В 2012 Роксана Савин и её семья переехали в закрытый посёлок для иммигрантов в России. Её позднейшая фотокнига про потерю себя, которую она пережила, попав в это сообщество с жестким гендерным делением.
«Он был расположен в отдалённом районе Подмосковья», – говорит фотограф Роксана Савин, родившаяся в Румынии. «Огороженный посёлок, круглосуточная охрана, все автономно, с тренажерным залом, бассейном, школой, продуктовым магазином и салоном красоты». Савин описывает свой дом на восемь лет, «золотую клетку» для эмигрантов, съехавшихся в Россию со всего мира. Савин и её семья приехали туда в 2012 году, чтобы поддержать работу мужа. «В большинстве случаев, мужчины кормили семью, а женщины, бросив свою карьеру, становились домохозяйками».
Самостоятельно изданная книга Савин, «Я опоздаю сегодня» (I’ll be late tonight), документирует время, проведённое автором в сообществе. «У меня есть юридическое образование, и я работала юрисконсультом. Когда у нас появлялись дети, я ушла с работы, но вернуться оказалось невозможным». Разрешение на работу редко выдаётся супругу («иждивенцу») держателя визы. Савин оказалась в изоляции, став частью группы женщин, заново строящих свою жизнь в новом пространстве, жестко структурированном по гендерному признаку.
«Я боролась с потерей идентичности из-за заключения», – объясняет она. Савин искала удовлетворения, задачи, которая могла удержать её на земле и наполнить его жизнь. Она нашла это в Школе фотографии FINE ART в Москве. «В 2016, я встретила основателя школы и спросила, могу ли я посещать курс. Я была принята в число студентов, и посещала курсы в следующие два года, добираясь туда из резиденции», – рассказывает она. Вместе со своей новой любовью, Савин продолжила обучение, завершив его получением степени в Великобритании в 2020 году.
«Создание этой серии было своеобразным лечением, способом придать осмысленность этой части моей жизни», – добавляет она. «Мы должны были покинуть Россию ради работы моего мужа, но решили остаться, чтобы я могла закончить свою книгу», – объясняет фотограф. «Эти чувства не обсуждаются – женщины ожидают, что они будут опекунами и хранительницами домашнего очага, и постоянно демонстрируют «соответствующее женское поведение». Савин вспоминает поездки в салоны красоты, которыми руководит администрация. «Я чувствовала давление, заставляющее соответствовать стереотипной гендерной роли, в которой непропорционально большое внимание уделялось красоте как важному элементу женственности, а также роли женщины как матери и хранительницы домашнего очага».
Дом чаще всего воспринимается, как место надёжности, безопасности и тепла. Это совсем не похоже на холодность, которая проявляется в серии «Я опоздаю сегодня вечером». Есть такая неприятная «пороговость», неустроенность в этих фотографиях, многие семьи оставляли свои дома почти без меблировки, это для них «времянки». Интерьер становится враждебным и вызывает клаустрофобию; открытые бесплодные пространства заставляют воспринимать город как чужой. Савин играет с этим отчуждением, подрывая свою роль домохозяйки. Её посёлок негостеприимен, некомфортен и беспокоен.
«В качестве домохозяйки, я чувствовала себя невидимкой», – вспоминает Савин. «Я не знала, куда книга приведёт меня, я действовала, повинуясь чувству, что работу надо закончить. Мне пришлось признаться себе в некоторых неприятных вещах». Савин пересоздала себя, создавая новую идентичность, под названием «художник». «Это самая личная моя работа в настоящий момент», – продолжает она. «Я заинтересовалась фотографией, как средством сопротивления, проявлением свободы воли».
Я ОПОЗДАЮ СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ
Фотография и текст: Роксана Савина
Эссе: Клэр Боттомли
Дизайн и верстка книги: Алла Мировская и Роксана Савина
Copyright © дизайн обложки и все фотографии Роксана Савина
Первое издание 300 экз.
Формат: 19x23 см.
Твердый переплет, 67 стр.
Текст на английском
Self-Published
Напечатано в Италии, январь 2021 г.
SBN: 978-2-8399-3191-5
Стоимость доставки будет рассчитана при оформлении заказа.
Оригинал на сайте 1854
Перевод с английского Александра Курловича