На вопрос об этичности своих фотографий из Северной Кореи французский фотограф отвечает встречным вопросом о том, допустимо ли наслаждаться изображением, зная, что эта красота маскирует страдания народа.
«Северная Корея – по-прежнему загадка для меня, – говорит Филипп Шансель, который посетил страну семь раз между 2005 и 2014 годами. – Всё кажется одновременно реальным и нереальным».
Когда Шансель начал фотографировать, в двадцать с небольшим лет, он интересовался «тем, что было спрятано, до чего нелегко было добраться». Начиная с 2005, фотографу удалось получить многоразовый доступ в Северную Корею благодаря тому, что его работа – скорее искусство, чем журналистика. «Им понравилась моя цель, потому что они не видели, как эти фото можно интерпретировать с Западной точки зрения».
Серия работ Шанселя, «Счастье по Киму (Kim Happiness), показывается сейчас как часть общей экспозиции на Фотофестивале в Белфасте. Тема фестиваля – «Правда и Ложь», то, что интересовало Шанселя на протяжении всей карьеры. Когда он начинал занятие фотожурналистикой в 1980-х, он был очарован коммунизмом, и его главной целью было «заглянуть за железный занавес».
Но затем, после съёмок в СССР, Шансель почувствовал, что ему надо сделать шаг назад. «Это сделало меня параноиком, – объясняет он. – Мне нужно было держатся от этого подальше, но в то же время какая-то маленькая часть моей души надеялась, может быть, когда-то получить доступ в последнюю коммунистическую страну в мире, в Северную Корею».
И через десятилетие ему это удалось. Шансель был допущен на фестивали и марши, и даже в школы, офисы и офисные здания. Он опубликовал свою первую книгу с фотографиями из Северной Кореи – DPRK – в издательстве Thames & Hudson, в 2006 году. Затем он фотографировал динамичные и богатые цветом, полные сложнейшей хореографии спектакли Северокорейских танцевальных церемоний, что привело к созданию проекта Arirang, опубликованного затем в виде книги издательством FAVRE в 2008 году.
Но и после этого фотограф посчитал, что те же ключевые вопросы остались без ответов. Что есть реальность, а что – пропаганда? «Мне нравится идея, что документальная фотография должна задавать реальности вопросы, прокалывать мыльные пузыри, и открывать зрителю новые горизонты», – говорит он.
В «Счастье по Киму», Шансель задаётся вопросом, этично ли наслаждаться красотой, если она оплачена страданием людей. «В Северной Корее самое интересное – то, что ты не можешь увидеть, – говорит фотограф. – Когда мы смотрим на фотографии оттуда, у нас есть заготовленные заранее представления. Если мы видим улыбку, мы можем думать, что она вынужденная, но мы никогда не узнаем, что чувствуют эти люди на самом деле».
Люди, с которыми Шансель общался, были интересны и образованны, но конечно, держали защиту. «Я чувствовал иногда, что люди смотрят на меня сквозь щит», – говорит он.
«Счастье по Киму» Филиппа Шанселя показывается как часть общей экспозиции, названной «Лгут ли правительства?» (Do Governments Lie?). Выставка открыта на фотофестивале в Белфасте с 6 Июня до 30 Июля 2019 года.
Перевод с английского Александра Курловича
Оригинальный материал опубликован на сайте BJP