Маленький мальчик играет дома, в жилой комнате, у его ног – игрушечные машинки. Объекты и безделушки украшают стены, на заднем плане – работающий телевизор. Всё как обычно, повседневная сцена – с одним огромным отличием. Напротив него сидит странное, потустороннее существо, словно спрыгнувшее с экрана телевизора. Это чудовище – один из "Panzudos", обитающих по соседству с районом Мерсед в Сан Кристобаль де лас Касас, Чиапас, Мексика: воображаемые герои проекта Диего Морено (Diego Moreno) «В моём разуме не бывает тишины» (In My Mind There is Never Silence). Они проявляют себя каждый год 22 Сентября, на фестивале, посвящённом Богородице Мерседской – Panzudos выходят на улицы, чтобы очиститься от грехов.
Внешний вид их зависит от тяжести их проступков: чем больше грехов они совершили, тем более гротескным и разработанным становится их вид. Этот важный коллективный ритуал в сообществе, когда толпы людей в фантастических костюмах маршируют по улицам, занимает важное место в детских воспоминаниях Морено.
Став взрослым, и оставшись очарованным до-испанскими традициями и апокалиптическими Католическими видениями, стали основой для посвящения его умершей двоюродной бабушке. Страдая всю жизнь от склеродермы, редкого аутоиммунного заболевания, вызывающего деформацию кожи, она была из-за этого парией среди друзей и в семье. Морено и его мама дали ей приют, и последние годы она прожила в их доме.
Работа Морено с традиционной иконографией создаёт магически-реалистическую ситуацию, в которой Los Panzudos Mercedarios входят в дом и поселяются там рядом с членами его семьи. «Я смешал этот воображаемый мир с исследованием отношений внутри семьи, превращая дом в место, населённое персонажами кошмаров и страхов из моей личной истории, связанное с ними», – объясняет фотограф. Морено видит эти волшебные фигуры, украшенные яркими узорами разных форм и размеров, как выражение своего бессознательного, воплощённое в реальность через фотографию.
На первый взгляд, Panzudos – своеобразные и довольно отвратительные чудовища. Но в сюрреалистическом сценарии Морено, в котором прошлое связывается, срастается с настоящим, эти призраки становятся скорее членами семьи, чем угрожающими гостями из иного измерения. Мирно принятая в семейную сферу, эта декларация чувств фотографа к умершей родственнице также показывает его связь с глубинными культурными корнями. «Я пытаюсь создать сложную сеть связи между скрытым и видимым, – говорит Морено. – Но это ещё и о связи между индивидуальным и коллективным бессознательным, в противоречивой среде сосуществования культур в современной Мексике».
Диего Морено был отмечен жюри в конкурсе LensCulture Emerging Talent Awards 2018 года.
Оригинал: LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича