© Джослин Бэйн Хогг. LaBande
© Джослин Бэйн Хогг
Лысые, старые, толстые, в костюмах кричащих расцветок. Бандиты. Отглаженный, добропорядочный, похожий на директора школы из советского фильма «Доброта». Джослин Бэйн Хогг. Что у них может быть общего? Должно быть, ответ на этот вопрос наименее ожидаем — искусство. Джослин добрался до отцовской камеры в 14 лет. Старая Rolleiflex и прочитанная в то же время книга о Мэри Эллен Марк, которая отправилась в Бомбей делать снимки проституток, определили для Хогга фотографию как способ познания мира. Именно тяга к знаниям и природное любопытство подружили британского фотографа с криминальной группировкой Ист-Энда под названием «Фирма». Показывает Хогг их не с обычной стороны — Джослин понимал, что в целях собственной безопасности тяжелые трудовые будни бандитов лучше не снимать, — а, так сказать, с парадной. Там, где красивые девушки, дорогие рестораны и… похороны.

Черно-белый формат, выбранный британским фотографом, здесь имеет много преимуществ. Немолодым моделям (а таковые имеются в числе друзей «Фирмы») он особенно к лицу. Раз. Классический черный костюм с белой рубашкой смотрится потрясающе. Два. Дым от сигарет отчетливо виден. Три. Мужчины выглядят внушительно. Четыре. И в качестве бонуса — сам Джослин признался, что при том разнообразии мест и ландшафтов, в которых ему приходилось фотографировать «Фирму», только черно-белые снимки могли бы смотреться вместе гармонично.

О гармонии стоит поговорить отдельно. Слово происходит от греческого harmonia и означает созвучие, согласие, противоположность хаосу. Только непосвященный может думать, что жизнь криминального элемента хаотична. Это не так. Спросите у Хогга. А лучше посмотрите. Шеренга мускулистых ребят в спортивной одежде, очередь мужчин в солидных пальто и начищенных ботинках, ряд женских поп. А что? Тоже гармония.

© Джослин Бэйн Хогг. Le Derriere
© Джослин Бэйн Хогг
К слову о женских прелестях. В 2003 году итальянский психотерапевт Джироламо ло Версо опроверг бытовавшее мнение о выдающихся сексуальных способностях бандитов. Его пациенты, большие люди в итальянском криминальном мире, постоянно жаловались на нежелание заниматься сексом. Глядя на работы Джослина, такое нельзя сказать. Напротив, он сделал много игривых фотографий: мужчины ставят женщин в недвусмысленные позы и трогают за различные места. Иногда они, направляют на дам дуло оружия, но это только в шутку. Женщины, кстати, именно такие, как представляют в фильмах — пышногрудые, эффектные и несколько развратные. Стоит сказать, что одна фотография, подтверждающая мнение итальянского знатока мужских горестей и желаний, просочилась-таки наружу. Там обнаженные танцовщицы отчаянно пытаются привлечь внимание добродушного на вид, престарелого мужчины. И, как явствует из снимка, безуспешно. Он смотрит в другую сторону и, вероятно, размышляет о вечном.

Джослина Бэйна Хогга можно было бы обвинить в пиаре бандитской группировки. Взять хотя бы снимок, на котором «Фирма» стоит около церкви. В кадре присутствует скульптурное изображение Иисуса Христа. Создается впечатление, что он охраняет церковь, преграждает бандитам путь в храм божий. И, как бы страшно это не звучало, мы знаем, что они войдут. Лени Рифеншталь долго обвиняли в пособничестве нацистам, а она хотела показать красоту сильного тела. Джослин Бэйн Хогг мудрее Рифеншталь. Во всяком случае, от обвинений в прославлении криминала он себя обезопасил — портретами отдельных представителей «Фирмы», висящими при входе в галерею. Их, то есть представителей, сложно назвать приятными. На лицах бандитов оставили свой след не глубокие думы, а уличные схватки; взгляды у них пустые, тревожные или алчущие — по обстоятельствам. В общем, совсем не идеал для среднего класса, но любопытный объект для наблюдений интеллектуалов.

В заключение хочется добавить, что около входа в «Винзавод» на второй день после открытия стоял человек, похожий на безымянных «героев», выставленных в «Победе», и рычал в телефон. Правда, по-русски. Может статься, что мы еще сможем увидеть подобную хогговской выставку, навеянную колоритом отечественного криминала.

Выставка Джослина Бэйна Хогга «Фирма» демонстрируется в галерее «Победа» до 31 октября