Воображаемое Путешествие №1, 2016 © Gosette Lubondo

Фестиваль Addis Foto Fest (Аддис-Абеба, Эфиопия), основанный фотографом Аидой Мулуне (Aida Muluneh), имеет целью дать фотографам Африки платформу, на которой они могут показать всю сложную культуру и самые разнообразные аспекты жизни своих родных стран.

Аида Мулуне училась в средней школе в Канаде, когда местные газеты и журналы стали публиковать драматические репортажи о голодающих детях в Эфиопии. Фотографии показались ей странными.

Она родилась в Эфиопии, и фотографии не были похожи ни на её детские воспоминания о родной стране, которую она оставила в пятилетнем возрасте. Они не были похожи на то, что мать рассказывала ей о жизни в Эфиопии.

«Это не значит, что голода не было, но в Эфиопии происходит много всего – не только история голода или священника с крестом,  – говорит фотограф. – Ещё огромное количество вещей ждут своего освещения».

Это не осталось просто воспоминанием, и Аида Мулуне решила сама стать фотографом. Она вернулась в Эфиопию в 2007 году, чтобы заняться преподаванием и созданием фотографического сообщества.

«Мы должны быть активнее, – говорит она. – Просто потому, что нам нужно рассказывать истории о стране с нашей собственной точки зрения. Ведь человек, живущий здесь, видит глубже, чем прилетевший на две недели».

Белая Святыня, 2017 © Nader Adem

Её усилия увенчались созданием Addis Foto Fest, биеннале, объединяющим авторов из Африки и других частей земного шара. В первом фестивале, в 2010 году, участвовали шесть эфиопских фотографов. К нынешнему фестивалю, который прошёл 6-10 декабря в Аддис-Абебе, количество авторов из Эфиопии выросло до 35. Выставки в рамках фестиваля показывают творчество более чем 100 фотографов со всего мира.

Местные фотографы, приезжающие на фестиваль, открывают, что фотография способна быть профессией, и что они могут обрести свой голос, «быть услышанными через свои работы», – говорит Аида Мулуне. Во время портфолио-ревю, они получают советы, как быть конкурентоспособными на международном рынке, а приезжающие кураторы и редакторы находят интересных авторов.

Среди эфиопских фотографов в этом году – Мулугета Айене (Mulugeta Ayene), которую Аида Мулуне описывает как «сильного фотожурналиста, который тщательно документирует все перемены в стране», и Арон Симене (Aron Simeneh), выставлявшийся на Photoville 2017 в Нью-Йорке. Фестиваль включает персональную выставку Роджера Баллена (Roger Ballen), американского художника, живущего в ЮАР, чьи работы находятся в диапазоне от театральных, до напоминающих кошмарный сон. Включено также несколько выставок, показывающих работы авторов со всего мира.

Дерника Уильямс, Делфт, Кейптаун, Южная Африка, 2017 © Alice Mann

«Я могла, конечно, делать фестиваль только для африканцев, – говорит Аида Мулуне. – Но я чувствую, что мы живём в едином мире, и должны интересоваться всем, что происходит в нём. Моя «цель-максимум» – стать лучшими не в Эфиопии или в Африке. Мы хотим стать лучшими в мире».

Она родилась в Аддис-Абебе, но, пока росла, переезжала из страны в страну – Йемен, Англия, Кипр и, наконец, Канада, потому что мать искала, где будет лучше жить её детям. Аида Мулуне закончила Говардский Университет в Вашингтоне, Округ Колумбия, со степенью в кино, и начала снимать для «Вашингтон Пост» как фрилансер.

В 2007 году Саймон Нджами, куратор, показал её работы в Мали на престижном фестивале Rencontres de Bamako. Вскоре после этого Аида Мулуне решила на три месяца съездить в Аддис-Абебу.

Прошло 11 лет, а она по-прежнему здесь.

«Тогда я впервые поняла смысл слова "дом"», – объясняет она.

Сначала Аида Мулуне стала проводить мастерские в местном университете. Но скоро она поняла, что, для того, чтобы создать фотографическое сообщество и жизнеспособную фотоиндустрию в Эфиопии, мало просто учить фотографов. Надо ещё показать «фотография – это больше, чем работа в студии и съёмка свадеб».

Проект «Тёмная Материя» — Black-ness, 2016 © Brian Siambi

Вдохновляясь своим опытом на фестивале Bamako, Аида Мулуне провела первый фестиваль в Аддис-Абебе в 2010 году, чтобы «изменить отношение к фотографии в Эфиопии и просветить людей в том, что касается визуального языка». Она рассказывает, что поначалу было весьма нелегко, но фестиваль расширялся и становился более известным – и сообщество фотографов в Эфиопии росло вместе с ним.

Хотя её нынешняя работа связана скорее со сферой искусства, Аида Мулуне верит, что фотожурналистика остаётся основой для визуальных историй. Сейчас она ищет пути, как расширить возможности продвижения для Африканских фотографов.

«Множество фотографов приезжают на континент, чтобы сделать съёмку, а после возвращения выпустить книги, сделать выставки и получить деньги», – говорит Аида Мулуне. «Фотография – это 9-миллиардный бизнес. Хочется спросить: к какой его части мы имеем доступ в Африке?»

Дневные сны, 2018, Ребёнок беженцев из Сирии, Иордания © Tanya Habjouqa

Сотни тысяч человек собрались, чтобы приветствовать возвращение лидеров ранее запрещённого Фронта Освобождения Оромо в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Суббота, 15 Сентября 2018 © Mulugeta Ayene

Внучка Андрэ Катя держит Мортимера, одну из многих птиц, спасённых на ферме, 2015 © Sally Low

Untitled, 201 © Yafet Daniel

Почётное место №3, 2017 © Stacey Gillian

Дом – это не место, 2016.© Jahi Chikwendiu

Вот и я, 2018 © Ssekidde Julius

«Ни там, ни тут» 2018 © Hana Gamal

Это – не его похороны, это – жизнь! 2017 © Keyezua

Перевод с английского Александра Курловича