Первая книга Антвауна Сарджента (Antwaun Sargent) посвящена новой плеяде «покоряющих жанр» фотографов, «использующих свои камеры для создания современных изображений чёрной жизни».


The New Black Vanguard: Photography between Art and Fashion
Antwaun Sargent

21х28 см
304 страницы, 250 цветных изображений
Твердая обложка
Издатель: Aperture
ISDN 978-1-59711-468-4
Октябрь 2019

«Прелесть фотографии в том, что она начинает разговор на тему – кто мы, откуда пришли и куда идём», – говорит Рут Оссай (Ruth Ossai), молодой фотограф из Нигерии, в книге «Новый Чёрный Авангард: Фотография между Искусством и Модой» (The New Black Vanguard: Photography Between Art and Fashion). Эта увесистая антология, вышедшая в издательстве Aperture, посвящена работам 15 международно-известных авторов – «новому чёрному авангарду», которые, по словам автора, писателя и критика Антвауна Сарджента, «используют свои камеры, чтобы создать современные изображения чёрной жизни, опровергающие сложившиеся стереотипные представления».

Сарджент включил в антологию таких авторов, как Намса Леуба (Namsa Leuba), Надин Иевере (Nadine Ijewere), Ариэль Бобб-Уиллис (Arielle Bobb-Willis), Дана Скраггс (Dana Scruggs) и Тайгер Митчелл (Tyler Mitchell) (первый темнокожий фотограф, сделавший обложку для Американского «Вог», в 2018 году), которые родом из Европы и Северной Америки, и будут уже известны регулярным читателям BJP. Другие же авторы работают на Африканском континенте, такие как Джамал Нкседлана (Jamal Nxedlana), Даниель Обаси (Daniel Obasi) и Стефен Тайо (Stephen Tayo), комбинирующие фотографию художественного направления, со стилистической и предпринимательской деятельностью.

Stephen Tayo, Lagos, Nigeria, 2019 © Campbell Addy
Stephen Tayo, Lagos, Nigeria, 2019 © Campbell Addy

Книга – больше чем просто портфолио их фотографий, книга исследует, «что такое – быть молодым чёрным фотографом, занимающимся творчеством сейчас, думая о черноте», – говорит Сарджент. Он утверждает, что чёрные тела недостаточно представлены в моде – когда же представлены, это сделано неверно. Как думает Оссай, дело в том, что вопрос «кто мы» просто упускается, а вопроса «откуда мы пришли» просто недостаточно для изображения реальности. «У нас есть аудитория, которая буквально изголодалась по отражению себя в медиа», – говорит Сарджент.

Его взгляд разделяют многие фотографы, интервью с которыми размещены в книге, считающие, что их работа вдохновляется стремлением показать жизнь такой, какой они находят её – нечто, что до сих пор упускалось. «Я вижу себя в своей работе. Я хочу дать платформу молодым цветным женщинам и показать, что красота – это не единственный универсальный стандарт», – говорит Иевере. Адриен Ракель (Adrienne Raquel) добавляет: «Как чёрная женщина-художник, я прилагаю сознательные усилия, чтобы запечатлеть чёрных женщин, потому что они – полностью отражение меня самой».

«Очевидно, что сейчас ситуация меняется, но ещё относительно недавно, а тем более, когда я рос, посмотрев рекламную фотографию в ЮАР, вы не нашли бы там много чёрных, что более, чем странно для страны, где они составляют 80-90% населения, – говорит Нкседлана. – Это всегда было тем, что я хотел изменить».

Nyadhour, Elevated, Death Valley, California, 2019 © Dana Scruggs
Nyadhour, Elevated, Death Valley, California, 2019 © Dana Scruggs

Сарджент подчёркивает, что не ведёт речь о том, чтобы сделать моду монолитно «чёрной», скорее о том, чтобы заставить её стать более открытой к самым разным голосам, разному опыту. В одном интервью Тайо и Обаси говорят о важности специализации, об отражении людей и опыта, характерных для их родной страны, Нигерии, скорее, чем некой обобщённо-расплывчатой «Африки». Другие фотографы идут дальше, концентрируясь на индивидуальных историях, которые помогли им найти свой путь в работе.

«Я несу в себе эту живописную предысторию, родом из Бронкса, – говорит Ренел Медрано (Renell Medrano). – Я стараюсь отразить это в своих фотографиях». Бобб-Уиллис «выросла в модном магазине своей матери», в то время, как отец работал в полиции и управлял ателье. «Для меня, красота – это смысл внутреннего отражения».

Сарджент с уважением относится ко всем разным голосам в своей книге, предоставляя фотографам пространство для показа их работ, предваряя каждое портфолио текстом, включающим биографию и цитаты. Дальше, к концу книги, мы находим протяженные интервью и обсуждения. «Фотографы, работы которых мы выбрали, очень разные, – говорит Сарджент. – Они думают о тех же проблемах красоты и идентификации, но их работы очень отличаются».

Untitled, 2018 © Nadine Ijewere
Untitled, 2018 © Nadine Ijewere

Но если эти работы несут в себе документальный элемент, они же, с другой стороны, содержат и элемент фантазии – о вопросе Оссай «куда мы идём». Питаемые опытом авторов, эти вопросы исследуют совсем разные возможности, от «прятаться при желании общаться» в работах Бобб-Уиллис, вплоть до исследований гендера, красоты и маскулинности в работах Квила Лемонса (Quil Lemons).

И, как указывает Сарджент, создавая эти фантазии, фотографы Нового Чёрного Авангарда делают работы, актуальные для любого зрителя, независимо от его происхождения, и в то же время опираются на один из основных принципов модной фотографии. «Эти фотографы делают работы, позволяющие людям немного помечтать о возможном, – говорит он. – Не об этом ли должна говорить фотография моды?»

Книга Антвауна Сарджента «Новый Чёрный Авангард: Фотография между Модой и Искусством» вышла в издательстве Aperture. Сопровождающая экспозиция в Aperture’s gallery в Нью-Йорке продлится до 18 Января.

Untitled (Forces of Nature #1), 2014 © Awol Erizku
Untitled (Forces of Nature #1), 2014 © Awol Erizku

Эта статья была опубликована а выпуске Британского Журнала Фотографии (British Journal of Photography) номер 7890.
Перевод с английского Александра Курловича