2020 часто называют годом, который положил начало новой исторической эпохе. Стартовав с пандемии, перекроившей планы всей планеты и поставившей на паузу как массу производств, так и планы беззаботных путешествий, странный сложный 2020 продолжился волной протестов против произвола американской полиции, вызванных убийством Джорджа Флойда, вооруженными столкновениями между Арменией и Азербайджаном, попыткой отравления российского политика и главного конкурента Путина Алексея Навального и жесткой реакцией властей на массовые мирные демонстрации в Беларуси, приведшей к человеческим жертвам, репрессиям и иммиграции многих интеллектуальных и бизнес-кадров в Европу.

Иногда ловишь себя на мысли, что лучше бы этого года и вовсе не было.

Но историю не напишешь наоборот, а страницу назад переворачивают только в сказках. Воспоминания, особенно в ситуации травматического опыта, лишь обостряются, неизменно заставляя человека рефлексировать собственную реакцию — в том числе посредством творчества. И именно такой, осторожной, но очень, на мой взгляд, точной рефлексией на год перемен стала фотокнига Джона Диволы «Terminus», вышедшая в начале 2021 в издательстве «Mack». Я рассмотрела в ней историю наблюдений за предчувствием конца.

Обложка фотокниги «Terminus» Джона Диволы (2021). Предоставлено издательством «Mack»

Несмотря на свежесть публикации, для самого Диволы «конечная остановка» (один из вариантов перевода названия книги) проекта случилась отнюдь не в бурном 2020. Его работу скорее можно определить как долгосрочное исследование — одновременно наблюдение, фотофиксацию инсталляций, инсценировку и даже, по мнению некоторых критиков, скульптуру. Эксперимент с проверкой на прочность «границ искусства при описании жизни». Причем, когда я пишу «долгосрочное», то действительно имею в виду весьма солидные временные отрезки. В случае с вылазками Диволы на военную базу Джордж в Викторвилле, Калифорния, ставшую декорациями «Terminus», — около 5 лет.

Выведенной из эксплуатации американской базой ВВС Джордж и прилегающим к ней, тоже заброшенным, жилым районом фотограф заинтересовался в январе 2015 — тогда получив одно из немногих законных разрешений на съемку: остальные, по его признанию, будут полулегальными. На обширных территориях, закрытых из-за загрязнения грунтовых вод в 1992 году (сама база перестала эксплуатироваться еще раньше, в 1988, в конце Холодной войны), располагалось около 600 домов. Не представляющие для властей никакой ценности, более 20 лет спустя, они, конечно, оказались в плачевном состоянии.

Разворот фотокниги «Terminus» Джона Диволы (изображение предоставлено издательством «Mack»). В единственном скупом пояснительном тексте на последней странице автор подчеркивает, что «Terminus» представляет собой «не серию каким-либо образом связанных изображений, а не делимую на части работу»

В странной локации со сложной историей Дивола увидел площадку, где разворачивались очень разные сражения. «Джордж — это место, фиксирующее массивный смертоносный импульс Холодной войны, позже, уже после вывода из эксплуатации, воображаемое поле битв в военных играх. [...] Сейчас, при моем участии, здесь находят отражение как многие культурные, так и личные истории, и проявляется иная чувствительность», — комментирует на персональном сайте автор. «За свою карьеру я реализовал множество проектов, предполагающих длительное взаимодействие с определенной локацией, и фотографии я всегда рассматривал как артефакты физического, интеллектуального, технологического и экспериментального контакта с местом — как архив», — поясняет он.

Экспериментальный контакт (и возникающая в его результате чувствительность), о котором говорит Джон, заключается в интервенциях в заброшенные пространства военной базы и окружающих ее помещений и их последующей документальной фиксации, — в естественном утреннем освещении фотограф наносит черной краской пятна на стены в пролетах коридоров и снимает получившиеся измененные декорации с разного расстояния.

Книга таким образом представляет собой своеобразный роуд-трип блуждающей пульсирующей точки, гипнотически удерживающей внимание читателей напряженным зрительным контактом с бездонными глубинами как вопросов, так и ответов. В лабиринте траектории «[бес] Конечной остановки» я увидела зеркало человека, пережившего 2020 и пока не понимающего, что именно с этим хаотично-тревожным опытом ему сейчас делать.

В наложении слоев краски, гипса, грязи и кусков стен, крошащихся от времени и истории, каждый волен рассмотреть то, что в момент контакта с инсталляциями Диволы, резонирует его личному внутреннему состоянию: тоннель из «Побега из Шоушенка», предвещающий надежду на освобождение и обещающий свет, коллапс антихрупкости Талеба или фаталистическую ухмылку Судьбы.

Но пока, поддаваясь магнетическому воздействию темноты черных кругов на стенах бывшей военной базы, с уверенностью можно сказать одно — жирная точка эпохи, название которой мы, вероятно, придумаем позже, уже случилась. А если всмотреться в ее поверхность повнимательнее, становится легко и четко различим силуэт человека. Ну что, приехали?

Разворот фотокниги «Terminus» Джона Диволы (изображение предоставлено издательством «Mack»)

John Divola/Джон Дивола
Terminus/Конечная остановка

Твердый переплет с тиснением, выполненным в японской бумаге
24×31.5 см, 68 страниц
ISBN 978-1-913620-08-0
февраль 2021