Могущество и смысл фотографии
состоит в ее способности превратить реальность в эстетический объект.
Примиряет ли это нас с действительностью, которую мы наблюдаем?
Вероятно. Но лучше сказать – это дает нам возможность выбора:
как и на что смотреть.

Искусствовед, куратор Ирина Толкачева о фотокниге «1/2»

 

ООН сообщает, что к середине 2009 года, впервые в истории человечества, число городских жителей превысило число сельских. В чем-то эту дату можно считать символической – теперь все мы, фактически «по паспорту», горожане. И тенденции, предполагает эта международная организация, продолжат укрепляться: к 2050 году нас будет на 84% больше – цифра в 3,4 миллиардов (2009) вырастет до 6,3 миллиардов (2050). Фотография, являясь инструментом осмысления не только внутреннего мира «человека с камерой», но и способом взаимодействия с окружающей средой, уходит «в города». И это логично. Дебютная фотокнига «1/2» москвича Владимира Марковича в таком свете представляется элегантной попыткой усмирения пространства мегаполиса, поиском и открытием красоты в хаосе его повседневности.

Фотокнига Владимира Марковича «1/2». Фото: Ольга Бубич

Только в урбанистических экологических проектах, вроде «Happy City», город показан местом формирования дружелюбных сплоченных сообществ, пространством, наполненным доверием, поддержкой и красотой. Чаще мегаполисы все же провоцируют стресс и отравляют уставшего жителя, застрявшего в кольце «дом-работа-дом», одиночеством — с таким выразительным психологизмом подмеченным американским художником Эдвардом Хоппером.

По мере увеличения плотности асфальтовых сот и числа всё теснее окружающих нас дремучей железобетонной чащей высоток, мы все больше ощущаем свою потерянность; однообразная семидневная рутина не дает расслабиться, а тусклая гамма многоэтажек, парковок и подъездов – насладиться естественными природными цветами. 

На всё не хватает времени, на что-то – желания и сил… 

Однако абсолютно городская по своему материалу, но при этом «с прищуром» внимательная к данности нового контекста фотография Владимира Марковича показывает, что и мегаполису есть, что предложить своему жителю. При условии, что тот, как в буквальном, так и в философском смысле, сменит оптику. Камера имеет все шансы стать инструментом, способным помочь нам выцепить из решеток, строительных лесов, рекламной перестрелки и спешащих сутулых филинов-спин ритм, цвет и легкий смысловой кайф — рассмотреть и наново собрать картинку другого, по-своему даже притягательного, города. 

Разворот фотокниги Владимира Марковича «1/2». Фото: Ольга Бубич

Город в фотокниге «1/2» – личная коллекция вертикальных диптихов, сложенных «иронично-меланхоличным» (как его определяет в критической заметке искусствовед Ирина Толкачева) Владимиром Марковичем и Антоном Горбачевым (куратором книги*). Москва, напоминающая Нью-Йорк Джонатана Хигби, показана так, что мы постепенно начинаем путать полушария и запинаться на подсказанных вполголоса метафорах. Киношным кадром американского делового утра здесь бликуют отражения в лобовых стеклах, задорным заборным геометрическим рэп баттлом перекликаются решетки – «культурный» контекст, правда, все равно выдает «свое»: серые дымные трубы-близнецы, выпускающие колечки заводского «Беломора» в хмурое небо, – это Россия. 


(сколь игриво бы на нас не смотрела леонардовская Джоконда, помещенная уличным художником на универсально-безымянный электрощиток) 

(или, по-брессоновски, не выскакивала бы элегантным «решающим моментом», определенно парижская, кошка-балерина)

… Кремль, обмякший на сползшем влажном рекламном постере, в карман не спрячешь…


Разворот фотокниги Владимира Марковича «1/2». Фото: Ольга Бубич

Вне зависимости от жанра, любое произведение искусства – это, прежде всего, исповедь. Проговоренное визуальным языком стремление поделиться своим видением, ненамеренная откровенность вопреки. В коротком личном диалоге с автором «1/2», он охарактеризовал суть своей книги как мечту об альтернативном настоящем, реализованную визуальными средствами фотографии попытку создания своего города. Развивая эту мысль, можно предположить, что каждый житель мегаполиса в цепочке совершаемых им выборов еженедельно, ежедневно, ежесекундно расставляет приоритеты себя – приручает, в соответствии с собственным видением, пространство, своими руками, своим зрением и слухом конструируя, «выбирая», сортируя компоненты «Я». И прирученная Москва Владимира Марковича именная такая: противоречивая, ироничная, пытающаяся казаться немного дерзкой, немного игривой и в меру ранимой. Брессоновской кошкой выбегающая на проезжую часть и, минуту спустя, выпускающая облака дыма в одинокое небо. Брессоновской кошкой выбегающая на проезжую часть, – и, минуту спустя, выпускающая облака дыма в одинокое небо.  

1/2
Фото: Владимир Маркович
Концепция: Антон Горбачев
Текст: Ирина Толкачева
Перевод: Михаил Грачев
Дизайн: Антон Марьинский
Печать: Немакулатура
Тираж: 100


* Автор просит отметить вклад Антона Горбачева в работу над созданием книги.