Давний участник «Магнум» Йозеф Куделка, родившийся в Чехии в 1938 году, выпускает новую монографию «Руины» (Ruins) в издательстве Thames & Hudson. Книга подводит итог авторским съёмкам в Средиземноморье на протяжении двадцати восьми лет. Побывав в таких странах, как Италия, Греция, Сирия и Ливия, он фотографировал более двухсот археологических памятников. Его авторские панорамные фотографии крупного формата отражают такие места, как Петра, Помпеи и Дельфы в состоянии трансформации и разрушения под действием как сил природы, так и человеческой активности.

Тексты, сопровождающие его фотографии в книге, рассказывают о сложности руин и их историческом значении в различных культурах.

Открывает «Руины» предисловие Лоренс Энгель (Laurence Engel), президента Национальной библиотеки Франции (BnF), а продолжают несколько эссе. Одно, написанное Элоиз Конеза, куратором фотографических коллекций BnF, дает историческое представление об иконографии руин в связи с образами Куделки — особенно в том, чем они отличаются от традиционных представлений.

Ливия, Аполлония в Киренаике, южная базилика. Её высокие колонны, увенчанные капителями, сделаны из циполина (полосатого мрамора). 5-6 век © Josef Koudelka / Magnum

С другой стороны, Бернар Латаржет (Bernard Latarjet), президент Centres culturels de rencontre, рассказывает о том, как он познакомился и подружился с Куделкой, когда поручил ему фотографировать французские пейзажи для проекта DATAR. И наконец, Наконец, Ален Шнапп, заслуженный профессор греческой археологии в университете Сорбонны в Париже, помещает руины в исторический контекст древних цивилизаций, обсуждая их универсальную природу, меняющиеся определения и их мощное присутствие.

Куделка не снимает руины живописно или романтически. Он показывает их как многозначные объекты, отражающие течение времени. Его характерное использование панорамного формата дают зрителю открытое пространство, лишенное границ. Можно ожидать, что взгляд на такие фотографии будет давать ощущение свободы, но построение кадра в работах Куделки, где небо и горизонт композиционно блокируются колоннами или растительностью, создаёт скорее напряжение клаустрофобического характера.

© Josef Koudelka / Magnum

Игра Куделки со светом и тенью в дополнение к композиции помогают избежать простой иллюстрации действительности. Нестабильность видимого и невидимого создаёт фрагментарную картину, в которой руины оказываются аллегорией мира. Изредка вставляя в книгу по горизонтали вертикальные панорамы, Куделка добивается в своих чёрно-белых фотографиях ещё более высокого уровня отчуждения.

«Руины» — это памятник времени и человеческой цивилизации, в центре которого — напряжение между запомненным и забытым. С этой субъективной точки зрения Куделка указывает на нашу слабость и неизбежность смерти. Смесь прошлого, настоящего и будущего в его работах помогает нам понять, что однажды мы все окажемся среди руин, особенно если продолжим всё разрушать.

«Руины» были опубликованы в сочетании с большой экспозицией в Национальной библиотеке Франции, которая пройдёт 15 Сентября — 16 Декабря 2020 года. В Европе и Австралии книга распространяется Thames & Hudson, а в остальном мире — Aperture.

Josef Koudelka: Ruins
Josef Koudelka, Alain Schnapp, Héloïse Conésa, Bernard Latarjet
Format:Hardback
Size:24.0 x 31.5 cm
Extent:368 pp
Publication date:28 May 2020
ISBN:9780500545348


Оригинал на сайте GUP Magazine
Перевод с английского Александра Курловича