Валерий Нистратов — фотограф-путешественник, хотя это звучит подозрительно в эпоху всепроникающего туризма. После того, как сотни тысяч фотографов излазили все уголки мира, ничего, кажется, нельзя открыть заново, потому что все уже было увидено и отснято. Но возможность открытия все равно существует, просто суть этого открытия — иная…

Начальная эпоха фотографии совпала с последней эрой завоеваний европейцами мира. Первое достижение нового искусства: в середине XIX века оно сделало земной шар маленьким, приближая парижанина к египетским пирамидам, а жителя Лондона перенося в русскую зиму — при помощи снимков. Теперь уже невозможно представить себе той радости далекого и невиданного, потому что мы живем в эпоху мельтешения экзотических образов.

Валерий Нистратов избегает туристических видов. Но фотография волнует его как «возможность оказаться там, где нормальный человек не окажется», — на берегу Подкаменной Тунгуски и в марийском девственном лесу, в астраханской консерватории и даже у Храма Христа Спасителя. Его открытие связано не с покорением новых миров, не с поиском экзотики ради экзотики.

«Лесостепь» — первая книга фотографа. Результат его путешествий по стране в течении 12 лет. Это повествование открывают снимки Монголии. Нестандартное начало для разговора о своей земле Валерий Нистратов оправдывает ссылками на Льва Гумилева. «Понимание России у меня произошло в Монголии», — говорит автор.

В древности монголы молились Вечно Синему Небу. Причина этого поклонения понятна из нистратовских снимков. Небесный фон даже солдатам, пьющим газировку, придает эпические черты. А задний план с видами гор придает этнографическому сюжету про то, как девушка затягивает всаднику пояс, былинную мощь. После азиатских гор и небес русские пятиэтажки и старухи, непролазная грязь и трубы ТЭЦ выглядят совершенно иначе — в монгольской мифологической перспективе. Пустота равнодушно-прекрасного неба придает новое значение всему, что под ним происходит.

Нистратова волнуют языческое сознание народа, рассеянного по бескрайним равнинам Евразии. Марийские бабки с их жертвенными гусями и нижегородская волхва, хоронящая Кострому. В мире Нистратова даже мрачные мужики, пьющие на фоне леса, могут оказаться не простыми алкоголиками, а членами неизвестного тайного братства. Центральная Россия и окрестности в таком рассказе выглядят как пространство крайне мрачное, но не лишенное мистического обаяния.

Это открытие мира, которое связано с возвращением к самому себе. Путешествие, которое прежде всего открывает нам автора.


От издательства.

Вышла в свет первая книга известного российского документального фотографа Валерия Нистратова.

«Лесостепь» — своего рода ретроспектива, итог работы автора над различными проектами,его путешествий по России в течение последних 12 лет. По своей форме «Лесостепь» — фото-эссе, попытка свободного, неформального поиска ответа на вопрос: в чем истинная природа российского человека?

Отзывы о книге.

«Когда рухнул железный занавес, толпы бывших советских людей устремились за границу: открывать Европу, Азию и Америку. А за спиной лежала и лежит неведомая и неизвестная Россия. Мир, представленный Валерием Нистратовым, поражает своей вневременностью, очевидной бедностью и тайным богатством древнего народного бытия. И горечь, и боль, и узнавание давно забытого, и открытие «другой» жизни, полной драматизма и простодушия, ошеломляющей правды и отчаяния. И подспудно — чувство вины городского, комфортабельно живущего человека перед незнакомой страной, которая наша родина„.

Людмила Улицкая, писатель

«Это не те фотографии, которые можно повесить у себя в комнате и спокойно жить дальше. В них боль.

«Я продолжаю снимать, открывая свою страну», — говорит Валерий Нистратов.

Но это и моя страна, а потому и моя боль. И она нужна мне, чтобы еще и еще раз спросить себя: «А что я могу и как мне жить, чтобы изменилось хоть что-то?»

В книге есть несколько совершенно пронзительных фотографий. «Пьяный» крест из проволоки, танцующий на кладбище. Глаза инвалида, который смотрит на счастливого обладателя сразу двух подруг. Женщины, для которых прикоснуться к изображению святого на стене храма важнее жизни, а храм испохаблен их же соплеменниками. А чего стоит тарелка, разрисованная заморскими пальмами, с какой-то недоеденной гадостью посредине? Или девочка, которая спит рядом с гробом бабушки? А еще последний в книге снимок: он как бы ни о чем, но удивительно красив.

Пусть я не во всем согласен с Нистратовым в оценке отдельных фотографий это не страшно. Важно другое — убедиться в том, что настоящая и честная фотография в России, не гламурная или фотошопная, не конъюнктурная или чернушная, еще жива».

Александр Лапин, фотограф, преподаватель, автор книг «Фотография как» и «Плоскость и пространство, или жизнь квадратом»

«Признайтесь, вы ведь всегда знали, что она, жизнь, чёрно-белая. Цветной её делают только наше воображение и сильное желание. Фотографии Нистратова — это не картинки с натуры, это сама жизнь. Нистратов, отбросив всё наносное, просто говорит правду».

Олег Булгак, радио и телеведущий

«Нистратов берет свою голову и показывает, как он смотрит.

В его фотографиях не только социальный пафос человека, переживающего действительность, — есть и чудо. И мерцает мистика, не высокая, а триллерная.

Самые сильные фотографии в книге, это те, за которыми стоит фильм ужасов. Страхи возникают там, где глаз не просеивает свет. Страшно, когда не понимаешь, что это такое… Мне кажется, что Нистратов, может быть, подсознательно, пытается поймать страшное».

Дмитрий Ицкович, издатель, ресторатор

Краткая биография Валерия Нистратова

Валерий Нистратов родился в 1973 году в Москве.

Фотографирует с детства, профессионально — с 1990 года, когда поступил на работу фотокорреспондентом в небольшую районную газету «За коммунизм».

Через год уволился и приступил к освещению драматических событий, связанных с распадом СССР, для иностранных СМИ. Поработал практически на всех войнах, проходивших на территории бывшего СССР и за его пределами.

С конца 1993 года пересмотрел свою позицию в фотографии, отказавшись от новостной в пользу социально-документальной фотографии. Главным объектом своих фотографий считает повседневную и социальную жизнь человека в обществе, а также взаимодействие человека с окружающей средой. Работая над своими персональными проектами, много путешествует по России и бывшим республикам СССР, Китаю, Афганистану и др.

Фотографии автора экспонировались на выставках в России, Франции, Нидерландах, Швейцарии, США, Мексике, ЮАР, Японии, Китае, а также публиковались в Time, The New York Times, Dia Siete, NZZ, WOZ, Le Monde Diplamatic, OjoDePez и др.

В 2004 году вместе с швейцарской журналисткой Judith Huber издает книгу «Risse im Patriarchat, Frauen in Afghanistan» о положении женщин после падения режима Талибан.

Информация об издании.

Издатели: Леонид Гусев, Мила Сидоренко.
Дизайн — концепция: Владимир Юданов
Редактор: Ольга Шляпникова
На русском и английском языках
ISBN 978-5-903788-02-6
Формат: 300×300 мм, 186 страниц, 85 черно-белых фотографий
Ограниченный тираж: 700 экз.
Твердый переплет.