«Люди боялись даже смотреть на мои фотографии …» Ребёнок с револьвером в Палермо, 1982, появляющийся в фильме © Letizia Battaglia

Ее шокирующие снимки рассказывали правду об убийствах мафии – и принесли ей угрозы смерти. Впереди мощный фильм о ее необычайной жизни, мы встречаем женщину, которая осмелилась противостоять убийцам. 


Летиция Баталья (Letizia Battaglia) до сих пор помнит первый снятый ею труп: человек, лежащий под оливковым деревом в поле, деревенская область Сицилии. Это тревожное изображение, причём детали только подчёркивают настроение – такие, как босая левая нога убитого, смиренный взгляд полицейского, охраняющего труп, и листья оливкового дерева, свисающие над простёртым телом. То, что убитый сам был мафиозо, пострадавшим в местной разборке, не волнует фотографа ни в малейшей степени. «Перед смертью равны все», – тихо говорит она.

Что навсегда осталось в её памяти, на все 40 лет, это запах, висящий в жарком воздухе летнего дня и уносимый бризом. «Было очень жарко, а тело пролежало там несколько дней, – говорит Баталья, затягиваясь сигаретой. – И сейчас, вместе с вашим вопросом, это вернулось ко мне. Я почти чувствую атмосферу смерти».

Мы сидим у стола в скромной квартире Батальи в центре Палермо, её родного города, разговаривая о кровавом прошлом Сицилии – итальянцы называют это «годами борьбы за лидерство». Сейчас фотографу 84 года, но её седые волосы выкрашены в розовый цвет, как бы назло старости. В своём родном городе Баталья – икона, женщина, запечатлевшая атмосферу смерти в 70-80-е, как никто другой.

По-прежнему эмоционально включённая в политическую и общественную жизнь города, она говорит о том, что как-то назвала своим «архивом крови» со смесью стоицизма, гнева и сожаления. «Фотография не меняет ничего, – сказала она в какой-то момент. – Насилие продолжается, бедность продолжается, дети всё так же гибнут в тупых войнах».

Убитые … Секс-работница и двое её друзей в Палермо,1982 © Letizia Battaglia

Однако, с фотографиями Батальи мафии пришлось считаться. Две из них сыграли решающую роль в раскрытии связей бывшего премьер-министра Джулио Андреотти с организованной преступностью, так как на них он запечатлён в компании известного мафиозо Нино Салво (Nino Salvo), знакомство с которым отрицал. Позже, она поведёт меня показывать свой позднейший проект, гордо названный Международным Центром Фотографии, состоящий из галереи и творческого центра в лофте на окраине города.

В одном из помещений, ассистенты развешивают подборку её старых работ, исходно публиковавшихся в левой газете L’Ora в Палермо. Одна запоминающаяся фотография показывает нескольких мафиози, сидящих в ряд в зале суда. Младший высокомерно смотрит в камеру, его палец показывает на его рот. «Он говорит мне – "я вышибу тебе мозги"», – рассказывает Баталья, регулярно получающая угрозы убийства в течение двадцати лет.

«Фотографии Летиции боролись с мафией –, говорит Ким Лонгинотто (Kim Longinotto), режиссёр новейшего фильма о жизни фотографа. – Она встречалась лицом к лицу с вызываемым ими страхом. Она отказывалась бояться тогда, когда это могло стоить ей жизни». Использующий фотографии Батальи вместе с информацией из новостей и сценами из классического Итальянского черно-белого реалистического кино, фильм «Снимая мафию» (Shooting the Mafia), помимо прочего – взвешенный ответ на романтизацию мафиози в Голливудском кино.

«Они называли себя людьми чести, – говорит Лонгинотто. – Но, фотографии снова показывают нам, что никакой чести в том, чем они занимались. Не было. Многие из них убивали молодых активистов, профсоюзных деятелей – истинных людей чести, выступавших против продажных политиканов».

В одном показательном эпизоде 1980-х годов Баталья и ее друзья устраивают импровизированную выставку своих фотографий в деревне Корлеоне, оплоте мафии, из которой вышло несколько боссов. Местные сначала смотрят из простого любопытства, а затем уходят в молчании. «Это был акт невероятного мужества, – говорит Лонгинотто. – Летиция заставляла людей прямо посмотреть на то, что делает мафия, но люди боялись даже, что их застанут за рассматриванием этих фотографий. Так глубоко проник страх».

Противостояние … Молодые мафиози, 1977 © Letizia Battaglia

Бунтарский дух Батальи нашел истинное выражение в её фотографии. Она выросла в послевоенном Палермо, за исключением нескольких лет, когда семья переехала в Триест. Она получила строгое воспитание, но восстала против него. Сбежав из дома и выйдя замуж за богатого пожилого мужчину, когда ей было 16 лет. Вопреки всем ожиданиям, этот брак продлился более 20 лет и принёс ей троих детей, которых она привезла с собой, когда вернулась в Сицилию.

Её целью было стать писателем, но начинавшаяся карьера журналиста оборвалась, когда в руки ей попала первая камера, в возрасте 40 лет. «Я подумала: "С этой штукой в руках я могу охватить весь мир" –, говорит она с блестящими глазами. – Внезапно, мне перестали быть нужны поцелуи или ласки. Вместо этого, у меня появилась эта уверенность, эта независимость. Но это было не только о самовыражении. С камерой в руках, я могла выражать беспокойство мира».

Когда я предполагаю, что в душе она романтик, она останавливает меня пристальным взглядом. «Нет! Фотография для меня – не романтичная вещь. Она не так банальна. Чтобы создать великую фотографию, надо упорно работать – и быть свободным. Хороший фотограф должен присутствовать в фотографии, так чтобы зритель почувствовал это».

Абсолютная самоучка, она не понимала силы своих работ, пока не прошли годы после съёмки. «Никто не говорил мне, что они хороши, но я могла что-то почувствовать. Мужчины-фотографы сторонились меня и не приглашали на свои встречи, но мне было всё равно. Только позже я поняла, что я – рассказчик, который использует фотографии вместо слов».

Разбивая сердце … Росария Шифани на похоронах мужа в 1993 году © Letizia Battaglia

История, рассказанная ею, остаётся одной из самых убедительных в истории фотографии. Но рядом с ужасом, присутствует странная формальная красота, основанная на чувстве композиции и использовании тени и света. «Когда вы снимаете мёртвых, использование чёрно-белого изображения – род деликатности, уважения. Это создаёт своё собственное, очень важное для меня, молчание».

Пример этого – грустная фотография 1982 года: три тела, упавших на стулья в запущенной комнате, секс-работница и её клиенты, все убиты за то, что принимали героин, купленный в обход мафии. «Это была маленькая комнатушка, – рассказывает фотограф. – И когда я появилась, она была полна народу – полицейские, доктор, люди из магистрата. Мне пришлось дождаться, пока они наконец не ушли, и я не осталась одна с телами убитых. Это заняло целую вечность, но мне надо было остаться одной из уважения к мёртвым». (Интересно, что в подписи к фотографии говорится не о «клиентах», а о «друзьях» – АК).

Молчание и красота тоже есть в её разрывающем сердце портрете Росарии Шифани (Rosaria Schifani), сделанном на похоронах её мужа, убитого в автомобиле бомбой, предназначенной для друга Летиции Джованни Фальконе (Giovanni Falcone), бесстрашного судьи, противостоявшего мафии. Его смерть, вместе со смертью его сподвижника Паоло Борселино (Paolo Borsellino) в том же году, вынудила Летицию на некоторое время удалиться от мира.

«Я была в депрессии, – говорит она, и видно, что рассказ причиняет ей боль. – Слишком много мёртвых. Фальконе и Борселино были символами надежды и перемен, но я просто любила этих людей. Для меня оказалось слишком много. Мне надо было пережить это, восстановить себя, но это было очень тяжело и больно».

«С этой камерой в руках, я могу покорить мир…» Летиция Баталья

В такие моменты становится понятно, что смелость и целеустремлённость обошлись Баталье недёшево. Вещи, как она говорит, изменились к лучшему, однако, Мафия остаётся невидимой злой силой в международной преступности и политике. Сейчас её энергия направлена в другую область. Она работает над обширным проектом «Обнаженный Палермо» (Nude Palermo). «Это люди самого разного возраста и пола – и теперь, наконец, они не боятся показать себя. Это не сексуальность, это гордость и сила. Женщины стали свободнее внутренне, они не ждут разрешения от мужчин».

Она улыбается и закуривает очередную сигарету. «Я оптимистка, несмотря ни на что, – говорит она, выпуская дым. «Я должна сохранять оптимизм. Не столько для себя, сколько для молодых. Я вижу, что им нужна надежда, и стараюсь давать её. Политики показывают одну ненависть. Я могу показать красоту. Моё сердце не очерствело с годами. Надежда остаётся всегда, но за неё надо драться».

• Фильм «Снимая мафию» (Shooting the Mafia) вышел в свет 29 Ноября 2019.

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича