В самом начале января в серии «Пальмира-искусство» вышла новая книга искусствоведа Екатерины Васильевой о фотографии. Это не первая работа автора. Предыдущий труд — «Внелогическая форма и фотография» стал важным событием, сформировав фундаментальный формообразующий вектор в области изучения фотографии.

Новая книга — «36 эссе о фотографах» — это работа иного рода. Перед нами книга, максимально приближенная к массовому формату. Книга представляет собой сборник из 36 эссе, каждое из который посвящено одному фотографу ХХ столетия. Но, несмотря на видимую простоту (сборник биографий), этот текст гораздо масштабнее и сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Эссе, представленные в книге, дают крайне обстоятельный и глубокий взгляд на каждую персоналию. Это отнюдь не поверхностное изложение биографических фактов, которые могли бы превратить книгу такого формата в аналог краткой энциклопедии или справочника. «36 эссе о фотографах» — это не только 36 кадров пленки (как указано в аннотации). Это 36 феноменов, связанных с историей фотографии, ее развитием, изменением ее концепций и способов видения.

Вопреки ожиданиям, мы сталкиваемся не столько с набором житейских историй, сколько с очень серьезным аналитическим текстом, восприятие которого облегчает биографический формат. По-сути, перед нами — очень глубокая и обстоятельная история фотографии ХХ века, выстроенная в алфавитном порядке имен ее основных представителей. По большому счету, у этой работы нет аналогов с точки зрения формата. Подавляющее большинство биографических сборников о фотографии — это крайне общие фрагменты текста, которые позволяют сформировать лишь самые поверхностные представления о той или другой персоналии. Единственный ориентир для сравнения — биографические штудии Розалинды Краусс, где использован схожий принцип: биография как феномен, явление, прецедент.

У этого биографического решения есть еще одно преимущество. В одной работе оказались собраны фигуры важнейших мастеров фотографии ХХ века — материал, который долгие годы был разбросан по случайным справочникам и сайтам, носил крайне фрагментарный, хаотичный или поверхностный характер. Теперь в одном издании можно прочитать обстоятельный рассказ и о Блоссфельдте, и о Картье-Брессоне, и о Дагере, и о Арбус. Важный момент — в книге множество персоналий, которые представлены в русскоязычном аналитическом пространстве крайне слабо. Фактически, «36 эссе о фотографах» вводит в русскоязычный исследовательский оборот имена Криса Киллипа, Франчески Вудман, Шарля Марвиля — о них очень мало написано на русском языке. В книгу включен один из первых масштабных текстов о Берндте и Хиле Бехер, о Брюсе Дэвидсоне и т. д.

Но самое обаятельное качество книги — это даже не новизна или обстоятельность изложения. Самое обаятельное — это субъективный взгляд. Способность на частное, крайне индивидуальное личное мнение, которое основано на феноменальном знании материала и требует безусловной внутренней смелости. Это важный проект, ориентированный на гуманистические ценности и посвященный им. Важное качество книги — не только ее аналитическая глубина, но и личная интонация, которая позволяет безошибочно сориентироваться в истории фотографии ХХ века.

36 эссе о фотографах
Екатерина Васильева
15х21 см, 256 стр., мягкая обложка
Издательство: RUGRAM Пальмира
ISBN 978-5-517-04618-5