Дмитрий Шубин. Ева (Хельсинки), проект «Москва-Лиссабон»
Дмитрий Шубин. Ева (Хельсинки), проект «Москва-Лиссабон»
Фотосерия Дмитрия Шубина «Москва — Лиссабон» впервые представлена в рамках проекта «Жизнь на границе. Современное искусство Петербурга, Хельсинки, Таллинна», в галерее Форум Людвига в Аахене (Германия). По замыслу кураторов Ритвы Ингерсон и Андреаса Винкеля проект является исследованием современного состояния не только артистической, но социальной и ментальной ситуации северо-востока Европы. В качестве участников выбраны художники, чьи проекты последних лет отличал независимый и точный взгляд на эпохальные изменения, которые происходят в их регионе. Тематически акцент сделан на осмыслении понятий границы, взаимодействия внутренних и внешних пределов. Вопрос, таким образом, состоит в том, как те рамки, которые задает современность и текущая ситуация, могут отразиться на «самочувствовании тела» как материала, находящегося в распоряжении художника, каков вообще может быть физический и психологический опыт «переживания границ».

Проект «Москва — Лиссабон» на самом деле получился повествованием о границах мира без границ. Его реализация началась в тот момент, когда Дмитрий Шубин дал в Живом журнале объявление о том, что отправляется в путешествие по Европе, и призвал откликнуться тех, кто хотел бы быть запечатленным русским фотографом. Завязалась переписка, был составлен график передвижения, назначены встречи в разных городах Европы с разными людьми. Маршрут от Москвы до Лиссабона был спланирован так, чтобы пересечь n-ое количество границ и побывать в тех местах, где живут люди, согласившиеся принять участие в проекте.

Вроде бы все понятно и распланировано с точностью железнодорожного расписания. Но если воспользоваться фотографической метафорой, детально экспонированный художником образ Европы проявился совсем не так, как ожидалось. Началось с того, что ни Москвы, ни Лиссабона, обозначенных как начальная и конечная точки путешествия, он, в силу тех или иных причин, так и не посетил. Люди так же «не соответствовали замыслу»: «Мне казалось, что в Финляндии я буду снимать финнов, в Германии — немцев, в Дании — датчан. Все оказалось не так. В Хельсинки я снимал девушку с эстонскими корнями, в Берлине — аспирантку-турчанку, в Кельне — русскую эмигрантку, бельгиец Джереми оказался поляком, а датчанка Сабина — немкой, которая „просто здесь живет“» (Д. Шубин). Символично, что название проекта осталась таким, каким было еще до начала его реализации. Обозначает ли это надежду на продолжение проекта, на его реализацию в первоначально заданных границах? Возможно, но на сегодняшний день, оно явно символизирует серьезный зазор между замыслом художника и теми результатами, которые могут ожидать его при пересечении реальных границ, что подтверждает экспериментальный и исследовательский характер «Москвы — Лиссабона».

Кроме Дмитрия Шубина, Петербург в Аахене представляли Владимир Быстров (видео-работа, смонтированная из телевизионных репортажей о Беслане), Людмила Белова (фотореалистическая живопись по мотивам googlemaps), Дмитрий Виленский (видео с социального форума в Петербурге во время встречи G8) и Филипп Донцов (3D анимация).

Выставка работает до 1 июня.