Книга «Скрипка» фотографа, художника, кино-оператора Евгения Алексеевича Павлова. Источник: rodovid.net

Павлов Є., Павлова Т. Скрипка.
Київ: РОДОВИД, 2018, 128 с.
ISBN 978-617-7482-26-9 

Фотографической серии «Скрипка» (1972) вполне могло не быть, если бы реализовалась спонтанная идея харьковского фотографа Е. Павлова «снять картинку — мужчина стоит голый в воде и играет на баяне на фоне заходящего неба»1. Однако жребий пал на скрипку.

Скрипка — элемент (факт) средневековой культуры волею автора вместе с группой молодых людей была перемещена в архаический хронотоп. Словно гоголевский «нос» или дюшановский «фонтан» скрипка оказывается в неестественной для нее игровой ситуации. Обладая антропоморфными чертами, она переходит из рук в руки участников группы, «переживает экзистенциальные состояния» — «поет», «плачет», «остается в одиночестве», безмолвствует и снова обретает спутника. Этот нарратив накладывается автором на другой, связанный с символическим путешествием неофициального сообщества молодых людей — «обобщенного героя культуры» в повествовании («хора» — в античной драме) через границу семантического поля из обжитого пространства «здесь», где «все свои», жизнь безопасна, в другое пространство «там», где управляют враждебные силы. «Обобщенный образ героя культуры символизирует каждого человека из общности «мы» данной культуры»2.

Павлов Евгений Алексеевич. Из серии «Скрипка», № 2. Фотографический отпечаток. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В фотографической серии «Скрипка» (1972) Е. Павлов отражает мировосприятие молодых людей в Советском Союзе, воодушевленных протестными движениями в мире и движением «хиппи» во второй половине 1960-х годов. Автор и другие участники группы чувствовали себя комфортно в середине неофициального сообщества, однако, стремились уйти «прочь от реальности», чтобы найти ответы на «вечные» — философские вопросы, которые они ставили перед собой, подобно П. Гогену (1897–1898): «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Во время путешествия из индустриального Харькова за город автор создает игровые ситуации, используя в качестве игровых предметов то, что оказалось «под рукой» во время съемки — веревку, привязанную к дереву, интерьер вагона и другое, а также «ready-made» — скрипку, фетиш высокого искусства, согласно Т. Павловой3. Е. Павлов задает определенные правила игры в форме архаического хронотопа и съемки обнаженной мужской натуры. В качестве средства («языка-интегратора») для поиска ответов на поставленные философские вопросы он использует язык архаического ритуала, в котором были задействованы все участники группы, — мимику, жест, танец, т. е. язык художественной акции.

Павлов Евгений Алексеевич. Из серии «Скрипка», № 4. Фотографический отпечаток. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сюжет повествования разворачивается на фоне первозданного буколического пейзажа. Переход подростка в ранг взрослого в архаике сопровождался символическим погружением в «реку времён», принесением жертвы, уходом в лес и возвращением к привычному миропорядку в новом статусе. «Обобщенный герой культуры» в серии «Скрипка» проходит символический ритуал инициации. Эта сцена остается «за кадром» основного нарратива (1972). Однако мы можем её увидеть в расширенной исходной версии серии в книге, выпущенной в издательстве «РОДОВИД» (2018).

Используя «портретный ряд старого искусства», Е. Павлов моделирует виртуальное пространство свободы, как бы примеряя на себя различные образы, то образ «аркадского пастуха», то посланника «занебесного мира», то Гермеса, то Аполлона, то Нарцисса, то философа — человека, идущего прочь от «реки времен», то «фланера» — «вечного странника» — музыканта, который едет, как бродяга, в тамбуре поезда в неизвестном направлении. «Способность увидеть себя как бы "со стороны", "себя как другого" — сложное приобретение индивидуального развития человека»4. Символический путь «обобщенного героя культуры» в серии означает вечный, закономерно повторяющийся природно-жизненный цикл. Появление автора в кадре соответствует актуализации индивида, что отсылает к появлению персонажа в античной драме — первого актера, выделившегося из среды хора. Кульминационным моментом в повествовании является символическая встреча автора и его медиума — скрипки.

Павлов Евгений Алексеевич. Из серии «Скрипка», № 7. Фотографический отпечаток. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главной характеристикой скрипки, как музыкального инструмента, является певучесть. Музыкант должен «приспособить свой организм к требованиям инструмента, а инструмент подчинить... своему организму так, чтобы игра сделалась не рядом напряженных усилий... музыканта, но вольным, почти бессознательным проявлением его музыкального чувства; чтобы он играл, как он дышит, свободно и естественно»5.

Скрипка, помещенная в архаический хронотоп, перестает быть сакральной вещью. Автору повествования удается, с одной стороны, стать на «иконоборческую» позицию, подчеркнуть смеховую виртуальную природу разыгрываемого действия. С другой стороны, божественный «логос» — истина бытия, проявляется в наибольшей степени в сценах, где скрипка безмолвствует. Молчание, пауза — один из сильнейших приемов воздействия в драматическом и музыкальном искусстве, соответствует в повествовании переходу «обобщенного героя культуры» из компульсивного состояния к состоянию осознанности.

Павлов Евгений Алексеевич. Из серии «Скрипка», № 9. Фотографический отпечаток. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Павлов Евгений Алексеевич. Из серии «Скрипка», № 9. Фотографический отпечаток. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Осмеяние, сведение в ничто ценностных установок, навязанных идеологической системой в СССР в 1960-е — начале 1970-х годов, театральность, зрелищность, стилизация, серийность, соединение репортажной и постановочной фотографии, нарративность, «включенное» восприятие, применяемые Е. Павловым в серии «Скрипка», создают мощное суггестивное воздействие на зрителя. Зрелищность лапидарной версии серии, состоящей из десяти кадров, достигается автором путем использования ракурсной съемки, геометрической композиции, создающей динамику в кадре; свето-тональных эффектов; широкоугольного объектива; комбинирования монтажных кадров различных форматов. Пройдя определенный путь творческого развития в процессе работы над серией «Скрипка», Е. Павлов трансформируется из фотографа-оператора, регистрирующего хеппенинг группы молодых людей на камеру, в фотографа-режиссера, обладающего субъективным взглядом на фотографию. Таким образом, автор показательно совершает свой жизненный путь в актуальном для него культурном пространстве, становится героем современной (contemporary) культуры.

Разворот книги «Скрипка». Источник: rodovid.net

Книга «Скрипка» фотографа, художника, кино-оператора Евгения Алексеевича Павлова (род. в 1949 г.), живущего и работающего в Харькове (Украина), была выпущена издательством «РОДОВИД» в 2018 году. В создании книги принимали участие дизайн-студия «GRAFPROM», Т. В. Павлова (Ильюшина) — д-р искусствоведения, проф. кафедры визуальных практик ХГАДИ, автор многочисленных научных публикаций, создатель теоретического дискурса «Харьковская школа фотографии». Книга выпущена на двух языках (eng., рус.). На ХХVI Форуме книгоиздателей во Львове книга «Скрипка» получила награду в номинации «Визуальная книга».

Книга сконструирована специфическим, присущим искусству кино, изобразительно-монтажным методом. Содержание книги разделено на эпизоды (от греч. epeisodion — вступающий), сцены и отдельные кадры. В данном случае, эпизоды — самостоятельные тексты в книге, которые определяют основную линию повествования. Пять эпизодов книги включают фотографические кадры и / или описания определенных ситуаций, сопровождавших серию «Скрипка» и её автора с 1968 по 2018 годы.

Изобразительно-монтажная форма книги позволяет свободно устанавливать пространственно-временные связи между элементами повествования. В книге оптически выделено главное, его выразительность усиливается благодаря компаративистике с другими элементами повествования, выделенными по однородным признакам. В визуальной части книги используются «вертикальные» и «горизонтальные» последовательности фотографических изображений и контрольные отпечатки Е. Павлова.

Культурологический анализ, проведенный Т. В. Павловой, включает подробное описание социокультурного контекста, в котором формировалось художественное движение «Харьковская школа фотографии». Автор текста осуществляет феноменологический анализ и интерпретацию фактов культуры, характеризующие жизненный мир Е. А. Павлова и Т. В. Павловой.

Разворот книги «Скрипка». Источник: rodovid.net

Е. Павлов и Ю. Рупин были инициаторами создания неофициального художественного сообщества — творческой группы «Время» в 1971 году в Харькове, развивающего субъективный взгляд на фотографию. В состав группы входило семь человек (О. Малеваный, Б. Михайлов, Е. Павлов, Ю. Рупин, А. Ситниченко, А. Супрун, Г. Тубалев), с 1974 года к ним присоединился А. Макиенко6. Единственной публичной выставкой группы «Время» в Харькове была временная выставка в Доме ученых в 1983 году, где была представлена серия фотографий Е. Павлова «Скрипка» (1972), а также Ю. Рупиным был озвучен манифест группы — «Теория удара». Группа «Время», возникшая в среде официального сообщества — Харьковского областного фото-клуба7 (ХОФК), дала начало художественному движению «Харьковская школа фотографии».

Эпизод первый «Скрипка Павлова» (автор текста — Т. В. Павлова) повествует о начале художественного пути Е. Павлова, об истории создания серии фотографий «Скрипка» (1972), об интенциях автора серии, обнаруженных в разные годы отечественными и зарубежными исследователями; о публикациях в зарубежных изданиях «Fotografia»8 (1973), «Българско фото» (1987) и первой публикации о творчестве Е. Павлова в журнале «Советское фото»9 (1990); о трансформации выставочного формата серии с течением времени, об историческом и социокультурном контексте возникновения группы «Время» (Харьков, 1971) и др.

Эпизод второй «1972 год. „Скрипка“ и другое, начиная с 1968» (автор — Е. Павлов) включает контрольные отпечатки кадров, открытый ряд фотографических изображений, созданных в означенный период.

Разворот книги «Скрипка». Источник: rodovid.net

Эпизод третий «The Shoot» / «Съемка» (автор — Е. Павлов) включает избранные съемочные кадры (65 кадров), созданные в мае 1972 года, которые остались за пределами основного нарратива. Они заполняют некоторые смысловые пропуски в сюжете повествования и раскрывают процесс творческого поиска автора.

Эпизод четвертый «10. 1972 edition» (автор — E. Павлов) включает десять монтажных кадров. Серия фотографий «Скрипка» (1972) представляет собой философский нарратив10. Контакт одной культурной традиции с другой культурной традицией — актуальная философская проблема для любой культурно-исторической эпохи. Определение отношений автора серии, типичного представителя художественного Авангарда Харькова начала 1970-х годов, к миру культуры, в котором он живет и его окружению, является целью повествования. В ближайшем окружении Е. Павлова в этот период находятся студенты и выпускники ВУЗов, члены группы «Время» и ХОФК. Основное действие разворачивается на фоне пейзажа Слобожанщины и в поезде, где группа молодых людей совершает символическое путешествие в поисках собственной культурной идентичности. Агентом в повествовании выступает «обобщенный герой культуры», представитель поколения «беби-бумеров» в СССР, к которому относится Е. Павлов. Помещенный в архаический хронотоп, Агент преодолевает «пограничную» ситуацию. В серии создан ряд виртуальных образов автора и образ символической встречи Автора с Его медиумом.

Эпизод пятый «Евгений Павлов» (автор — Т. В. Павлова) отражает творческую биографию автора серии «Скрипка». Е. Павлов вносит новое — концептуальное содержание в ряд фотографических изображений уже в 1972 году. Экспериментируя с художественной формой далее, Е. Павлов использует, кроме традиционного языка фотографии, язык художественной акции, искусства кино и живописи, создает жанр «Тотальной фотографии».

Согласно культурологу М. И. Найдорфу, «всякий жизненный факт, может быть воспринят как факт культуры, если увидеть в нём знак, отражающий определенные представления о мире и месте человека в нём.
... и сам человек — каждый из нас — есть тоже «факт культуры», поскольку каждый человек несёт в себе... образ того мира, частью которого он является»11.


1 Іллюшина (Павлова) Т. З ранніх років групи «Час». Парта. 1998. № 2. С. 48.

2 Найдорф М. И. История и теория культуры. Исследования и статьи. https://sites. google. com/site/marknaydorftexts/main_notions? authuser=0 (дата обращения 07.08. 2021)

3 Павлова Т. В. Скрипка Павлова. Київ: РОДОВІД. 2018. С. 6.

4 Найдорф М. И. Там же.

5 Серов А. В. Статьи о музыке. Том. 4. Москва: Музыка, 1988. С. 233.

6 См. подробнее: Павлова Т. В. Фотомистецтво в художній культурі Харкова останньої третини XX століття (на матеріалі пейзажного жанру) : дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.01 / Харківська держ. академія культури. Харків, 2007. 219 арк. + 171 арк. дод. : рис. Рукопис.

7 Харьковский областной фотоклуб располагался в Доме профсоюзов на улице Гамарника.

8 Для украинского фотографического сообщества первая публикация серии «Скрипка» Е. Павлова, включавшая изображение обнаженной мужской натуры, в первом номере польского журнала «Fotografia Journal» (Warsaw) в 1973 году была знаковым явлением.

9 См. : Ильюшина Т. Пейзаж с фигурой художника. Советское фото. № 11. С. 17–22.

10 Целенаправленный методологический анализ конструкта «Философский нарратив» был проведен автором рецензии в рукописи на соискание ученой степени магистра философии. Философский нарратив есть философема, которая имеет структуру нарратива. Структура философского нарратива определяется как взаимосвязь элементов повествования: «Агента», «Окружения», «Цели», «Действия», «Инструмента» и философской проблемы. (см. : Чех Н. Б. «Неоконченная диссертация» Бориса Михайлова: структурно-нарративный анализ фотосерии // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 8. C. 241–258. DOI: 10.28995/2686-7249-2019-8-241-258

11 Найдорф М. И. Там же.


Первая публикация рецензии вышла в Вестнике ХГАДИ:  Чех Н. Символічна подорож «Скрипки» Євгенія Павлова з актуального світу у віртуальний і назад: рецензія (Павлов Є., Павлова Т. Скрипка = Violin. Київ : Родовід, 2018. 128 с.). Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв: зб. наук. пр. / за ред. Є. Котляра. Харків: ХДАДМ, 2021. Вип. 2. С. 389-391.