© Сергей Шандин

Открывшаяся 10 июня в Галерее Классической фотографии выставка «ФотоТоп» была анонсирована весьма широко, поэтому не буду пытаться что-то дублировать и кого-то перечислять. Моя заметка – просто попытка изложить впечатление зрителя (хотя и участника).

Прежде всего, эта выставка – событие в российской фотографии, и событие – одно из крупнейших за последние лет десять. Я, конечно, не буду равнять её с «Манежем-89», выставкой к 150-летию фотографии – масштаб, прямо скажем, поменьше. Но что-то общее, безусловно, у этих экспозиций есть.

Сходство это, при всех различиях, состоит в том, что освещение российской фотографии, её известность в глазах публики, по большому счёту, изменилось гораздо меньше, чем мы ждали тогда, в 89-м…. Так и нет стабильной системы «фотограф-галерея-критик-коллекционер», и по прежнему, большая часть выставок делается силами авторов в случайных местах. Соответственно, и публика состоит в основном из «друзей и знакомых Кролика».

© Василий Прудников

Выставка «ФотоТоп», на мой взгляд, помогла фотографам немного встряхнуться, вспомнить друг о друге. В нашей ситуации уже само чувство, что ты есть «на карте фотографии», - весьма большая поддержка, помогающая не опустить руки.

И немного о «ложке дёгтя» в нашей бочке мёда. Когда говорят о «живой музыке» на открытии выставки, представляешь себе небольшой состав, который украшает праздник, но не мешает ему. Вместо этого мы получили примерно часовой психоделический сет, сыгранный на такой громкости, что разговаривать в зале было невозможно. По ходу этого «украшения» вернисаж лишился, по меньшей мере, половины посетителей. На мой взгляд, это весьма некорректное отношение музыкантов к своей роли.

Теперь можно обратиться к самой выставке. Обычно массовые проекты такого рода вызывают у авторов немалые опасения. Когда выставка составляется из разноплановых работ, очень легко наткнуться на конкуренцию между ними, когда фотографии как бы «гасят» друг друга. Так что, перед организаторами стояла архитрудная задача – никого не потерять. И надо признать, что они с этой задачей справились успешно. Несмотря на то, что разброс стилистики фотографий на выставке – от классического репортажа до разного рода «файн-арта», включающего смешанную технику, и на весьма разный уровень известности авторов, от «ноунеймов» до звёзд, включительно, «никто не погиб». Конечно, недовольные будут (или есть), просто потому, что они есть всегда. Кто-то хотел вывесить 10 фото, а повесили 2 штуки, кому-то не нравится место в галерее, отведённое его работам…

© Сергей Шандин

В общем, вернисаж вернул подзабытое уже отчасти ощущение праздника. Сама выставка, конечно, слишком велика для того, чтобы воспринять её целиком «разовым просмотром», особенно во время вернисажа, где отвлекаешься на общение постоянно. На эту экспозицию надо ходить несколько раз, и уж во всяком случае, нужен поход «в обычный день», когда в галерее немного людей.

Я настоятельно рекомендую всем, кому интересна современная российская фотография, обязательно сходить на эту выставку, которая продлится до 22 августа. Наверное, она не даст исчерпывающего представления о состоянии фотографии в России, но расскажет о многом, благодаря, не побоюсь этого слова, героической работе команды организаторов и кураторов.

Настоятельно рекомендуется к посещению.