маркочи, старший куратор отдела фотографии


Пачифико Силано «Я хотел бы никогда не увидеть света»

Складки и фрагменты, эротика потрепанных отпечатков и потёртых переплетов чувственного архива журналов с гей-порно 1970-х годов — вот исходный материал Пачифико Силано. Крупные планы его копировального стенда говорят о материальной природе использованных источников. То, как могут ложиться или складываться страницы при копировании, практически реализуя монтаж без необходимости в вырезании, склеивании или использовании цифровых приёмов коллажа. В складках «гармошки» этой книги фотографические элементы легко сменяют друг друга. Края фотографий обычно совпадают со сгибами, но подчас расположены нарочито неправильно, подчёркивая надломленные складки или свободную бумагу.

Трюк книги состоит в том, что зрителя приглашают экспериментировать с этой гармошкой немелованной бумаги, преобразуя её в новые фотоскульптурные конфигурации, повторяя эксперименты, как художника, так и бесчисленных анонимных зрителей, рассматривавших когда-то элементы будущей книги. Вам можно потрогать швы и края заготовок. Монтаж Силано одновременно усиливает физическую сущность архива и разрушает его упорядоченность. Сексуальность скорее провозглашена, чем явлена, фрагменты обнаженных мужских тел дразнят абстрактную графику и цветные полосы. Созданные из фрагментов местности и декора, пейзажи и натюрморты создают основу для фантазии и желания выразить эротику, встроенную в исторический взгляд. Эти жанровые компоненты, в сочетании с дополнительным измерением, созданным хроматическими узорами, придают проекту особое настроение, которое, по словам автора, сродни «лихорадочной мечте». Это тоскливое удовольствие, отягощенное неявным намеком на то, что образы из снов возникают в период до пандемии СПИДа. Считать ли крупный план закрытого глаза в начале книги подмигиванием или отказом оглянуться назад?

Фил Тейлор, ассистент куратора, департамент фотографии


Тарин Саймон «Цвет глаза блохи, коллекция изображений»

Частично фотокнига, частично выставочный каталог, частично административный архив — проект «Цвет глаза блохи...» Тарин Симон создавался девять лет. Выбрав легендарную коллекцию изображений в Нью-Йоркской публичной библиотеке в качестве предмета и среды, Симон буквально копалась в файлах, чтобы найти свои источники, и в рамках, по сути своей, метапроекта, она сделала снимки картинок.

Коллекция изображений, основанная в 1915 году, уже давно является прибежищем для тех, кто ищет визуальные ссылки любого мыслимого характера, от художников и дизайнеров до журналистов, историков и просто визуально любознательных; Симон была очарована коллекцией с детских лет. Этот банк изображений был создан ещё до эпохи Интернета, с её половодьем картинок. Работники коллекции вручную вырезали изображения и помещали фотографии в определенный субъективный каталог, который включал такие тематические разделы, как Заброшенные здания и города, Несчастные случаи, Разбитые предметы, Рукопожатие, Ночные сцены, Бумага — форзацы, Виды сзади, Запах, НЛО и Богатство.

Симон упорядочила содержание каталожных папок и запечатлела на широкоформатных фотографиях. При этом слабо связанные изображения складывались в таблицы, которые можно предлагать как некую сеть, создавать сложные шаблоны, воспринимать как простые хроматические таблицы или результаты поиска по ключевым словам онлайн. В качестве приятного дополнения к материальности книги изображения Симон представляют собой 57 индивидуально собранных вручную листов с использованием множества уникальных видов бумаги. В книге также есть большой (более 200 страниц) раздел, посвященный репродукциям архивных материалов в Коллекции изображений.

В общем, «Цвет глаза блохи» отражает давний интерес Симон к визуальному исследованию институтов, систем организации, сетей и родства.

Мишель Элиготт, Директор Архива, Библиотеки и Исследовательских коллекций


Оригинал на сайте MoMA
Перевод с английского Александра Курловича