По недовольному бурчанию в цехах ВИНЗАВОДа, можно было решить, что выставка «Магнума» не удалась. Это не так, хотя выставленные фотографии лучше смотрятся не на стенах, а в журналах или Интернете. А всё-таки они любопытны.

Экспозиция Георгия Пинхасова, изучающего световые эффекты, имеет довольно стройную концепцию. Она чем-то похожа на идеологию беспредметного искусства. Пинхасов говорит: «Как можно больше запутать информацию, чтобы человека заинтриговать. К этой области я себя отношу». Или: «Результатом должен быть некий узор». Фотография не живопись, в объектив всё равно попадает реальный мир. Поэтому Георгий любит уменьшать фотографии, чтобы сюжет вообще нельзя было разглядеть, а получалась рябь, как он сам её называет. Вообще ключевые слова к работам Пинхасова: жар-птица, тонкий, случайный и иероглифы. Опять же, со слов автора. Про жар-птицу всё понятно, это к ряби. Иероглифы где-то рядом, европейскому человеку вполне себе рябь, узор. Главное японцам про это не говорить. Понятия «тонкий» и «случайный» могут объединяться или разделяться. Что это значит? Пинхасов делит фотографии на медитативные и «охоту». «Охота» — это когда частое нажатие на кнопку. В медиативных снимках тонкость — цель. Во время «охоты» цели, по факту, нет. Георгий любит быстрые камеры, что и объясняется его склонностью к «охоте». На выставке случайно сделанных кадров большинство. Кажется, что он камеру из рук вообще не выпускает. Снимает, даже когда ждёт своей очереди в парикмахерской. Тут иногда тоже получается тонко.

«Новая жизнь» Лиз Сарфати — это фотографии для девочек. Такие фото любят на flickr. com и в журнале «Афиша». Винтажные платья, большие очки, автостоянки, окрашенные стены и обои в мелкий цветочек. Лиз Сарфати исследует подростковый возраст и, кажется, глубоко туда погружается. Одна фотография в этой серии чудо как хороша. На снимке девушка в сером пиджаке на фоне магазинных полок, в левом верхнем углу светящаяся красная вывеска, в левом нижнем — конфеты в красной пачке, а примерно посередине справа — огоньки. Тоже красные. В образующийся из тёплого красного цвета треугольник попадает лицо девушки с губами, накрашенными опять же красной помадой, но холодного оттенка. Плюс к этому выраженная ассиметрия лица девушки, которую фотограф даже не пытается скрыть. Ассиметрия — признак внутренней дисгармонии, но такие лица самые интересные. У Ричарда Аведона симметричные лица на его снимках знаменитостей может у одного из двадцати.

Гарри Груйер фотографирует береговые линии. Попытки описать сюжет не принесут результата, сюжета в большинстве случаев нет. И даже когда он появляется, Груйер отдаляется на максимально возможную дистанцию. Такой подход — претензия на место в вечности. Чистые образы вне времени могут быть оценены через сотни лет. А могут и не быть.

Ги Ле Керрек в отличие от первых трёх фотографов это 100%-ный «Магнум». Чёрно-белый репортаж, авторский взгляд и экспрессивные образы. На выставке — серия «Джаз от J до Z». Для автора джазовые исполнители чуть ли не братья по цеху. Он считает что у фотографов и музыкантов духовное родство, основанное на частой импровизации, как у первых, так и у вторых. Ги Ле Керрек отснял ряд концертов, в том числе и для рекламы фестиваля «Джаз как образ». Кстати, в рекламе существует понятие проекционных стратегий. Это когда предполагается, что эмоции из ролика или плаката будут переноситься на зрителей. А вот случается такое нечасто. В-общем, о Ги Ле Керреке рекламщики, должно быть, видят сладкие сны, потому что у него с переносом эмоций всё в порядке. Когда Санти Мидебель на его фотографии широко открывает рот, явно в искреннем удовольствии от пения, хочется скинуть с себя маску приличий и разнузданно подпевать.

В качестве заключения. Тенденции в фотографии это не тайна за семью печатями. Они все прослеживаются в газетах, журналах и Интернете, и при желании можно их разглядеть. Может это и хорошо, что всё налицо, значит доступ для молодых фотографов открыт. Пинхасов рассказывал, что учёба во ВГИКе дала ему одну очень важную вещь — доступ в комнату № 106, где можно было посмотреть в том числе и архив зарубежной фотографии. Сейчас не нужно поступать в университет, чтобы добраться до информации. Стоит ли информация того, чтобы быть увиденной — вот вопрос. Всё-таки есть что-то цепляющее, чего нет у остальных, в фотографиях менее современного Ги Ле Керрека. Прекрасное, даже где-то уловимое, но всё же не выразимое словами полностью.