Жан-Батист Уин
Лаура со змеей 3, 2012
© Jean-Baptiste Huynh

Всё началось с того, что я увидел на Фотографере объявление о вернисаже в МАММ-МДФ, причём «уже сегодня».

Поэтому выход на вернисаж оказался импровизационным, и предшествовал ему весьма напряженный рабочий день, что наложило свой отпечаток на мою выносливость, как физическую, так и эмоциональную. Но всё же, интерес оказался сильнее, и я пошел.

Хотя меня заинтересовали вполне конкретные экспозиции,  но я напишу обо всех шести, которые посмотрел. Условно, они разделились на три пары – неплохие, неудачные и отличные. Таким был порядок просмотра, таким будет и разговор.

Итак, первая экспозиция – Жан-Батист Уин – “Beauty”. Отпечатки очень крупного формата, экспонируются на стене напротив входа – и там этот формат работает как должно, особенно, если можно смотреть картинку с правильной дистанции. Автор позиционируется, как ученик Ирвина Пенна и Аведона – что ж, это вполне видно, а «цветочная» серия напоминает работы Мэплторпа. Экспозиция совсем невелика, включает в себя работы из разных серий – цветы, портреты людей и животных. Очень к красивые фотографии, я получил от них удовольствие – но для отдельного похода в МАММ этой выставки мне было бы мало.

Тошо Дабац. Дубровник, около 1950. Из собрания Музея искусств и ремесел, Загреб, Хорватия

Вторая экспозиция – «Классики Хорватской фотографии». Это сборная выставка, охватывающая период 1930-х–1980-х годов. Такие экспозиции всегда интересны, хотя бы уже потому, что можно следить за развитием фотографии в стране. Хорватия – не великая фотодержава, и я не назвал бы выставку откровением. Эти фотографии несут сильный отпечаток времени и места, но только несколько из них поднимаются до абсолютной самоценности, образности. Большинству работ экспозиции не помешало бы то, что на жаргоне новостников называется «кэпшен», то есть краткое описание времени, места и события. Это явно усилило бы воздействие фотографий на зрителя.
Но, несмотря на всё сказанное о значимости, я рекомендую при случае посмотреть «Классиков Хорватской фотографии», это интересно.

Теперь переходим к огорчениям. К этой категории относятся две выставки.

Диана Тафт. Гранулы снега, Южный полюс, Антарктика. Из проекта «Гондвана», 2012. Пигментная печать © Диана Тафт

Первая – это «Застывшие во времени» Дианы Тафт. Актуальная тема глобального потепления и таяния льдов, огромные отпечатки «метр на два» - казалось бы, чего ещё хотеть? А хотеть – меньше пустого пафоса и больше хорошей, оригинальной фотографии. Видео с невероятно пафосным текстом, до которого не дотягивает изобразительный ряд из красивых картинок. И фотовыставка, эти самые огромные, технически превосходно выполненные отпечатки… наводящие на мысль о купленных по подписке на микростоке картинках. Ничего, кроме красивой ледовой геометрии, в картинках, к сожалению, нет, фантазию и душу они не затрагивают совсем, на их фоне хорошо делать селфи – чем и занималась публика.

В общем, выставка похожа на некую учебную работу, причём не слишком удачную. Что она делает в уважающем себя музее, мне непонятно. Неужели «трендовой» темы достаточно?

Франк Орват
Туфельки и Эйфелева башня. Для «Stern»
Париж, Франция, 1974
© Frank Horvat

Вторая неудачная экспозиция, с моей точки зрения – это «Дом пятнадцати ключей» Франка Орвата. Орват – «фотограф на все руки», и тебе мода (часто «репортажно» снятая), и реклама, и репортаж…. В общем, у него есть чрезвычайно удачные работы, например те, что висят на «лестничной клетке». А вот в самом зале начинаются просто слёзы. Непонятно, как и почему отобранные фотографии, зачастую не блестяще отпечатанные, разбитые на какие-то невнятные группы. К каждой группе присовокуплён авторский текст, также в меру невнятный.

В последнее время мне по работе пришлось заниматься разбором архива одного фотографа, и я хорошо себе представляю, какая это работа. Но эта выставка оставляет впечатление, что разобрать архив по-настоящему сам автор в 91 год уже не может, а больше никого не нашлось, поэтому на экспозицию набрали фотографий «абы как». В общем, у меня она слилась в одно мутноватое пятно и оставила впечатление потерянного времени.

Ну и на конец разговора я оставил («на сладенькое») две экспозиции, составившие украшение моего культпохода. Ради них стоило пойти в МАММ, независимо от всего остального, даже ради одной из них. Правда, надо сразу оговориться, что авторы обеих выставок – настоящие классики, и на фоне их работ мой отзыв выглядит не очень серьёзно. Тем не менее, продолжим.

Обнаженная. Фото Александра Гринберга

Итак – Александр Гринберг «Движение. 1920-е годы». Гринберг – очень типичная советская история, которая называется «сначала гнобим, потом гордимся». Фотограф, «унаследованный» от России, попавший затем под каток советского фарисейства как «непролетарский», отсидевший за «порнографию», а к концу века «внезапно» ставший гордостью отечественной культуры. Последнее – более, чем заслуженно, и работы Гринберга – настоящий бальзам для глаз, при том, что многие из них – явно этюды, заготовки на будущее.

Андре Кертеш
Танцующий фавн (Мой брат в роли «Скерцо»)
Дуна-Харасти, Венгрия
Июнь 1919/1967
Серебряно-желатиновый отпечаток
© Ministere de la Culture – Mediatheque du Patrimoine, Dist. RMN-Grand Palais / André Kertész Courtesy of André Kertész Memorial Museum, Szigetbecse, Hungary

Невольно вспоминаешь нынешнее возрождение фарисейства и проблемы с жанром «Ню»… Но не будем о грустном. Лучше перейдём к последней выставке, а это – Андре Кертеш – «Сигетбече – исток моего искусства».  Эта выставка – авторская ретроспектива Кертеша, составленная им самим и преподнесённая в подарок муниципалитету родного городка.

Надо ли описывать или хвалить этого автора? Я сомневаюсь. Если имя вам незнакомо, просто пойдите и посмотрите выставку, обязательно. Кертеш играет стилями и жанрами легко, словно опытный жонглёр, и всё у него получается хорошо, и каждая фотография сама по себе имеет тот самый самоценный образ, которого не хватает многим работам хорватской выставки. Тем же, то Кертеша знает, мои рекомендации и восторги не нужны, им и так понятно, что на эту выставку надо идти.