Ретроспективная выставка показывает, как фотографии Бея дали чернокожему сообществу Нью-Йорка пространство для самоутверждения и осознания своего места в мире.

Три женщины на параде, Гарлем, Нью-Йорк, 1978

Давуд Бей (Dawoud Bey), родившийся в 1953 году, известен, как один из самых влиятельных и склонных к новаторству фотографов своего поколения. Более сорока лет он фотографировал тему, недостаточно представленную визуально, стараясь стимулировать интерес к истории Афроамериканцев в современном обществе и политическом истэблишменте.  Выставка «Давуд Бей: Американский проект (Dawoud Bey: An American Project) идёт в Музее Американского искусства Уитни до 3 Октября.

Деас МакНил, парикмахер, Гарлем, Нью-Йорк, 1976

Бей начал фотографировать в Гарлеме в 1975 году, в возрасте 22 лет. Хотя он вырос в Куинсе, он быстро познакомился с соседями. Его родители встретились там, и многие родственники считают Гарлем своим домом.

Четверо детей на Ленокс Авеню, Гарлем, Нью-Йорк, 1977

Привязанный к своему району как символу и источнику афроамериканской культуры, Бей старался изобразить живущих там людей как полноценные, сложные личности и быть свободным от стереотипов.

Женщина, ожидающая у дороги, Гарлем, Нью-Йорк, 1976

Бей использовал свою камеру для внимательных размышлений о видимом, о силе и расе, о сообществах и их истории, которая обычно оставалась невидимой. Его работа придаёт новое звучание тому, что значит представлять Америку с камерой.

Две девушки в ресторане Lady D’s, Гарлем, Нью-Йорк, 1976

Он опирался на богатую традицию мастеров портретной и стрит-фотографии Америки, работавших до него, в том числе таких, как ДжеймсВан Дер Зее (James Van Der Zee),  Рой ДеКарава (Roy DeCarava), Ричард Аведон (Richard Avedon), Ирвинг Пенн (Irving Penn), Уолкер Эванс (Walker Evans), и участники мастерской Камоинге (Kamoinge).

Четыре молодых человека после церковной службы, Сиракузы, Нью-Йорк, 1985

В 1985, Бей получил резиденцию в Light Work, в Сиракузах (Нью-Йорк). Резиденции и проекты, выраставшие из них, станут важнейшей частью его карьеры, позволяя фотографу фокусироваться на определённом месте или организации и включать затем полученный результат в свою работу.

Сиракузы, Нью-Йорк, 1985

В этой серии фотографий, сделанной в Сиракузах, Бей создавал общий портрет темнокожего сообщества в городе.

Двое парней, Сиракузы, Нью-Йорк, 1985

Он отмечал: «Это был осознанный выбор, отразить темнокожее сообщество на моих фотографиях, давая им место ещё и на стенах галерей и музеев, где экспонировались работы».

Пара в парке Проспект, Бруклин, Нью-Йорк, 1990

В 1988, Бей решил замедлить свою работу, сдвинувшись в сторону форматных камер и штативов, с помощью которых он делал серию уличных портретов. Он всё больше задумывался над этической стороной традиционной уличной фотографии, «которая предоставляла фотографу преимущество за счёт объекта». Бей стал стремиться к более равным отношениям с портретируемыми, основанным на доверии и взаимосвязи.

Молодой человек, отдыхающий на велотренажере, Амитвилль, Нью-Йорк, 1988

Он начал открыто подходить к незнакомцам, которых хотел сфотографировать, чтобы дать «темнокожим объектам [пространство] заявить о себе и своем присутствии в мире, чтобы их взгляд встречался с глазами зрителя на равных».

Две девушки из марширующего оркестра, Гарлем, Нью-Йорк, 1990

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича