Мемориал покорителям космоса, Москва, Россия, 1974 © Брайан Гриффин

Фотографии московской жизни, сделанные Брайаном Гриффином в 1974 году и вывезенные из СССР, по сути, контрабандой, показывают контраст между уязвимостью повседневной жизни и мощью государства.


В 1974 году Брайан Гриффин вместе со своими соседями по квартире прилетел в Москву на трёхдневную экскурсию. Гриффин провёл первые десять лет своей трудовой жизни, работая на фабриках в Мидлендс (Центр Англии вокруг Бирмингема — АК). Незадолго до поездки он закончил манчестерский Университет, получив специальность фотографа.

В это время он был «ярым социалистом», так что всё, касающееся темы Москвы, тревожило его и очаровывало. На первое утро этой поездки под окнами гостиницы «Интурист» проходил военный парад. Гриффин пролез через ограждение и со своей камерой присоединился к процессии, которая прошла мимо мавзолея Ленина, увидел Президента Брежнева. Это был последний парад, на котором показывали ядерные ракеты. «Сама атмосфера была в серых тонах», — вспоминает Гриффин в своей новой ретроспективной книге «Black Country Dada 1969–1990». «Это впечатляло».

В последующие дни Гриффин уклонился от обязательных организованных экскурсий и просто бродил по Москве, сопровождаемый, как он потом понял, агентами КГБ. Эту фотографию он сделал у Монумента Покорителям Космоса, 100-метровой титановой скульптуры недалеко от входа на Выставку Достижений Народного Хозяйства. Фактически, картинку «делает» москвич, пытающийся спуститься по залитому дождём основанию памятника, как будто он попал в выхлоп ракеты. Саквояж в руках и поза создают ощущение, что человека сносит куда-то устрашающая сила прогресса. Позже у Гриффина произошло столкновение с агентами, следившими за ним, которые потребовали его камеру и удалили из неё плёнку. Однако, ролик с этой фотографией был благополучно доставлен в гостиницу.

Гриффин стал известен вскоре после этой поездки за изобретение стиля, названного «капиталистическим реализмом», в частности, за съёмку новых корпоративных лидеров Британии времён Тэтчер в минималистичном окружении, наводящем на мысль об одиночестве. Российские фотографии были чем-то вроде первого подхода к этому визуальному языку, очень необычные съёмки противоречивых отношений личности и власти.

Книга Гриффина «Black Country Dada 1969–1990» должна быть опубликована в марте издательством Cafeteria и сопровождаться выставкой на Format photography festival с 12 Марта по 11 апреля 2021.

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английсклго Александра Курловича